Метод оценки стоимости замещения с учетом гудвилла
Такая оценка позволяет существенно дополнить представление о реальной стоимости целостного имущественного комплекса за счет тех видов неотраженных в балансе нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на формирование прибыли предприятия. В соответствии с действующими принципами бухгалтерского учета такие виды неосязаемых активов предприятия, формирующих его гудвилл, трактуются не как нематериальные активы, а как текущие его затраты – расходы на подготовку и повышение квалификации кадров; затраты на рекламу и маркетинговые исследования; расходы на содержание исследовательских подразделений предприятия и т.п. В процессе оценки гудвилла такого рода расходы рассматриваются как инвестиции в нематериальные активы, не отражаемые в составе баланса. Понятие гудвилла связано с синергетическим эффектом. Главным мотивом для многих слияний (компаний) является рост капитализированной стоимости объединенного предприятия. Если компании А и В сливаются для создания С, и если капиталу стоимость С > А+В, то говорят, что произошла синергия (Synergy). Синергетический эффект может возникнуть благодаря: операционной экономии, возникающей в результате возрастающей отдачи от масштаба управления маркетинга или распределения; финансовой экономии, проявляющейся в более низких трансакционных затратах и лучшей подготовке сделок аналитиками; дифференциальной эффективности, означающей, что управление одной из фирм было неэффективным и после слияния активы стали производительнее; возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции. (Слияния, снижающие конкуренцию, для общества нежелательны и незаконны). Таким образом, гудвилл выступает в форме суммированного эффекта многочисленных синергизмов и только в этой форме имеет самостоятельную инвестиционную ценность. Учет этого эффекта в ряде случаев существенно повышает реальную стоимость совокупных активов в форме целостного имущественного комплекса. При свершившейся продаже предприятия гудвилл выступает в форме разницы между рыночной и балансовой стоимостью предприятия (или стоимостью замещения чистых активов), т.е. в этом случае определение его размера сложности не вызывает*. Однако на стадии предварительной оценки стоимости целостного имущественного комплекса оценить размер гудвилла довольно сложно. Обычно в процессе такой оценки используют два основных метода: а) оценка гудвилла на основе среднеотраслевой суммы прибыли. В этом случае гудвилл характеризуется как сверхприбыль предприятия, выраженная суммой синергетических эффектов, по отношению к средней норме прибыли, генерируемой активами (среднеотраслевой норме рентабельности активов). Для нивелирования влияния случайных динамических факторов рассматриваемые показатели в процессе оценки берутся средними за последние три года. Расчет суммы гудвилла при этом методе осуществляется по следующей формуле: G = I – (А * R), (3 .5 ) где G – сумма гудвилла на основе оценки по фактической сумме прибыли предприятия; I – среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия (прибыль после налогообложения); А – среднегодовая стоимость активов предприятия; R – среднеотраслевая норма рентабельности активов, выраженная десятичной дробью. Пример. Определить сумму гудвилла на основе оценки по фактической сумме прибыли предприятия при следующих исходных показателях: среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия в сопоставимых ценах составила за последние три года 900 тыс. долл.; среднегодовая стоимость совокупных активов предприятия в сопоставимых ценах составила за последние три года 12 000 тыс. долл.; среднеотраслевая норма рентабельности активов за последние три года составила 5%. Подставляя эти значения в выше приведенную формулу, получим: Сумма гудвилла = 900 – (12 000 * 0,05) = 300 тыс. долл. б) Оценка гудвилла на основе объема реализации продукции. В этом случае основой оценки служит так называемый «мультипликатор (прибыль / объем продажи)», который характеризует удельный вес суммы чистой прибыли в объеме реализации продукции. Этот мультипликатор целесообразно использовать для оценки суммы гудвилла предприятий тех отраслей, в которых уровень рентабельности реализации продукции (уровень коммерческой рентабельности) носит стабильный характер в динамике (в зарубежной практике к таким отраслям относят торговлю, массовое питание, бытовое обслуживание, туризм и некоторые другие). В процессе оценки стоимости гудвилла на основе этого метода используют следующую формулу: G = I – (S * m), (3 .6 ) где G – сумма гудвилла на основе оценки по объему реализации продукции; I – среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия (прибыль после налогообложения); S – среднегодовой объем реализации продукции предприятием; m – мультипликатор (прибыль / объем продажи), или среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции, выраженный десятичной дробью. Пример. Определить сумму гудвилла на основе оценки по объему реализации продукции предприятием при следующих исходных показателях: среднегодовая сумма чистой прибыли предприятия в сопоставимых ценах за последние три года составила 850 тыс. долл.; среднегодовой объем реализации продукции в сопоставимых ценах составил по предприятию за последние три года 6300 тыс. долл.; мультипликатор прибыль / объем продажи (или среднеотраслевой коэффициент рентабельности реализации продукции) за последние три года составил 10% Подставляя значения этих показателей в вышеприведенную формулу, получим: Сумма гудвилла = 850 – (6300 •0,1) = 220 тыс. долл. Для оценки суммы гудвилла в мировой практике финансового менеджмента применяется и ряд более сложных многофакторных моделей. На завершающем этапе оценки стоимости замещения активов сумму гудвилла, рассчитанную одним из рассмотренных выше способов, прибавляют к ранее произведенной их оценке по фактическому комплексу, отраженному в балансе. СП5= СП4. + G, (3 .7 ) где СП5 – стоимость предприятия, определяемая по фактическому комплексу активов с учетом стоимости замещения. Характеризуя этот метод оценки, следует отметить, что он позволяет получить достаточно точную стоимость целостного имущественного комплекса, увязанную как с уровнем прибыли, генерируемой активами предприятия, так и с уровнем сверхприбыли, формируемой за счет суммированного эффекта синергизма в конкретных условиях его хозяйствования. К недостаткам этого метода следует отнести то, что он оперирует стабильными показателями уровня среднеотраслевой рентабельности и фактической прибыли предприятия, в то время как в реальных условиях нашей страны такая стабильность пока недостижима. Кроме того, за счет использования разных способов оценки гудвилла, его сумма может существенно расходиться в оценке продавца и покупателя. Рыночный подход в определении стоимости бизнеса Метод оценки рыночной стоимости предприятия (бизнеса) основан на рыночных индикаторах цен покупки-продажи аналогичной совокупности активов. Этот метод оценки имеет две разновидности. Оценка по котируемой стоимости акций данного предприятия (метод сделки) Такая оценка может проводиться по предприятиям, организованным в форме открытых акционерных обществ, чьи акции свободно обращаются на организованном или неорганизованном фондовом рынке. Основой такой оценки является фактическая котировка (средняя рыночная стоимость) одной акции. Оценка чистых активов целостного имущественного комплекса акционерных компаний может осуществляться по следующим этапам. На первом этапе определяется средний уровень котировки акций компании, обращающихся на организованном и неорганизованном фондовом рынке. Он рассчитывается как средневзвешенное его значение, где в качестве «весов» выступает объем сделок, заключенных в анализируемом периоде, на различных видах фондового рынка. На втором этапе определяется количество акций компании, находящихся в обращении. В этих целях из общего числа зарегистрированной эмиссии акций вычитают количество акций, выкупленных компанией (или оставленных ею в резерве). На третьем этапе путем умножения среднего уровня рыночной котировки акций на их количество, находящееся в обращении, определяется рыночная стоимость акционерной компании. Алгоритм этих расчетов изложен в следующей формуле: СП6 = РA * (NЭ – NВ), (3 .8 ) где СП6 – стоимость акционерного общества; РA – средний уровень котировки акций компании, обращающихся на фондовом рынке; NЭ – количество эмитированных акций; NВ – количество акций, выкупленных компанией (изъятых из свободного обращения на фондовом рынке). Пример. Определить рыночную стоимость чистых активов акционерного общества, исходя из следующих данных: средний уровень котировки акций компании на фондовом рынке составляет 40 долл.; общее число эмитированных акций в соответствии с проспектом эмиссии составляет 10 тыс. единиц; количество акций, выкупленных компанией на момент осуществления оценки, составляет 500 единиц. Подставляя значения указанных показателей в вышеприведенную формулу, получим: Рыночная стоимость акционерной компании = 40 * (10 000 – 500) = 380 тыс. долл. Характеризуя этот метод оценки, следует отметить, что он получил широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой, где его надежность определяется высокой степенью эффективности фондового рынка. В экономических условиях нашей страны он может привести к существенным искажениям реальной стоимости чистых активов акционерных компаний. Это связано с тем, что акции большинства акционерных компаний у нас неликвидны, т.е. не обращаются в массовом порядке на фондовом рынке, и их рыночная цена предложения устанавливается эмитентом произвольно без привязки к реальной оценке своих чистых активов и возможности выплаты дивидендов по ним в предстоящем периоде. Но даже при относительно свободном обращении акций на фондовом рынке их ликвидность и уровень котировки часто искусственно поддерживаются эмитентом путем скупки отдельных пакетов акций по ценам, превышающим их реальную рыночную стоимость.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Метод оценки стоимости замещения с учетом гудвилла» з дисципліни «Економіка нерухомості на підприємствах нафтової і газової промисловості»