Формы объединения предприятий: ХК, ФПГ, ассоциации
После возникновения и становления у малого предприятия может быть несколько путей развития: оставаться малым предприятием, если нет возможностей роста; влиться в крупную фирму; существовать за счет взаимодействия с крупной фирмой; превратиться в крупную фирму. К крупным (корпоративным) предприятиям относятся: - холдинговые компании (ХК); - финансово-промышленные группы (ФПГ); - картели, тресты, синдикаты, концерны, консорциумы, конгломераты, ассоциации, союзы. Холдинговая компания (ХК) - это компания, которая владеет контрольными пакетами акций предприятий, входящих в холдинг, что дает ей возможность контролировать их деятельность, участвовать в ней, получая часть прибыли, а также проводить единую политику в различных областях деятельности с целью увеличения производства и сбыта. Холдинговые компании создаются для целей поддержки убыточных предприятий, перелива капитала в прибыльные отрасли, централизации управ ления в рамках отдельной территории, содействия кооперации и т.д. На практике встречаются финансовые и промышленные холдинговые компании. Финансовый холдинг – это компания, которая согласно уставу не име ет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность до черних предприятий и может осуществлять только инвестиционную деятель ность. Промышленный холдинг – это компания, которая кроме владения контрольными пакетами акций имеет право активно заниматься бизнесом. Холдинговые компании и их дочерние предприятия организуются в фор ме акционерных обществ открытого типа. Холдинговые компании имеют следующие преимущества: o объединение капиталов, консолидация усилий в борьбе с конкурента ми; o увеличение размеров производства и сбыта продукции; o высокая эффективность в международном движении капитала; o возможность уменьшить негативное воздействие государства на пред приятие. Холдинговые компании имеют следующие недостатки:o стремление к монополизму; o искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счёт рен табельных; o потребность в большем количестве менеджеров. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – это сформированная под эгидой государства организация, в рамках которой происходит объединение промышленных предприятий и финансовых учреждений для осуществления скоординированной деятельности в решении ключевых задач структурной перестройки экономики. ФПГ имеют следующие возможности: o создавать высокоэффективные производственные системы с верти кальной интеграцией (в АПК – от производства зерна до выпуска вы сококачественных мясопродуктов); o снизить издержки, обеспечить рост конечных результатов участников ФПГ; o создать эффективный механизм финансирования; o привлечь крупные инвестиции под гарантии совокупных активов ФПГ. Характерными чертами ФПГ являются: o целенаправленная концентрация собственности и капитала; o широкое развитие трастовых (доверительных) отношений внутри группы; o высокая степень управленческой автономии и соблюдения конкурен ции между членами группы; o совместная организация маркетинга продукции. Ассоциация – это добровольное объединение предприятий с целью расширения возможностей в производственном, научно-техническом и соци альном развитии. Ассоциации создаются по отраслевому признаку, не ведут совместной производственно-хозяйственной деятельности, осуществляют свою деятель ность за счет членских взносов их участников и могут разрабатывать экономи ческие прогнозы, организовывать конференции, осуществлять издательскую деятельность в интересах участников ассоциации. Концерн – это добровольное объединение предприятий, действующее на основе централизации функций в сфере научно-технического и производствен ного развития, финансовой, внешнеэкономической и других видов деятельно сти. Предприятие, входящее в концерн, сохраняет свою оперативно-хозяй ственную самостоятельность, передает часть функций управления органам управления концерном и не имеет права входить в другие объединения. В кон церн предприятия объединяются по отраслевому признаку. Консорциум – это временное добровольное объединение предприятий, создаваемое на паевой основе для совместной реализации целевых комплексных 21программ и проектов, а также государственных заказов. Как правило, это со глашение между несколькими владельцами и держателями финансовых ресур сов (государством, банками, предприятиями, гражданами). После достижения поставленных целей деятельность консорциума прекращается или он преобра зуется в другую организационно-правовую форму. Предприятия, входящие в консорциум, могут вступать в другие объединения.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Формы объединения предприятий: ХК, ФПГ, ассоциации» з дисципліни «Економіка підприємства радіоелектронної промисловості»