Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны
Эффективное функционирование экономики предполагает оптимальное сочетание крупного, среднего и малого бизнеса. Одним из направлений экономических реформ в России, нацеленным на формирование конкурентной рыночной среды, демонополизацию экономики, рациональное использование научно-технического потенциала и создание новых рабочих мест, явилось развитие малого предпринимательства. Роль малых предприятий в экономике страны определяется выполнением ими ряда экономических и социальных функций. к экономическим функциям относятся производство продукции, работ и услуг, предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке труда, участие в формировании бюджетов всех уровней и т. д. Социальные функции включают реализацию творческого потенциала работников, применение труда социально незащищенных групп населения, удовлетворение потребностей людей в общении. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что не существует универсального критерия отнесения предприятия к категории малых. Например, во Франции предприятия считаются очень малыми при численности занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними – от 100 до 500, крупными – свыше 500 человек. В России предельная численность работников малого предприятия не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте 100 человек, в научно-технической сфере – 60, в оптовой торговле – 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30, в других отраслях – 50 человек. Однако, несмотря на широкую распространенность критерия численности занятых, его несовершенство очевидно (в первую очередь для предприятий с высоким технико-технологическим уровнем производства, где комплексная автоматизация и механизация приводит к сокращению количества работников при росте объема производства). Малый бизнес имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от среднего и крупномасштабного предпринимательства. к ним можно отнести: единство права собственности и управления предприятием, относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, персонифицированный характер отношений внутри предприятия, специфический характер финансирования, высокая доля оборотного капитала по сравнению с основным. Эти особенности во многом определяют возможности малого бизнеса конкурировать с крупным предпринимательством. Можно выделить следующие преимущества малого предпринимательства: • экономическая маневренность, адаптивность и оперативность в принятии управленческих решений, быстрое реагирование на постоянно изменяющуюся рыночную ситуацию; • повышенная скорость оборота капитала; • более простая структура управления, обусловливающая снижение косвенных расходов; • более экономное использование ресурсов. Помимо преимуществ у малого бизнеса есть и существенные недостатки, главный из которых заключается в малой величине капитала и ориентации в основном на самофинансирование, вследствие чего проявляется неустойчивость малого бизнеса. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в связи с объективно более высокими издержками производства на малых предприятиях для обеспечения их выживаемости и стабильной работы необходимы государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Без помощи государства малые предприятия не могут успешно конкурировать с крупными. В России государственное регулирование малого предпринимательства основывается на Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с Законом правительство обязано ежегодно разрабатывать программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее на обсуждение в Государственную Думу (аналогично – на региональном уровне). Государство гарантирует малым предприятиям упрощенную регистрацию, льготные стартовые условия, ряд льгот по налогообложению, предоставление статистической и бухгалтерской отчетности в упрощенном порядке. Также определен порядок предоставления льгот финансовым учреждениям, осуществляющим кредит-но-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства. Кроме того, Закон определяет, что не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Однако в силу неразвитости рыночных отношений в России многие мероприятия не реализуются, и в процессе производственно-хозяйственной деятельности малые предприятия сталкиваются с рядом организационно-технических и финансово-экономических трудностей: • несовершенство нормативной базы, недостаточное финансирование программ развития малого предпринимательства; • дефицит финансовых и, как следствие, материально-технических ресурсов, связанный в первую очередь с трудностями получения заемных средств (кредитные учреждения финансируют в основном малые предприятия с быстрым оборотом капитала и меньшим риском, функционирующие в торговле, общественном питании); • недостаток информации, опыта и квалифицированных кадров; • недостаточные темпы создания инфраструктуры малого бизнеса (отсутствуют система страхования рисков, сеть дорог и связи).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны» з дисципліни «Економіка підприємства»