В системе управления операционными доходами предприятия их планированию принадлежит центральное место. Оно подчинено главной цели политики управления прибылью предприятия и обеспечивается комплексом мероприятий по проведению расчетов отдельных видов операционных доходов на предстоящий период. Основными исходными предпосылками планирования операционных доходов предприятия являются: разработанная производственная программа, определяющая объемы и состав производимой продукции на предстоящий период; целевая сумма операционной прибыли, обеспечивающая условия эффективного развития предприятия в плановом периоде; разработанная ценовая политика предприятия.
Рисунок 6.4. Содержание и последовательность процесса планирования операционных доходов предприятия. Процесс планирования операционных доходов предприятия осуществляется по следующим четырем этапам (рисунок 6.4). 1. Анализ операционного дохода предприятия в предплановом периоде. Задачи такого анализа и его глубина должны быть направлены на изыскание возможностей увеличения общей суммы валового и чистого операционного дохода, обеспечение плановых их расчетов необходимыми информативными показателями. В процессе осуществления такого анализа изучаются: а) динамика общей суммы валового операционного дохода предприятия в предплановом периоде. При анализе динамики операционного дохода должна быть обеспечена сопоставимость цен на реализуемую продукцию. В этих целях на предприятии рассчитывается средний индекс цен по отдельным этапам отчетного периода. Показатели общей суммы валового и чистого операционного дохода предприятия приводятся в сопоставимый вид по следующей формуле:
где ОДс — сумма валового (чистого) операционного дохода предприятия в сопоставимых ценах; ОДф — сумма валового (чистого) операционного дохода предприятия в фактических ценах; Иц — средневзвешенный индекс цен на реализованную продукцию по отношению к первому анализируемому периоду. После ценового сопоставления анализируемых показателей определяются темпы изменения общей суммы валового операционного дохода предприятия по отдельным этапам отчетного периода. Расчеты осуществляются по формуле средней геометрической:
где Твод — средний темп изменения (роста или снижения) общей суммы валового операционного дохода в рассматриваемом отрезке времени (год или квартал), в %; ВОДи —общая сумма валового операционного дохода в сопоставимых ценах в последнем периоде рассматриваемого отрезка времени (квартала или месяца); ВОДх — общая сумма валового операционного дохода в первом периоде рассматриваемого отрезка времени (в первом квартале или месяце); и — количество периодов в рассматриваемом отрезке времени; б) равномерность формирования валового операционного дохода предприятия. Для характеристики этой равномерности используются обычно показатели среднеквад-ратического отклонения этих доходов и коэффициентаих вариации (алгоритмы расчета этих показателей рассмотрены ранее); в) соотношение чистого и валового операционногодохода предприятия в анализируемом периоде. В этих целяхрассчитывается и анализируется в динамике коэффициент чистого операционного дохода; г) основные факторы, повлиявшие на изменение суммы валового и чистого операционного дохода предприятияв плановом периоде. В составе эти факторов основноевнимание в процессе анализа должно быть уделено: изменению объема производства продукции; изменению состава производимой продукции; изменению уровня ценна отдельные виды продукции; изменению видов и ставок налоговых платежей, входящих в цену продукции(уплачиваемых за счет валового операционного дохода). Результаты анализа позволяют выявить основные тенденции в развитии валового и чистого операционного дохода предприятия и учесть их в процессе осуществления плановых расчетов. 2. Оценка и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка. Состояние товарного рынка, на различных сегментах которого предприятие формирует свой валовой операционный доход путем реализации отдельных видов продукции, характеризуют такие его элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция. Соотношение указанных элементов товарного рынка постоянно изменяется. Это общее состояние динамики, изменчивости товарного рынка представляет собой чрезвычайно сложное экономическое явление, поскольку оно формируется под влиянием множества разнородных и разнонаправленных внутрирыночных и общеэкономических факторов. В то же время, каждому предприятию важно знать, на какую степень активности товарного рынка, его видов и сегментов ему следует ориентироваться при планировании своего валового операционного дохода в процессе реализации производимой продукции. Степень активности товарного рынка определяется путем изучения рыночной конъюнктуры. Рыночная конъюнктура представляет собой форму проявления на товарном рынке (отдельных его видах и сегментах) системы факторов (условий), определяющих соотношение объемов спроса и предложения, уровней цен и конкуренции. Конъюнктура товарного рынка характеризуется определенными конъюнктурными циклами, в рамках каждого из которых выделяют следующие четыре стадии: 1) подъем конъюнктуры; 2) конъюнктурный бум; 3) ослабление конъюнктуры; 4) конъюнктурный спад (рисунок 6.5.).
Рисунок 6.5. Характер стадий изменения конъюнктуры товарного рынка Смена всех стадий конъюнктуры рынка определенного вида продукции происходит в среднем за 1-2 года. При этом стадии конъюнктуры товарного рынка могут совпадать, а могут и не совпадать с фазами общеэкономического развития страны. Практика показывает, что конъюнктурный бум на рынке отдельных видов продукции может происходить даже в период общеэкономической депрессии, в то время как конъюнктурный спад в конкретном сегменте рынка может иметь место и в период подъема экономики. В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью товарного рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы формировать эффективную политику операционной деятельности предприятия и определять потенциал развития его операционных доходов. Изучение конъюнктуры товарного рынка в процессе управления операционными доходами предприятия охватывает следующие этапы: а) текущее наблюдение за рыночной активностью.Оно осуществляется в тех сегментах товарного рынка, вкоторых предприятие осуществляет (или намечает осуществлять в ближайшее время) свою коммерческую деятельность, связанную с формированием операционных доходов. Текущее наблюдение за состоянием товарногорынка требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его сегменты. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема спроса в регионе наразличные виды продукции, изменению среднего уровня цен и размера ценового диапазона в отдельных сегментах рынка, изменению числа конкурентов и степени их воздействия на рыночные процессы и некоторымдругим. Результаты текущего наблюдения за конъюнктурой товарного рынка фиксируются в табличной илиграфической форме; б) оценка текущей конъюнктуры товарного рынка. Онаосуществляется в процессе анализа, основная цель которогосостоит в выявлении особенностей конкретных сегментовтоварного рынка и тех изменений, которые происходятна них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом. Анализ конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его сегментов производится в два этапа. На первом этапе анализа производится расчет системы аналитических показателей, характеризующих текущую рыночную конъюнктуру (на основе наблюдаемых информативных показателей). К таким показателям относятся: общий объем продажи данного вида продукции на рассматриваемом региональном рынке; уровень удовлетворения спроса покупателей на продукцию; темпы роста (снижения) среднего уровня цен на продукцию. На втором этапе анализа выявляются предпосылки к изменению текущей конъюнктурной стадии данного сегмента товарного рынка. Эти изменения по многим видам продукции связаны с сезонностью их производства или потребления. В процессе оценки текущей конъюнктуры рынка должны быть выявлены и исключены из анализа ее тенденций отдельные краткосрочные колебания, вызванные действием случайных факторов. К таким факторам относятся: резкие изменения погодных условий; нарушения ритмичности работы железнодорожного транспорта; стихийные бедствия; период праздников; паническая реакция покупателей или продавцов на ожидаемые изменения экономической политики государства и т.п. в) прогнозирование конъюнктуры товарного рынка. В условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование рыночной конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования операционных доходов. Это прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым. Факторный метод прогнозирования рыночной конъюнктуры основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного вида продукции, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде. Эти факторы подразделяются на экономические, демографические, социально-политические и другие. При использовании факторного метода прогнозирования конъюнктуры рынка вначале изучается влияние различных факторов на отдельные его элементы, затем отбираются наиболее значимые из них (оказывающие наибольшее влияние) и строится многофакторная модель регрессии. Ряд крупных предприятий, специализирующихся на производстве и реализации относительно небольшой номенклатуры продукции, могут самостоятельно разрабатывать многофакторные конъюнктурные прогнозы (вводя в свой штат маркетологов—специалистов по изучению и прогнозированию рынка). Другие предприятия могут приобретать эту информацию у маркетинговых фирм, специализирующихся на прогнозировании конъюнктуры рынков отдель- ных видов продукции. Факторный метод используется при среднесрочном прогнозировании рыночной конъюнктуры. Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ранее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период. При этом пренебрегают случайными факторами воздействия на эту тенденцию. Вместе с тем, следует учесть предстоящие уже известные изменения факторов внутрирыночных (например, сокращение поступления конкретных видов сырьевых ресурсов) или общеэкономических (например, изменение системы налогообложения производства и реализации отдельных видов продукции; изменение порядка лицензирования и квотирования продукции при осуществлении внешнеэкономических операций и т.п.). Этот метод доступен менеджерам любого предприятия, так как базируется на результатах текущего наблюдения и оценки конъюнктуры отдельных сегментов товарного рынка. Трендовый метод используется обычно для краткосрочного прогнозирования конъюнктуры товарного рынка. С учетом результатов прогнозирования рыночной конъюнктуры осуществляются плановые расчеты суммы валового и чистого операционного дохода предприятия на предстоящий период. 3. Расчет плановой суммы различных видов операционных доходов. Этот расчет основывается на использовании ряда методов, основными из которых являются: а) планирование валового операционного дохода на основе разработанной производственной программы (плана производства продукции). Этот метод расчета позволяет увязать планирование валового операционного дохода с ресурсным потенциалом предприятия и уровнем его использования. Базовым показателем расчета плановой суммы валового операционного дохода выступает в этом случае планируемый объем производства товарной продукции. Модель расчета плановой суммы валового операционного дохода предприятия при использовании этого метода имеет следующий вид: водп = згпн + пгп - згпк, где ВОДп —плановая сумма валового операционного дохода предприятия, рассчитанная на основе производственной программы; ЗГПН — сумма запасов готовой продукции на начало планируемого периода; ЗГПК—сумма запасов готовой продукции на конец планируемого периода; ПГП —суммарный объем производства готовой товарной продукции в плановом периоде. б) Планирование чистого операционного дохода наоснове разработанной производственной программы. Базовым показателем при этом выступает плановая суммавалового операционного дохода, рассчитанная на основепроизводственной программы предприятия. Модель расчета этого показателя имеет следующий вид:
где ЧОДп — плановая сумма чистого операционного дохода, рассчитанная на основе производственной программы; ВОДп — плановая сумма валового операционного дохода, рассчитанная на основе производственной программы; НДС —ставка налога на добавленную стоимость (и других налогов, уплачиваемых за счет валового операционного дохода), в %. в) планирование чистого операционного дохода на основе целевой суммы прибыли. Этот метод является наиболеепрогрессивным, так как позволяет наиболее полно увязатьпланируемую сумму операционного дохода с задачамиразвития предприятия в предстоящем периоде, обеспечивая необходимый уровень самофинансирования развитияоперационной деятельности. Базовым показателем расчета плановой суммы чистого операционного дохода предприятия в этом случае выступает целевая сумма чистойоперационной прибыли (порядок ее формирования рассматривается в соответствующем разделе). Модель расчета плановой суммы чистого операционного дохода прииспользовании этого метода имеет следующий вид:
где ЧОДп —плановаясумма чистого операционного дохода предприятия, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; ЧОПц —целевая сумма чистой операционной прибы ли, определенная на плановый период; И0 — планируемая сумма операционных издержек; НП — ставка налога на прибыль (и других обязательных платежей за счет прибыли), в %. г) планирование валового операционного дохода на основе целевой суммы прибыли. Базовым показателем при этом выступает плановая сумма чистого операционного дохода, рассчитанного на основе целевой суммы прибыли. Модель расчета этого показателя имеет следующий вид:
где ВОДц —плановая сумма валового операционного дохода предприятия, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; ЧОДц —плановая сумма чистого операционного дохода, рассчитанная на основе целевой суммы прибыли; НДС —ставка налога на добавленную стоимость (и других налоговых платежей, уплачиваемых за счет валового операционного дохода), %. 4. Разработка системы мероприятий по обеспечению выполнения плана операционных доходов. Система этих мероприятий разрабатывается в разрезе следующих основных направлений: а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики; б) использование благоприятной конъюнктуры рынка в отдельных его сегментах; в) повышение уровня сервисного обслуживанияпокупателей продукции; г) предоставление товарного кредита покупателямс целью стимулирования реализации продукции; д) интенсификация рекламной и информационнойдеятельности; е) развитие сети фирменных сбытовых филиаловпо реализации продукции; ж) доведение разработанных планов до центровдохода и прибыли.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ ДОХОДОВ» з дисципліни «Управління прибутком»