Некоторые основные положения и правила законодательства, касающиеся банков, были более понятными, если бы они рассматривали позицию банка как в целом, так и в контексте многосторонней гарантии. Дело банков оказывать финансовые услуги. Одна из их услуг - это гарантии. Банк - не страховое общество. Когда банк выпускает гарантию, то он не имеет в виду защиту бенефициара от убытков. Он также не берет на себя экономический риск платежа, в то время как страхователь принимает его на себя. Банк принимает кредитный риск, а именно, рискует тем, что его платеж не будет покрыт платежом его клиента. Настаивая на равноценной параллельной защите, банк может значительно уменьшить такого рода риск. С позиции банка его участие в гарантии заключается в осуществлении платежа, если условия гарантии соблюдены, и в немедленном рамбурсировании, которое чаще всего заменяется обычным дебетованием счета клиента.1 Экономический риск платежа по гарантии или по резервному аккредитиву ложится на клиента/ принципала. Когда банки соглашаются стать стороной по многосторонней гарантии, они соглашаются оказать финансовую услугу, а не юридическую, для оказания которой у них нет достаточных навыков и опыта. Соответственно, их участие не может и не должно простираться до юридического решения возникающих между принципалом и бенефициаром споров. Более того, любое вовлечение в подобные споры может привести к тому, что банки будут втянуты в неразрешимые конфликты интересов, так как банк является стороной по договорным обязательствам как с принципалом, так и с бенефициаром. Банк не может и не должен быть судьей в случаях столкновения участников основного договора.2 Эти соображения лежат в основе собственной законной заинтересованности банка в принципе независимости и соблюдении нейтралитета. Услуга по выпуску гарантии достаточно дешева, особенно если сравнивать с услугами, оказываемыми гарантийными компаниями.3Сравнительно низкая комиссия подразумевает, что такая операция может быть осуществлена быстро, легко и почти автоматически. Гарантия должна выходить со стола среднего звена банка. Это может служить еще одним объяснением тому, почему банкам выгоден принцип независимости и почему их платежные обязательства базируются на документах, а именно: на сравнении документов представленных и документов, требуемых по гарантии. Это сопоставление и будет служить основанием для платежа. От банков никто не ожидает выхода за рамки самих документов, они не могут быть инстанцией, определяющей наличие у бенефициара права требовать платежа, иначе они могут быть вовлечены в споры. Вопрос о том, могут ли банки быть судьями по таким сделкам или нет, неуместен. Вполне возможно, что банки могут выступать в качестве третейского судьи, но не за такую низкую плату. И еще размер комиссионных сборов невелик из-за того, что в основном подвергаются риску клиенты, а не банки. Существует другой путь распределения риска. Именно клиент, и не кто-нибудь другой, выбирает бенефициара. Определение условий платежа по гарантии и ее вида (прямая или непрямая) - это также вопрос соглашения между принципалом/дебитором и бенефициаром/кредитором. Это балансировка выгод и рисков - обычно в выгоде остается кредитор, а дебитор в убытке, что, впрочем, воспринимается как плата за заключение контракта именно с ним. Такое распределение рисков не меняют позицию банка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Выпуск гарантии как финансовая услуга» з дисципліни «Банківські гарантії в міжнародної торгівлі»