Вопрос об элементах системы кредитовании можно рассмотреть в различных аспектах. Элементами системы кредитования могут являться и сами участники правоотношений, и этапы правоотношений по кредитованию. Отчасти та сторона вопроса, которая касается составляющих элементов системы кредитования, относящаяся к этапам кредитования, рассматривается нами в вопросе 2.5 настоящей книги. Кто может быть участником правоотношений по кредитованию? Напомним вам, что в настоящей книге мы рассматриваем не только собственно правоотношения по кредитованию как гражданско-правовое обязательство, но и обязательства лизинга, факторинга, займа как схожих (аналогичных) форм оказания возмездной помощи предпринимателям. Участниками правоотношений могут выступать три или две стороны. Это, с одной стороны, банк или иная кредитная организация, с другой стороны сам предприниматель, который берет кредит. Оба данных участника являются заинтересованными лицами в правоотношениях по кредитованию, каждый из них получает свою определенную прибыль и, следовательно, имеет корыстную заинтересованность в получении кредита и его погашении. В ряде случаев есть и третья сторона правоотношений по кредитованию, она всегда присутствует в правоотношениях по лизингу и факторингу. В правоотношениях по кредитованию или займу она также может быть в виде поручителя. Рассмотрим подробнее каждую сторону правоотношений подробнее. Банк или иная кредитная организация представляет собой сторону, которая выдает кредит. Банк заинтересован в том, чтобы выданный кредит был впоследствии в определенные сроки и своевременно погашен, т.е. обязательства должны исполняться надлежащим образом. Вместе с тем сам банк, иная кредитная организация должны обладать определенными правами (специальными разрешениями и лицензиями) для того, чтобы получить право на осуществление банковских операций. Банк должен пройти государственную регистрацию. Все указанные вопросы подробно урегулированы в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности". Согласно ст. 12 названного Федерального закона, решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации кредитных организаций осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Это очень важное положение: если предприниматель ищет "разового" кредитора, то ему все равно, кто ему выдает кредит, главное, что выдали; а вот если вам нужен постоянный партнер по бизнесу - надежный и состоятельный банк, - то стоит проверить наличие всех необходимых документов у банка, в определенных случаях лицензию у банка могут и отозвать или приостановить ее действие. Банки обычно не скрывают такую информацию от клиентов, а вывешивают копию своей лицензии на обозрение всем желающим в отделениях банка. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России. Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции, если получение такой лицензии является обязательным. Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 13 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы: 1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций; в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией; 2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом; 3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия); 4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России; 5) документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию кредитной организации и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании кредитной организации; 6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года; 7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации; 8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения: а) о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; б) о наличии (отсутствии) судимости. Банк России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций (ст. 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления всех документов (ст. 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций действует Инструкция ЦБ РФ от 2 апреля 2010 г. N 135-И. Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц (ст. 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России. Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом ее учредителей с требованием произвести в месячный срок оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации. Для оплаты уставного капитала Банк России открывает зарегистрированному банку, а при необходимости - и небанковской кредитной организации корреспондентский счет в Банке России. Реквизиты корреспондентского счета указываются в уведомлении Банка России о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100% объявленного уставного капитала кредитной организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций (ст. 15 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). Банк может выступать не только кредитором в правоотношениях по кредитованию, лизингу или факторингу, но и как гарант в правоотношениях банковской гарантии. Правоотношения банковской гарантии не выделяются нами как одна из самостоятельных форм кредитования клиентов - субъектов малого предпринимательства. Банковская гарантия может сопровождать правоотношения по кредитованию или просто существовать как обязательство, не имея к кредитованию никакого отношения. Обратимся к рассмотрению самих должников или субъектов малого бизнеса. Во всех случаях это лица, которые зарегистрированы в качестве предпринимателей либо у которых есть своя организация - юридическое лицо. Субъектами малого бизнеса могут быть далеко не все организации. Как правило, банки стараются развивать кредитование тех субъектов малого предпринимательства, у которых они видят потенциал дальнейшего роста и развития и как следствие - увеличение прибыли. Поэтому предпринимателю важно обратить внимание на то, какие документы запрашивает у него банк, какими сведениями интересуется, именно это и будет первым "сигналом" к тому, чтобы понять, настроен банк на дальнейшее сотрудничество или просто на разовое получение прибыли от своих клиентов. Банк, в свою очередь, может по определенному набору документов проверить состояние дел своего клиента (контрагента). Однако более подробно этот вопрос мы рассматривать в настоящем разделе книги не будем. Определимся только с тем, по каким документам банк может проверить наличие правоспособности предпринимателя на заключение кредитного договора. Для банка важно проверить именно правоспособность того лица, которое заключает с ним договор на кредитование. Например, если лицо, заключившее договор, не имело права заключать такие сделки как юридическое лицо, то это повлечет за собой долгие судебные разбирательства для банка и долг в итоге вообще может быть не возвращен. Правоспособность физического лица - индивидуального предпринимателя означает, что гражданин может (способен) иметь гражданские права и нести обязанности. Набор документов будет различным в зависимости от того, кем является предприниматель: физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, или же юридическим лицом. Если мы имеем дело с физическим лицом - индивидуальным предпринимателем, то для проверки его правоспособности достаточно представления двух свидетельств из налогового органа: это свидетельство об идентификационном номере налогоплательщика (обычно его называют просто свидетельством об ИНН и далее в тексте именно так мы и будем его называть) и свидетельство ОГРН (так сокращенно называется свидетельство об основном государственном регистрационном номере налогоплательщика, которое выдает налоговый орган индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, далее по тексту мы будем приводить это сокращение). Сам факт наличия свидетельств может мало о чем говорить, необходимо обратить внимание на их дату, индивидуальному предпринимателю они должны быть выданы не ранее 1 января 2004 г., поскольку в 2004 г. индивидуальные предприниматели проходили перерегистрацию в обязательном порядке. Те из предпринимателей, которые не прошли перерегистрацию в налоговом органе в 2004 г., автоматически считаются ликвидированными. Конечно, помимо свидетельства об ОГРН, которое выдает налоговый орган индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, и ИНН, необходимо проверить и паспорт индивидуального предпринимателя. Также следует запросить у индивидуального предпринимателя идентификационную справку из статистики, поскольку в ней отражены те коды основной экономической деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель (определенному цифровому коду в справке соответствует определенный вид деятельности). Такие коды сокращенно называют кодами ОКВЭД. Если предприниматель желает заниматься определенным видом деятельности, например продажей алкоголя, но у него в справке нет такого кода, то это должно насторожить кредитора. Справку из отдела статистики может заменить выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выдаваемая налоговым органом. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей представляет собой документ на одном или нескольких листах (тогда они прошиты и пронумерованы), скрепляется печатью налогового органа (круглой, гербовой) и подписью руководителя налоговой инспекции (или его заместителя). В выписке также указаны коды экономической деятельности. Разумеется, выписка должна быть как можно более свежая, т.е. выдана относительно недавно. Что касается юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, то необходимо удостовериться по тем же документам об ИНН и об ОГРН налогоплательщика, которые выдает налоговый орган индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу о том, что это коммерческая организация и она может заниматься предпринимательской деятельностью для извлечения прибыли. Предпринимательской деятельностью, согласно ст. 2 ГК РФ, является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь для целей удовлетворения своих основных потребностей, для реализации основного вида деятельности. Некоммерческие организации могут получать кредит в банке, но важно обратить внимание на то, что если это бюджетная некоммерческая организация, то в ряде случаев она не может получать кредит в банке, такой договор впоследствии можно признать недействительным как противоречащий законодательству РФ. Наличия свидетельств у юридического лица еще недостаточно. Так же, как и в случае с индивидуальным предпринимателем, необходимо проверить справку из отдела статистики или выписку из налоговой, только называется она не выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Заказывают ее обычно там же, где происходят регистрация и внесение изменений в учредительные документы юридического лица. В отношении юридического лица есть еще один особый случай. Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Форма справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и форма справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов утверждены Приказом Минфина РФ от 28 февраля 2006 г. N 32н. При наличии одновременно всех оснований (признаков недействующего юридического лица) регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения (п. 2 ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (п. 4 ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Таким образом, частное лицо, учредившее организацию, в отношении которой уже принимают решение о ее ликвидации, сохранит у себя на руках все документы своего юридического лица и печать и сможет обратиться за получением кредита в банке, несмотря на то что предприятие уже находится в стадии ликвидации или вообще ликвидировано. Как банку перестраховать себя на такой случай? Здесь опять же следует обратить внимание на выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Клиент, желающий получить кредит, должен представить ее сроком давности не более трех дней, и тогда в выписке можно будет увидеть строку, где будет указано на принятие налоговым органом решения о ликвидации организации, если такое, конечно, есть. Итак, мы рассмотрели все варианты для проверки правоспособности предпринимателя; если банк будет бдительно проверять наличие документов, о которых мы говорили в настоящем вопросе, даты их выдачи и подписания, то он сможет избежать случаев, когда в банк обращается за кредитом предприниматель, который уже давно предпринимателем не является. Перейдем к рассмотрению третьей группы участников кредитных правоотношений. В правоотношениях по кредитованию могут участвовать и другие лица (физические или юридические), которые напрямую не заинтересованы в кредитных правоотношениях между кредитором (банком, кредитной организацией) и должником (предпринимателем). Поручительство представляет собой один из возможных вариантов (способов) обеспечения надлежащего исполнения предпринимателем своего обязательства по займу (кредиту). В силу обязательства по поручительству в случае, если вдруг основной должник (предприниматель) не исполняет своего обязательства перед банком по возврату суммы долга, процентов за пользование и других платежей, то банк вправе требовать уплаты всех недостающих сумм с поручителя. Правовой статус поручителя в правоотношениях полностью определяется договором кредитования (займа) и договором поручительства, прилагаемым к нему. Так, поручитель может быть обязан полностью возместить всю недостающую сумму долга основного должника только после того, как должник трижды не сможет в срок исполнить обязательства по уплате суммы долга или процентов (или и долга, и процентов). Возможно, что поручитель будет отвечать по долгам основного должника только в определенных, оговоренных в договоре случаях, например при возбуждении процедуры банкротства в отношении предпринимателя (основного должника). Все зависит от условий договора. Банк при определении правоспособности поручителя фактически может запрашивать у поручителя ту же документацию, что и при определении правоспособности должника (предпринимателя). Единственное, что дополнительно должно интересовать банк, - это кредитоспособность поручителя. Банк должен проверить, сможет ли поручитель надлежаще исполнить обязательство в случае, если исполнить его не сможет предприниматель. В других вопросах настоящей книги мы более детально поговорим об этом. Вместе с тем банк сам может выступать поручителем предпринимателя. Эти правоотношения урегулированы положениями ст. 368 - 378 ГК РФ. В вопросе 2.5 настоящей книги мы рассматриваем правоотношения банковской гарантии как один из способов обеспечения исполнения обязательства. В правоотношениях по лизингу и факторингу участвует также определенная категория субъектов, которая напрямую к правоотношениям по кредиту отношения не имеет, но они участвуют в данных правоотношениях. Параграф 6 главы 34 ГК РФ регулирует правоотношения по финансовой аренде (лизингу). Согласно ст. 665 ГК РФ, по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем. Таким образом, в правоотношениях лизинга участвует такой субъект, как продавец определенного имущества (как правило, это либо товар под реализацию, либо производственное оборудование). Данный участник системы кредитования практически никак в ней не участвует, он продает арендодателю имущество, которое арендодатель покупает именно для предпринимателя (в правоотношениях лизинга он именуется арендатором), и никаких других прав и обязанностей с арендодателем или арендатором у него не возникает. Единственное, как далее может взаимодействовать продавец товара с предпринимателем или арендодателем, - это случай, когда у проданного товара возникнут какие-либо недостатки и предприниматель или арендодатель предъявят определенные требования к продавцу товара (это определяется в зависимости от содержания договора лизинга). Правоотношения факторинга выглядят несколько иначе, они очень схожи с правоотношениями по цессии (уступке права требования, но все-таки это не уступка права требования). Глава 43 ГК РФ регулирует данные правоотношения. В силу обязательств по факторингу одна сторона (финансовый агент, это может быть как раз тот банк или иное кредитное учреждение, которое и занимается предоставлением финансовых средств предпринимателю) передает предпринимателю (клиенту) денежные средства. Однако передает она их не как кредит под проценты, а передает безвозвратно, как покупную цену. Передача средств финансовым агентом своему клиенту обусловлена тем, что у клиента есть обязательство с третьей стороной и эта третья сторона должна клиенту финансового агента, но не исполнила своих обязательств (срок не подошел или нет надлежащего исполнения). Так вот, финансовый агент (банк, кредитная организация) выкупает данное требование предпринимателя (клиента) к третьей организации. Здесь между должником клиента (третьей стороной) и финансовым агентом возникают правоотношения (взаимные права и обязанности всех трех сторон друг к другу).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Элементы системы кредитования» з дисципліни «Кредити для малого бізнесу в умовах кризи»