Кредитный мониторинг – система банковского контроля за всем процессом кредитования – проявляется в постоянном контроле как за прохождением отдельных кредитов, так и за качеством кредитного портфеля в целом. Мониторинг может быть двух типов: мониторинг ссудозаемщика, и мониторинг банка-кредитора. В мониторинге заемщика принимают участие почти все подразделения банка: юридическое, безопасности, операционное, при необходимости – подразделения, осуществляющие валютные операции и операции с ценными бумагами, аналитическое и другие. Главную роль, конечно, играет кредитный отдел (департамент, управление). Кредитный сотрудник обязан фиксировать контрольные мероприятия и регулярно отчитываться о проделанной работе с представлением аналитического заключения об уровне риска по каждой ссуде, а кредитный менеджер о качестве кредитного портфеля банка в целом (табл. 13). № Кредитный аналитик Дата визита Цель визита (напомнить о сроках платежа, изучить состояние предприятия и т.д.) Замечания(результаты визита, наблюдения, важные для оценки клиента и для оценки предприятия (+ и -) 1. 2. 3. 4. 5. и т.д. Наблюдение за кредитом нацелено на сбор информации о заемщике в течение всего срока, на который выдан кредит, на установление контроля за изменением в худшую для банка сторону тех данных, которые легли в основу первоначальной оценки кредитоспособности заемщика. Наблюдение за кредитом отличается от первоначальной оценки кредитоспособности: · по времени совершения. Проверка кредитоспособности осуществляется перед выдачей кредита, а наблюдение начинается после выдачи ссуды; · по целевому назначению. Проверка кредитоспособности проводится для идентификации риска перед принятием окончательного решения о кредитовании, а наблюдение за кредитом совершается для выявления кредитного риска в течение времени, на которое выдается кредит; · по периодичности. Проверка кредитоспособности в первоначальном виде проводится один раз, а наблюдение за кредитом является текущим, т.е. в определенном смысле периодическим или систематическим; · по объему. При расчете кредитоспособности оценивается надежность заемщика и обеспечения кредита.
Цель контроля за кредитом состоит в следующем: Ш защита имущества банка от потерь; Ш выполнение регулирующих требований Центрального банка; Ш соблюдение условий кредитного соглашения; Ш поддержание кредитоспособности заемщика на должном уровне; Ш повышение качества кредитного портфеля; Ш своевременная организация работы с проблемными кредиторами.
Объектом мониторинга является соблюдение кредитного договора. Банк при этом обращает внимание на своевременность представления всех предусмотренных в договоре документов (бухгалтерской отчетности, заверенной налоговой инспекцией, отдельных расшифровок к балансу и др.), проверяет целевое использование кредита, своевременность и полному уплаты основного долга и процентов. Контроль за кредитом включает также проверку заемщика на месте.
Своевременное реагирование на сигналы раннего проявления зарождающихся финансовых трудностей позволяет банку принять превентивные меры к улучшению ситуации и защите интересов банка. Прежде всего работника банка должны произвести глубокий анализ причины, которые привели к ухудшению положения заемщика. Затем банку целесообразно: · разработать корректирующий план дальнейших действий; · занести данный кредит в лист особого наблюдения; · встретиться с руководством предприятия; · при необходимости снизить кредитный рейтинг заемщика и изменить условия кредитной сделки (пересмотреть размеры кредитной линии вплоть до ее закрытия, использовать дополнительное обеспечение, повысить ссудный процент и т.д.); · усилить внимание к состоянию расчетного счета заемщика, его дебиторской и кредиторской задолженности; · начать поиск инвесторов, способных вложить в данное предприятие дополнительные средства; · увеличение собственного капитала заемщика за счет его акционеров, дочерних предприятий; · организация финансовой помощи со стороны других финансовых и банковских учреждений; · продажа предприятия третьей стороне.
Организационно-административные меры: · обсуждение с главными акционерами вопроса о новых руководителях предприятия, набор новой команды менеджеров; · заключение мирового соглашения с заемщиком (во избежание судебного взыскания ссудной задолженности); · назначение управляющих и консультантов для работы с заемщиком от имени кредитного учреждения.
Если реабилитация кредита не смогла предотвратить угрозу невозврата кредита, целесообразным становится: · принятие юридических мер, в том числе официальное обращение к гарантам, поручителям о выполнении ими своих обязательств; · продажа залога; · продажа кредита; · оформление документов (иск о банкротстве предприятия-должника).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Кредитный мониторинг» з дисципліни «Кредитний менеджмент у банку»