Классификация рабочих мест банковского подразделения
Прежде всего, уточним функциональное наполнение розничного бизнеса. В рамках каждого его вида необходимо и достаточно выполнять следующие функции: 1) операционную (работа с клиентами, операционными документами и платежными инструментами); 2) учетную (бухгалтерский учет); 3) аналитическую (обобщение и анализ учетной и операционной информации, формирование отчетности); 4) администрирование (управление деятельностью, развитие бизнеса). В составе каждого "зарабатывающего" базового розничного подразделения действуют следующие должностные лица (список составлен по принципу: нет должностных лиц, чья функциональность бы принципиально отличалась от указанных): 1) операционист; 2) бухгалтер; 3) аналитик; 4) руководитель; 5) кассир обменного пункта. В обязательном порядке каждое зарабатывающее подразделение (за исключением обменного пункта) обслуживается кассиром. Это может быть отдельный сотрудник, но может быть и сотрудник, на которого возложены обязанности кассира в дополнение к уже существующим. Однако в реальной банковской ситуации указанные "первичные" должности зачастую бывают совмещены в лице одного сотрудника, а именно: 1) бухгалтера-операциониста; 2) кассира-операциониста; 3) кассира-операциониста-бухгалтера; 4) кассира обменного пункта - кассира; 5) руководителя-бухгалтера; 6) руководителя-бухгалтера-аналитика; 7) бухгалтера-аналитика. Все указанные должностные лица тем или иным образом включены в текущую банковскую операционную деятельность. Можно формализовать, назвав системными объектами, перечень базовых объектов, с которыми приходится иметь дело всем выше указанным сотрудникам: - договоры; - клиенты; - сотрудники; - подразделения; - субъекты учета; - банковские операции; - бухгалтерские операции; - проводки; - счета; - этапы операций. Естественно, что различным сотрудникам и рабочим местам, образованным в составе подразделений, в силу их места в производственном процессе приходится оперировать с различными объектами и в разных качествах. Формализуем данную мысль путем введения понятий прав доступа сотрудников и рабочих мест к системным объектам. Полномочия сотрудника и рабочего места - разрешения иметь заданные виды информационного доступа к набору системных объектов. Доступный набор системных объектов задается отдельно. Для того чтобы исполнение банковской операции стало возможным, соответствующие полномочия должны быть как у рабочего места, так и у сотрудника. Будем различать следующие права (полномочия) доступа: - просмотр; - добавление; - изменение; - удаление. Таким образом, путем определения доступных системных объектов и задания прав доступа можно смоделировать любую связку сотрудник - рабочее место, а значит, и любое производственное звено в розничной деятельности. Заметим еще одно обстоятельство. Для целей эффективного управления текущей деятельностью руководителю и бухгалтеру в реальном режиме времени необходимо отслеживать: 1) остатки по счетам бухгалтерского учета, сформированные на конец последнего закрытого операционного дня; 2) обороты по счетам с начала текущего операционного дня до момента запроса; 3) прогноз остатков по счетам, вычисленный исходя из предположения, что операционный день закрыт в момент запроса.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Классификация рабочих мест банковского подразделения» з дисципліни «Банківський роздрібний бізнес»