Условно полный цикл разрешения споров можно разбить на несколько этапов, представленных на рисунке. Началу диспута предшествует презентация (или представление) транзакции эквайрером и соответствующее действие платежной системы - перевод суммы транзакции со счета эмитента на счет эквайрера. Получив возмещение от платежной системы, эквайрер рассчитывается с торговой точкой. Эмитент списывает сумму транзакции со счета держателя карты.
1 этап - запрос копии подтверждающих документов (Retrieval Request)
Держатель карты обращается в банк с требованием объяснить ему, по какой причине в его выписку включена транзакция, которой он не совершал. Банк-эмитент направляет банку-эквайреру запрос копии документа, подтверждающего транзакцию. Запрос выполняется эмитентом в форме транзакции Retrieval Request специального формата, содержащего данные об оригинальной транзакции и причине запроса. Максимальный срок ожидания ответа от эквайрера, установленный правилами, - 30 дней. Далее возможны несколько вариантов развития событий: 1) в течение установленного срока эмитент получает от эквайрера ответ (Retrieval Request Response). Копия документа предъявляется клиенту, и тот, убедившись в соответствии времени, даты, суммы транзакции и наличии собственной подписи, признает, что был неправ. Конфликт исчерпан; 2) ответ не получен в срок; 3) ответ получен, но неудовлетворителен: отсутствует подпись клиента либо не совпадают данные запроса и ответа.
"Рисунок. Схема разрешения споров"
Во втором и третьем случаях эмитент имеет все основания для перехода к следующему этапу претензионного процесса.
2 этап - 1-я финансовая претензия (1-st Chargeback)
Претензия выполняется эмитентом в форме транзакции специального формата 1-st Chargeback, содержащего данные об оригинальной транзакции и причине претензии. Следствием процессирования такой транзакции являются списание платежной системой суммы транзакции со счета эквайрера и зачисление ее на счет эмитента. Реакция эквайрера на списание средств может быть различной: - эквайрер имел все основания для процессирования оригинальной транзакции и имеет в качестве доказательства документ с подписью держателя карты, но не среагировал должным образом на получение запроса этого документа. В этом случае эквайрер использует шанс исправить положение на следующем этапе; - эквайрер согласен с тем, что изначально транзакция была спроцессирована им безосновательно, например по ошибке; в этом случае эквайрер не предпринимает никаких действий по отношению к эмитенту, но производит удержание излишне перечисленных торговой точке средств из последующих сумм возмещений. Эмитент, выждав отведенные эквайреру для ответного шага 45 дней, возвращает средства своему клиенту.
3 этап - 2-е представление транзакции эквайрером (Representment)
Репрезентация выполняется эквайрером в форме транзакции, аналогичной оригинальной транзакции и отличающейся только маркером 2-го представления. Различие заключается в обязательном сопровождении данной транзакции передачей подтверждающих документов (Supporting Documents). Срок возможной репрезентации ограничен 45 днями с момента получения претензии. Финансовые результаты 1-го и 2-го представления аналогичны: сумма транзакции возвращается от эмитента к эквайреру. Так же, как на этапе запроса документов, решение эмитента может быть различным в зависимости от обстоятельств: 1) эмитент и держатель карты удовлетворены полученными документами и соглашаются с тем, что они подтверждают участие клиента в оригинальной транзакции. Конфликт исчерпан; 2) репрезентация не сопровождалась представлением подтверждающих документов в 30-дневный срок; 3) документы получены, но не удовлетворительны: отсутствует подпись клиента либо данные не соответствуют оспариваемой транзакции. Во втором и третьем случаях эмитент поставлен перед выбором: а) отказаться от дальнейшего участия в диспуте с эквайрером и попытаться урегулировать вопрос с клиентом; б) продолжить диспут с привлечением арбитражного комитета платежной системы.
4 этап - участие в арбитражном процессе (Arbitration)
Решение об участии в арбитражном процессе является весьма ответственным для обеих сторон: проигравшая сторона не только теряет сумму оспориваемой транзакции, но обязана оплатить $250 за рассмотрение вопроса в арбитраже и $250 в пользу победителя. Поэтому обязательным шагом перед передачей дел в арбитражный комитет является предарбитражная попытка урегулирования вопроса без участия платежной системы. Эмитент направляет эквайреру предарбитражное уведомление (Pre-Arbitration Notification), содержащее краткое изложение истории диспута, свои аргументы в пользу возврата средств и предложение вернуть сумму транзакции добровольно до передачи дела в арбитраж. В некоторых случаях (с учетом аргументов эквайрера и его шансов на выигрыш) предлагается компромиссное решение - например возврат половины суммы. В случае если в течение 30 дней эквайрер не ответил согласием, эмитент не позднее 60 дней с момента репрезентации направляет документы в арбитражный комитет. После рассмотрения дела и вынесения решения арбитражный комитет уведомляет о нем обоих участников, данное решение является основанием для окончательных взаиморасчетов. В исключительных случаях, когда сумма транзакции превышает $5 тыс. и один из участников утверждает, что располагает новыми доказательствами своей правоты, дело может быть подано на апелляцию и вновь рассмотрено региональным арбитражным комитетом. Споры по поводу сумм свыше $100 тыс. рассматриваются международным советом директоров.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Этапы претензионного процесса» з дисципліни «Пластикові картки»