Налоговый и бухгалтерский учет - два важных элемента информационной системы, накапливающей сведения о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности торговых предприятий. Их цели близки, но не идентичны. Налоговый учет формируется для решения государственной задачи наполнения федерального и местного бюджетов, бухгалтерский - для решения государственной задачи привлечения зарубежных инвестиций в экономику. Эти различия и привели к появлению двух самостоятельных видов учета. При этом в России произошло некоторое смешение понятий юридических законов и законов естествознания, что неверно. Юридические нормы, возведенные в рамки закона, нельзя отождествлять с объективными законами развития природы и общества. Они нуждаются в постоянной корректировке по результатам их практического применения. Если отдавать приоритет экономической сущности обеих целей, то в них нет противоречия: интенсивно пополнять бюджет могут только такие торговые предприятия, которые своей высокой рентабельностью привлекают отечественных и зарубежных инвесторов. Неприбыльные предприятия, наоборот, нуждаются в снижении налогового бремени и кредитной поддержке. Начиная с 1995 года, когда появился первый проект Налогового кодекса РФ, в отечественном налоговом учете преобладает фискальная, а не регулирующая составляющая. Чаще всего устанавливается не отвечающий реальному состоянию и потенциальным возможностям уровень доходности торговых предприятий, по которому исчисляются платежи в бюджет и внебюджетные фонды. В это же время в других демократических странах с развитой рыночной экономикой в основу налогового законодательства закладывают три следующие взаимосвязанные основные цели: 1) формирование доходной части бюджета; 2) содействие устойчивому развитию экономики; 3) обеспечение социальной справедливости. Недостаточно экономически обоснованный современный отечественный налоговый учет не дает возможности развиваться всем торговым предприятиям, особенно тем, которые относятся к категории малого и среднего бизнеса. Такое состояние налогового учета наносит определенный ущерб экономике страны и тормозит процесс реализации социальных целей. Кроме того, в результате несогласованности законодателей возникли существенные сложности стыковки налогового учета с бухгалтерским учетом. Внедрение в практику предлагаемого в данной работе автономного налогового учета с выходом на независимую финансовую отчетность открывает возможность придать приоритет любому из упомянутых видов учета. Это в конечном счете позволит объединить их полностью. Такой налоговый учет формируется в виде самостоятельной подсистемы в полном информационном контуре предприятия исходя из принципов: автономности - независимости от других видов учета на предприятии; универсальности - достоверного отражения всех хозяйственных операций и их финансового результата, подтверждаемого сведениями из других видов учета, в частности - бухгалтерского; контролируемости - осуществления учетного процесса исключительно на базе первичных бухгалтерских документов и при помощи двойной записи хозяйственных операций и действий; комплексности - описания хозяйственной деятельности с одновременной корректировкой противоречивых экономических и фискальных требований; глобальности - полного охвата всех хозяйственных операций, действий и ситуаций с последующим оформлением оборотно-сальдовых ведомостей, налогового баланса и налоговой отчетности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Несовпадение целей» з дисципліни «Податковий облік в торгівлі»