ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Організація діяльності центрального банку

Организация реструктуризации и санирования банков
На основании собранной информации служба банковского надзора оценивает риски, принимаемые банком, и эффективность системы управления ими.
Согласно Базельским основным принципам эффективного банковского надзора органы пруденциального регулирования должны располагать адекватными возможностями применения корректирующих мер в отношении банков, которые создают ситуацию неплатежеспособности и возникновения угрозы интересам банковских депонентов.
Признаками такой ситуации в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь являются нарушение нормативно-правовых актов, предписаний и экономических нормативов Национального банка, непредставление или представление ему неполной или недостоверной информации, что влечет предупреждение банка, взыскание в бесспорном порядке штрафа и приостановку на срок до одного года действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций. Продолжение невыполнения предписаний Национального банка, наличие убытков по результатам деятельности за год и других нарушений означает ухудшение экономического состояния банка, необходимость интенсификации мероприятий по его санации. Одновременно это является тревожным сигналом о недейственности методов надзора за деятельностью банка.
Оценка рискового состояния банка Национальным банком Республики Беларусь осуществляется с помощью Методики оценки банков по четырем факторам – оценка Z от 12.XI.1998 г. № 124, и Методики определения степени проблемности банков от 12.XI.1998 г. № 125 утвержденных Советом директоров Национального банка Республики Беларусь 10.XI.1998 г. (протокол № 30.4). Методика оценки Z, являющаяся инструментом быстрого определения рискового состояния банка, базируется на расчете четырех основных факторов его устойчивости относительно среднего уровня по банковской системе:
- достаточности собственного капитала;
- качества активов: отношение суммы просроченных, пролонгированных и сомнительных кредитов (за вычетом резервов на потери по активам кредитного характера) к чистым кредитным вложениям;
- прибыльности (отношение текущей прибыли к активам);
- ликвидности.
Общая Z- оценка рассчитывается как среднее арифметическое частных оценок факторов. Традиционным для данного метода является расположение банков в итоговой рейтинговой таблице по принципу «от худшего к лучшему».
Методика определения степени проблемности банков используется для своевременного применения к банкам корректирующих мер надзорного реагирования. По степени проблемности банки подразделяются на четыре группы. Отнесение банков к той или иной группе производится по алгоритмам, основанным на их пруденциальной отчетности на 1-ое число каждого месяца. В первую группу входят банки без признаков финансовых затруднений, во вторую – банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности, в третью – банки, испытывающие серьезные финансовые трудности, в четвертую – банки, находящиеся в критическом финансовом положении.
Результаты надзорных оценок не подлежат разглашению и используются для достижения пруденциальных целей.
Применяемые в других странах стандартизированные методики CAMELS, PATROL, ORAP, BAKIS, RAST и др. также ориентированы на быстрое применение корректирующих мер надзорными органами (приложение). В настоящее время создание и применение стандартизированных методик комплексной оценки деятельности коммерческих банков стало ведущим инструментом системы банковского надзора. Его эффективность зависит от оперативности и полноты сбора информации, достоверности отчетных данных об управлении банком и его финансовой ситуации, точности избранных критериев оценки, способности сотрудников надзорных служб распознать обострение того или иного риска и своевременно вмешаться в ситуацию.
В этом же качестве Национальный банк Республики Беларусь рекомендует применение банками стресс-тестирования для индивидуального подхода к оценке финансового состояния банка. Оно позволяет оценить вероятность и конкретные причины возникновения критических ситуаций в банковской деятельности и предложить превентивные меры минимизации негативных последствий. Стресс-тесты дают возможность оценивать финансовое будущее отдельных банков и в целом банковской системы.
Основная цель стресс-тестов:
- сделать риски более прозрачными путем оценки уязвимости банка к макроэкономическим шокам;
- определить величину потенциальных убытков в случае наступления неблагоприятных событий, которые могут привести к изменению параметров устойчивости банка.
Введение стресс-тестирования в качестве обязательного правила оценки риска банка на основе внутреннего рейтинга является следствием постепенного перехода надзора от концепции регулятивного капитала (стандарта, соблюдение которого всеми банками требует регулирующий орган) к теории экономического капитала. Экономический капитал – это капитал, необходимый для компенсации неожиданных потерь от рисков, принимаемых конкретным банком в его индивидуальных макро- и микроэкономических и правовых условиях деятельности. Формирование капитала в объеме, достаточном для минимизации рисков реально возможно путем собственной оценки их уровня самим банком. Банк лучше чем кто-либо другой осведомлен о своем месте на финансовом рынке и связанном с ним уровне риска. Для уверенности в способности банка адекватно определить величину своего экономического капитала надзорный орган должен быть осведомлен о наличии у банка:
- надежной системы управления, в том числе рисками;
- возможности получать достоверную информацию о финансовом состоянии клиентов и перспективах его изменения («знай своего клиента»);
- рейтинговой системы, позволяющей классифицировать клиентов по уровню возможного банкротства.
Переход к такой модели пруденциального регулирования основан в значительной степени на стимулировании саморегулирования банков при сохранении надзорных требований к соблюдению объема собственного капитала как стандарта минимальной его достаточности.
Своевременная диагностика высокорисковых зон в деятельности банка позволяет предотвратить нерациональное распределение ресурсов общества и расходование государственных средств в случае локальных и системном банковских кризисах. Поэтому Банковским кодексом Национальному банку Республики Беларусь дано право направлять банкам для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять к ним санкции, а также как кредитору последней инстанции – осуществлять их рефинансирование. Национальный банк Республики Беларусь в целях санирования применяет меры экономического и административного воздействия и в рамках оказания финансовой помощи осуществляет на условиях возвратности и платности кредитную (депозитную) поддержку низколиквидных банков. Последнее сопряжено с реализацией механизма чрезвычайного кредитования, который используется для финансирования проблемных банков под высоколиквидное обеспечение (отвечающее стандартным критериям центрального банка, куда не входят основные фонды проблемного банка) и отличается от механизма удовлетворения краткосрочной потребности в ликвидности нормально функционирующих банков.
Корректирующие меры Национального банка как метод банковского надзора направленный на восстановление нормального функционирования банка.
Кодекс надлежащей практики обеспечения прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике (декларация принципов, принятых Международным валютным фондом) предусматривает, что информация о корректирующих мерах и решениях чрезвычайного кредитования может быть ограничена для общества. Оправданием этому является соображения, связанные с моральным риском, рыночной дисциплиной и стабильностью финансовых рынков.
В соответствии с действующим законодательством Национальный банк Республики Беларусь применяет следующие меры экономического воздействия:
1) требование устранения выявленных нарушений (предупредительная мера);
2) взыскание штрафов (не производится в случае отрицательного значения собственного капитала банка);
Штрафы взыскиваются в белорусских рублях в сумме, рассчитываемой исходя из установленного минимального размера уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка, действующего на дату подписания распоряжения о применении штрафа, в доход республиканского бюджета.
Сумма штрафа за невыполнение функции агента валютного контроля уплачивается или взыскивается в республиканский бюджет в иностранной валюте или в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на дату уплаты или взыскания;
3) приостановление действия лицензии на осуществление банком отдельных банковских операций на срок до одного года либо до устранения нарушений;
4) требование осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе изменения структуры активов;
5) внесение предложений о замене руководителя банка либо проведение повторной оценки профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
6) требование отстранения руководителя банка от занимаемой должности;
7) требование осуществления реорганизации банка;
8) изменение для банка экономических нормативов на срок до одного года либо до устранения нарушений;
9) введение запрета на открытие филиалов (отделений), а также структурных подразделений, расположенных вне места нахождения банка, на срок до одного года либо до устранения нарушений;
10) отзыв лицензии на осуществление отдельных банковских операций;
11) передачу банка во временное управление Национального банка либо назначение временной администрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В рамки полномочий Национального банка входят меры административного воздействия на должностные лица банка в виде штрафа.
Согласно Базельским основным принципам эффективного банковского надзора в наиболее сложных ситуациях, когда мерами экономического или административного воздействия не удается разрешить возникшую проблему, надзорный орган обязан организовать мероприятия по предупреждению банкротства банка.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» Национальный банк вправе:
потребовать осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка;
потребовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности;
потребовать осуществление реорганизации банка;
изменить для банка экономические нормативы на срок до одного года либо до устранения нарушений;
ввести запрет на открытие филиалов (отделений), а также структурных подразделений, расположенных вне места нахождения банка, на срок до одного года либо до устранения нарушений;
отозвать лицензию на осуществление отдельных банковских операций;
назначить временную администрацию.
Разработка и реализация плана улучшения финансового состояния может идти по пути:
- оказания финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и/или иными лицами;
- изменения структуры активов и пассивов банка;
- изменения организационной структуры банка;
- создания банком системы надежного внутреннего контроля;
- введения специального механизма по обеспечению возврата активов (создание специального структурного подразделения по возврату проблемных активов банка, проведение взаимозачетов, уступка требований, инициирование банкротства клиентов-должников и др.);
- введения ограничений на досрочное расторжение депозитных договоров, заключенных с учредителями (участниками), на продажу третьим лицам акций, принадлежащих учредителям (участникам).
Национальный банк Республики Беларусь вправе взять банк в свое временное управление или назначить временную администрацию. Временная администрация является специальным органом управления банком, назначаемым в случае если банк:
- в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах банка не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и/или не исполняет обязанности по уплате платежей в течение 7 дней и более со дня наступления даты их исполнения;
- допускает снижение собственного капитала более, чем на 30 процентов по сравнению с максимальной величиной достигнутой за последние 12 месяцев, нарушая при этом один из экономических нормативов;
- в течение последнего месяца более чем на 20 процентов нарушает норматив текущей ликвидности;
- в установленный срок не исполняет требований Национального банка о замене руководителя банка либо о принятии мер по улучшению финансового состояния или реорганизации банка;
- относится к числу имеющих основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций;
- имеет другие нарушения, соответствующие основаниям для изменения формы управления.
Задачами временного управления банком являются создание работоспособного управленческого аппарата, обеспечивающего устранение нарушений, информирование Национального банка о реальном состоянии дел в банке и внесение предложений о перспективах дальнейшего функционирования банка, осуществлении иных мер по исправлению положения банка.
Временная администрация возглавляется руководителем, имеющим специальный аттестат управляющего при банкротстве банка. Управляющий при банкротстве должен иметь лицензию органа государственного управления по делам о банкротстве, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Национальным банком, а также располагать специальным аттестатом управляющего.
Общий срок действия временной администрации не может превышать 30 месяцев. Основаниями для принятия решения о прекращении деятельности временной администрации являются:
· устранение причин, послуживших основанием для ее назначения;
· передача дел управляющему в производстве по делу о банкротстве;
· противодействие органов управления банка осуществлению временной администрацией возложенных на нее функций, что влечет ответственность, установленную законодательством.
В целях упорядочения расходов банка в период деятельности временной администрации составляется смета расходов, утверждаемая Национальным банком. Руководитель временной администрации представляет ежемесячно (еженедельно) в Национальный банк письменный отчет.
При длительных отложенных клиентских платежах, снижении на 30% собственного капитала и более чем на 20% фактического значения норматива текущей ликвидности Национальный банк вправе потребовать реорганизации банка в форме слияния и присоединения. Поглощение неплатежеспособного банка или его слияние с другим более прочным банком является приоритетным направлением защиты интересов кредиторов экономически несостоятельного депозитного учреждения. Для осуществления реорганизации требуется решение владельцев участвующих в этом процессе банков.
Меры воздействия, применяемые к банкам и их должностным лицам, группируются в зависимости от выявленных нарушений того или иного законодательства, регулирующего банковскую деятельность, и применяются либо за каждое нарушение отдельно, либо в пределах мер воздействия, установленных за более серьезное нарушение. При этом должна быть исключена ситуация двойного применения мер воздействия за одно и тоже нарушение, за исключением предупредительной меры (предписание об устранении нарушения). Она может применяться одновременно с иными мерами воздействия, причем как единовременно, так и до или после их применения. Меры воздействия не могут быть применены к банку повторно за совершение одного и того же нарушения, за исключением предупредительной меры (предписания об устранении нарушения).
Меры воздействия к банку по результатам проверки не могут быть применены, если истекли следующие сроки:
два года со дня совершения нарушения;
три месяца со дня обнаружения нарушения.
Решение о применении к банку меры воздействия не подлежит исполнению, если оно не было обращено Национальным банком к исполнению в 3-месячный срок со дня его вынесения. В случае подачи жалобы (искового заявления) исчисление указанного срока приостанавливается с момента ее (его) подачи на срок до ее (его) рассмотрения и возобновляется со дня, следующего за днем ее (его) рассмотрения.
При этом началом исчисления указанных сроков является день, следующий за днем совершения или обнаружения нарушения. Днем обнаружения нарушения считается день составления акта проверки, в котором отражен факт нарушения банком акта законодательства. Днем совершения нарушения считается день фактического нарушения банком акта законодательства. При этом при длящемся нарушении сроки исчисляются с момента прекращения нарушения или составления в установленном порядке акта проверки.
Решение о применении меры воздействия (за исключением принятого Правлением Национального банка) может быть обжаловано банком в Национальный банк в течение 5 рабочих дней со дня его получения банком.
В соответствии с Правилами применения Национальным банком мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, утвержденными Правлением Национального банка Республики Беларусь от 25 января 2001 года № 3, (с последующими изменениями и дополнениями) такие решения вправе принимать Правление Национального банка, Совет директоров Национального банка, Председатель Правления Национального банка, его заместители, начальники Главных управлений, их заместители.
Выбор мер воздействия производится Национальным банком или Главным управлением Национального банка исходя из:
- характера допущенных банком нарушений (значительные, незначительные);
- причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений.
Национальный банк не применяет меры воздействия в случае незначительного характера допущенных банком нарушений, которые в совокупности своей:
не влекут или не повлекут в будущем причинения значительного ущерба для банка(40 и более базовых величин на дату совершения нарушения), ущерба клиентам банка или вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам;
не влекут искажения представляемой банком отчетности, влияющего на оценку выполнения банком установленных экономических нормативов;
своевременно устранены банком до начала осуществления проверки Национальным банком (за исключением случаев, когда нарушения могут повлечь неплатежеспособность банка либо создать угрозу интересам вкладчиков и кредиторов);
не влекут или не повлекут в будущем ухудшения финансового состояния банка;
не являются нарушениями, выделенными в отдельный состав.
К исключительной компетенции Правления Национального банка относится принятие решения о применении к банкам следующих мер воздействия:
-требование об отстранении руководителя банка от занимаемой должности;
-требование об осуществлении реорганизации банка;
-отзыв лицензии на осуществление отдельных банковских операций;
-передача банка во временное управление Национального банка;
-назначение временной администрации.
Компетенцией Совета директоров Национального банка являются следующие решения:
- требование об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе изменении структуры активов;
- внесение предложения о замене руководителя банка либо проведении повторной оценки профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
- изменение для банка экономических нормативов;
- введение запрета на открытие филиалов (отделений), а также структурных подразделений, расположенных вне места нахождения головного офиса банка;
- приостановление действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций.
Председатель Правления Национального банка или его заместители по курируемым вопросам, начальники Главных управлений или их заместители вправе применить к банкам предупредительные меры воздействия, взыскать штрафы. Применение предупредительной меры воздействия оформляется предписанием в виде письма произвольной формы за подписью Председателя Правления Национального банка или его заместителя, начальника Главного управления или его заместителя и должно содержать слово "предписание" или "предписывает".
Предписание должно включать:
информацию о выявленных нарушениях в деятельности банка;
изложение требований Национального банка об устранении допущенных банком нарушений и конкретные сроки их устранения.
Предписание также может содержать:
предложение о представлении в Национальный банк информации об устранении выявленных нарушений или программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
предложение о привлечении виновных в нарушении лиц к предусмотренной законодательством ответственности.
Решение о применении мер воздействия, не являющихся предупредительными, оформляется постановлением Правления (Совета директоров) Национального банка или распоряжением Национального банка.
Постановление Правления (Совета директоров) Национального банка о применении меры воздействия к банку должно содержать ссылку на нормативный правовой акт, который нарушен, указание на акт проверки либо отчетность, из которых усматривается факт нарушений, вид и размер налагаемых на банк мер воздействия.
Решение о взыскании штрафов оформляется распоряжением за подписью Председателя Правления Национального банка или его заместителя, начальника Главного управления или его заместителя.
В распоряжение о взыскании штрафа указывается:
нарушение акта законодательства;
сумма штрафа;
порядок и сроки исполнения распоряжения;
ссылка на нормативный правовой акт Республики Беларусь, которым руководствуется Национальный банк при применении меры воздействия;
порядок обжалования.
Предложения с обоснованием применения к банку мер воздействия готовят структурные подразделения Национального банка по курируемым ими вопросам либо территориальные Главные управления. При выявлении фактов нарушения филиалами (отделениями) банковского законодательства Главное управление Национального банка по месту нахождения филиала (отделения) направляет предписание об устранении недостатков, допущенных филиалом (отделением), исполнительным органам управления банка и копию – руководителю филиала (отделения) банка.
При неустранении нарушения или недостаточности предупредитель-ных мер воздействия Главное управление по месту нахождения филиала (отделения) вправе взыскивать с банка штрафы (кроме случаев участия в комплексной проверке банка). В случае необходимости применения к банку иных мер воздействия Главное управление по нахождению филиала (отделения) направляет в Центральный аппарат Национального банка и в копии – в банк уведомление, содержащее изложение фактов нарушения филиалом (отделением) законодательства и невыполнения направленного в банк предписания, обоснование необходимости применения к банку мер воздействия за нарушения, допущенные филиалом (отделением).
Национальный банк обязан в месячный срок со дня получения уведомления рассмотреть его, принять соответствующее решение и проинформировать об этом Главное управление, поставившее вопрос о применении мер воздействия.
Решение о применении мер воздействия, принятое Правлением (Советом директоров) Национального банка, доводится до сведения банка письмом за подписью Председателя Правления Национального банка или его заместителя с приложением постановления Правления (Совета директоров) Национального банка.
Письмо о применении мер воздействия в соответствии с решением, принятым Правлением (Советом директоров) Национального банка, направляется в банк или вручается его представителю в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего постановления.
Распоряжение о взыскании штрафов выписывается в четырех экземплярах. Один экземпляр распоряжения направляется в банк для исполнения, два – в управление бухгалтерского учета банковских операций (управление бухгалтерского учета и отчетности Главного управления) для контроля за исполнением, один экземпляр остается в том структурном подразделении, которое вносило на рассмотрение вопрос о применении мер воздействия. Распоряжение о взыскании штрафа направляется банку не позднее следующего рабочего дня после его подписания.
При необходимости осуществления контроля за исполнением решения о применении к банку мер воздействия копии распоряжения или постановления Правления (Совета директоров) Национального банка направляются соответствующим структурным подразделением Национального банка.
О мерах экономического воздействия в виде отзыва приостановления, а также восстановления действия лицензии на осуществление отдельных банковских операций Национальный банк обязан сообщить в официальных республиканских средствах массовой в 7-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Если все принятые надзорным органом меры не дают результата, то надзорный орган имеет право закрыть или помочь в закрытии неплатежеспособного банка, чтобы тем самым обеспечить защиту стабильности всей банковской системы.
В Республике Беларусь банк может быть ликвидирован после исполнения своих обязательств по решению:
- его учредителей (участников) с письменного согласия Национального банка Республики Беларусь;
- хозяйственного суда;
- Национального банка Республики Беларусь.
Орган, принявший решение о ликвидации банка, в десятидневный срок после получения согласия Национального банка создает ликвидационную комиссию, назначает ее председателя, устанавливает порядок и сроки ликвидации банка. Ликвидационная комиссия:
- в течение тридцати дней со дня решения о ликвидации банка производит оценку его финансового состояния и при невозможности полного исполнения обязательств подает в хозяйственный суд исковые заявления о банкротстве банка;
- извещает кредиторов и заинтересованные стороны о ликвидации банка;
- открывает лицевой счет на который зачисляются средства, поступающие банку, а также перечисляются остатки средств с корреспондентского счета и счетов филиалов. С этого же счета удовлетворяются претензии кредиторов в очередности, установленной комиссией на каждый день в пределах остатка на этом счете. По окончании работы ликвидационной комиссии счет закрывается;
- составляет отчет об имуществе банкрота, готовит план его ликвидации, заканчивает текущие дела, осуществляет поэтапную ликвидацию собственности банка – банкрота в интересах заинтересованных сторон, представляет кредиторам, суду, государственным (в том числе налоговым) органам информацию об имуществе банка, ходе процесса его ликвидации, готовит заключительный отчет о проведении ликвидации и представляет его в суд.
После окончания процесса ликвидации банка ликвидационная комиссия передает заключительный отчет на хранение в архив. Банк считается ликвидированным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При ликвидации банка (за исключением случаев признания его банкротом) обязательства кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди):
в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные проценты, требования по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью;
во вторую очередь погашаются задолженности по взысканию алиментов, по заработной плате работникам банка, а также выплате выходных пособий;
в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банка;
в пятую очередь возвращаются вклады юридических лиц и начисленные по ним проценты;
в шестую очередь удовлетворяются требования Национального банка по кредитам, представленным банку в порядке рефинансирования;
в седьмую очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Организация реструктуризации и санирования банков» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит реалізації сільськогосподарської продукції
Аудит малоцінних і швидкозношуваних предметів
ОСОБЛИВОСТІ СТАНОВЛЕННЯ І РОЗВИТКУ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ В УКРАЇНІ
ПЛАТІЖНИЙ БАЛАНС ТА ЗОЛОТОВАЛЮТНІ РЕЗЕРВИ В МЕХАНІЗМІ ВАЛЮТНОГО ...
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Організація діяльності центрального банку | Додав: koljan (07.04.2012)
Переглядів: 760 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП