Надзор на месте – это инспекции на местах коммерческих банков и их филиалов (надзор на месте или онсайт - надзор). Инспекции не касаются нерисковых зон деятельности банка и позволяют банковскому надзору уточнять оценку текущего и перспективного финансового состояния банка. Как правило, в процессе надзора на месте выясняются: • достоверность отчетности банка; • реальность риска операций банка и его влияния на финансовое состояние банка; • эффективность системы управления, внутреннего контроля, бухгалтерского учета, управленческой информации; • качество активов банка и достаточность созданных резервов для компенсации потерь по неликвидным активам; • компетентность управленческого аппарата; • соответствие деятельности банка действующему законодательству. Надзор на месте должен носить независимый характер, основываться на четких процедурах с определением частоты и рамок инспектирования проблемных аспектов деятельности банка. В компетенцию органов банковского надзора должно входить: • право проверки любых бухгалтерских записей и документов, полного получения материалов, относящихся к деятельности банка, его филиалов, дочерних предприятий; • доступ к внутренней документации банка, касающейся локальных процедур, принимаемых решений органами управления, исполнения и контроля; • обязанность констатации фактов неправильной и незаконной деятельности банка и составления итогового документа инспекции. Национальный банк Республики Беларусь при организации и проведении проверок руководствуется Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Совета директоров Национального банка 25.06.2002 г. № 209, и Инструкцией о порядке организации проверок банков, их филиалов (отделений), представительств и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 марта 2000 г. № 812. Различают плановые и внеплановые проверки. В план могут быть включены как комплексные, так и тематические проверки. Комплексные проверки проводятся в случаях, когда требуется всесторонняя оценка финансового состояния банка, проводимых им операций, правильности их отражения в балансе и отчетности, менеджмента и внутреннего контроля. Комплексные проверки, как правило, являются плановыми. Вне плана комплексные проверки проводятся: - перед реорганизацией банка (банков) - для определения возможности проведения реорганизации - по предложению службы банковского надзора; - в случае выявления резкого ухудшения показателей деятельности банка по балансу и отчетности, возникновения вероятности создания угрозы интересам кредиторов банка — по заключению службы банковского надзора; - в иных случаях. Тематические проверки проводятся в случае необходимости для изучения отдельных направлений деятельности банка, его структурных подразделений без оценки финансового состояния банка в целом. Тематические проверки по вопросам банковского надзора, как правило, являются внеплановыми и проводятся по предложению службы банковского надзора. При подготовке графика проверок на очередной год в целях оптимизации количества проверок и координации деятельности проверяющих органов учитываются предложения структурных подразделений Национального банка и других государственных органов, входящих в Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. График утверждается Советом директоров Национального банка. Надзор на месте и вне места – это средство сбора информации о пруденциальной повседневной деятельности и называется текущим надзором (англ. ongoing banking supervision). Его сущность заключается в оперативной оценке общего состояния банка путем анализа получаемой информации о деятельности банка. Вся получаемая банковским надзором информация является конфиденциальной. Общее, постоянно обновляемое представление о финансовой ситуации в банке позволяет быстро обнаружить признаки возникающих проблем и служит ориентиром для определения корректирующих мер, которые следует предпринять для борьбы с аномалиями и разрастанием в банковской системе кризисов. Практика сбора информации о деятельности коммерческих банков различных стран путем инспекций на местах использует инструментарий инспектирования банков: а) инспекторами надзорных служб; б) во взаимодействии надзорных органов с внешними аудиторами. Это легалистический подход, разработанный в континентальной Европе и применяемый, в частности, в Бельгии, Швейцарии, Германии и т.д.; в) на основе заключенного трехстороннего договора между органами банковского надзора, внешним и внутренним аудиторами банка (Франция, Нидерланды, Великобритания и др.). В 90-е годы XX века в практику надзорных служб Великобритании, Нидерландов, Италии, Аргентины, Франции, США и ряда других стран введены инструменты банковского надзора, заключающиеся в оценке текущего состояния коммерческих банков на основе рейтингов и групповых сравнений (CAMELS, PATROL, ORAP, BAKIS, RAST, стресс-тесты и др.) и построений системы раннего реагирования на основе прогнозных моделей. Эти сравнительно новые инструменты, основываясь на документальном надзоре и инспекциях на местах, дают оценку риска и качеству менеджмента индивидуально по каждому банку, ориентированы на необходимость своевременного принятия необходимых корректирующих действий со стороны надзорных органов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Надзор на месте» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»