Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании
Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании следующий: центральный банк может таргетировать (устанавливать в качестве контрольного) только один показатель: либо агрегат денежной массы, либо обменный курс – в качестве промежуточных целей. То же касается и оперативных целей: - таргетирование денежной базы, но тогда ставка процента денежного рынка является переменной, определяемой банковской системой; - таргетирование ставки процента: ЦБ, используя инструменты рефинансирования, устанавливает целевую величину ставки денежного рынка, то в этом случае денежная база – переменная, определяемая банковской системой. Такой подход «одного показателя» объясняется вероятностью ошибок со стороны ЦБ: в этом случае неверное установление цели в отношении одного показателя будет корректироваться банковской системой посредством другого показателя. Кроме этого, в условиях контролирования двух целей одновременно населению труднее формировать свои инфляционные ожидания, поскольку не ясно, какой из двух целей будет отдано предпочтение в случае возникновения конфликта между ними. В основе выбора инструментов денежно-кредитного регулирования лежит правило «компенсационного регулирования», т.е. расширения или снижения доступа к ликвидности центрального банка в зависимости от экономической ситуации. В экономической литературе выделяют следующие подходы к классификации инструментов денежно-кредитного регулирования. 1. По характеру воздействия: · инструменты прямого (административного) регулирования и контроля; · косвенные (рыночные) инструменты. 2. По объёму воздействия на рынок: · общие (воздействуют на систему в целом); · селективные (предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок). В зависимости от вида денежно-кредитного регулирования (рестрикционное и экспансионистское), применение методов может быть тотальным или селективным. При тотальном регулировании мероприятия центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы; при селективном — на отдельные кредитно-финансовые институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности. Выбор метода регулирования деятельности банков производится в каждом конкретном случае исходя из состояния экономики. К административным методам денежно-кредитного регулирования относится использование лимитов (прямых ограничений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям деятельности коммерческих банков.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основной закон определения целей центрального банка при денежно-кредитном регулировании» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»