ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Банківська справа » Організація діяльності центрального банку

Возникновение и сущность центрального банка
Рассматривая историю возникновения центральных банков в различных государствах, нельзя не вспомнить работы Веры Смит, проведенные в тридцатые годы прошлого столетия. Ею определены две причины возникновения центральных банков: частные учреждения, - целью которых являлось получение прибыли и помощь в осуществлении финансирования правительства. Как бы то ни было, но среди существующих банков в любой стране, выделялся наиболее крупный банк, обслуживающий нужды властей. Именно размерами отличались банки друг от друга, их специализация определилась гораздо позже.
Изначально в большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX-XX вв. Это явилось началом формирования двухуровневой банковской системы. Таким образом, среди банков, выделяется один крупный банк, который находится в центре и аккумулирует вокруг себя всю остальную систему. Этот путь исторической эволюции возникновения центрального банка характерен для Англии, центральный банк в которой был создан в 1694 г., ставший эмиссионным центром в 1844 г. центральный банк Франции был образован в 1848 г., Банк Испании – 1874 г., Рейхсбанк Германии – в 1875 г., Государственный банк России - 31 мая 1860 г.
До XIX в. между банками не существовало разделения функций. Одни и те же банки (банкиры) выполняли функции коммерческих и эмиссионных банков. Вплоть до XIX в. банкноты – векселя банков по предъявлению – могли выпускать многие банки в стране. Эти банкноты в любой момент могли быть предъявлены в банк для обмена на наличные деньги. Наличными деньгами в то время были только золотые и серебряные монеты, а также казначейские билеты и ассигнации государства. В создании эмиссионных банков еще не было острой необходимости, так как банкноты в денежном обращении занимали относительно небольшое место.
Однако в некоторых странах уже тогда один из банков выделялся из общего числа как наиболее крупный и обслуживающий нужды правительства. Но государство не вмешивалось в работу этих банков, и близость к правительству не делала какой-либо банк центральным.
Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность. Быстрое развитие кредитной системы после промышленного переворота сопровождалось ростом значения банкнотного обращения. Этот рост объективно требовал замены банкнотной эмиссии многих коммерческих банков эмиссией одного специального банка, децентрализованная эмиссия банкнот уже не соответствовала потребностям развивавшихся рыночных отношений. Во-первых, банкноты отдельных, часто малоизвестных банков не могли пользоваться всеобщим доверием у населения. Банкноты коммерческих банков могли обращаться только в районе их деятельности. Развивающийся рынок требовал универсального, обращающегося в масштабе страны покупательного и платежного средства. Во-вторых, банкноты коммерческих банков не всегда пользовались достаточным доверием даже со стороны населения, проживающего в районе их деятельности. Дело в том, что децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась контролю и регулированию со стороны государства. Это зачастую способствовало злоупотреблению банками правом банкнотной эмиссии и в погоне за максимальной прибылью они выпускали не обеспеченные золотом банкноты. В результате при обмене банкнот на золото возникала опасность отсутствия необходимого количества наличных денег, т.е. золота для удовлетворения спроса со стороны владельцев банкнот. Подавляющая доля обязательств до востребования банков XIX в. приходилась именно на объем выпущенных банком банкнот. Поэтому необходимо было определить оптимальное соотношение наличных денег в кассе банка и суммы выпущенных банком банкнот по предъявлению.
Таким образом, возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банковской эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка постепенно закреплялась за самым крупным и надежным банком страны, т.е. центральный банк вырастал из рыночной конкуренции. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов.
Первые центральные банки основывали свою деятельность на актах, принятых правительствами, но это были коммерческие негосударственные банки, основывающиеся на частных капиталах. Первый центральный банк был создан в 1668 г. в Швеции (Swedisk Riksbank). В 1694 г. был создан Банк Англии (Bank of England). С точки зрения исторической формации это был период перехода от феодализма к капитализму. Частные банки, которым было поручено мобилизовать капиталы для нужд их правительств, получали определенные привилегии.
На примере Банка Англии хорошо прослеживается последовательность оказания услуг, предоставляемых частным банком нуждающемуся в финансовых средствах правительству, и присвоение функций центрального банка страны.
Банк Англии – старейший центральный банк мира. Он возник четыре века назад в результате сделки между почти обанкротившимся правительством и группой финансистов-кредиторов. К концу XVII в. Англия оказалась на грани финансового краха. 50 лет почти непрерывных войн с Францией истощили экономику страны. Тогда правительственные чиновники вступили в переговоры с финансистами-кредиторами с целью получения денег для финансирования военной компании. Шотландский финансист Вильям Петерсон предложил правительству от имени своей финансовой группы другой план. В обмен на привилегии со стороны государства он посоветовал создать банк, который выпустит новые банкноты и покроет дефицит. Банк Англии был основан актом парламента 27 июля 1694 г. Первоначально в нем работало 19 сотрудников.
В 1844 г. парламент страны принял закон (акт Роберта Пиля), который закрепил функцию исключительного эмитента банкнот Банком Англии. Закон 1844 г. установил размер денежной массы в банкнотах, не обеспеченной золотыми монетами или золотыми слитками, хранящимися в сейфе Банка Англии, с целью предотвращения чрезмерной эмиссии банкнот, что способствовало бы адекватному обеспечению потребностей хозяйственной системы в денежной массе. Эмиссия банкнот стала отделяться от коммерческой деятельности Банка (предоставление кредитов и т.п.), последняя постепенно сокращалась, и Банк Англии стал все более походить на центральный банк.
В настоящее время деятельность Банка Англии регулируется принятым в 1946 г. законом о Банке Англии. Согласно этому закону, акционерный капитал был передан казначейству, а его бывшие владельцы получили щедрую компенсацию в виде государственных облигаций, которые по сумме в 4 раза превышали номинальную стоимость акций. Банк, таким образом, не стал частью правительственного аппарата, но был уполномочен запрашивать информацию у банкиров и давать им рекомендации.
Банк Англии выпускает свои банкноты уже на протяжении 300 лет. Эмиссия требует больших затрат труда и немалых средств. Дизайн банкнот и их производство – функция Банковской печатной фабрики в Эссексе. Банк не только печатает деньги, он снабжает ими экономику страны через свои пять отделений (в Бристоле, Бирмингеме, Лидсе, Манчестере и Ньюкасле).
Характерным отличием от большинства европейских центральных банков стала децентрализованная структура Федеральной резервной системы Америки, которая обеспечивалась путем учреждений 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округе). Эти банки в совокупности образовали «коллективный» центральный банк; их капитал принадлежал банкам – членам ФРС данного округа, и они представляли местные интересы при формировании кредитной политики. Централизация же достигалась благодаря головному органу системы – Федеральному резервному управлению (впоследствии – Совету управляющих ФРС) в Вашингтоне.
Таким образом, внешняя децентрализация структуры центрального банка США – это итог длительного исторического развития банковского сектора в этой стране, сложного переплетения политических и социально-экономических факторов. В последующие годы система претерпела значительную эволюцию, главный результат которой заключался в сужении автономии федеральных банков и укреплении централизующего начала. Внешне, однако, система сохранила черты децентрализованного института и ее базовые принципы, заложенные в федеральном резервном акте, не изменились.
История многих стран доказывает, что наличие централизующего начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками эффективности развития рыночной экономики. Децентрализованное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денежного предложения, соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный хаос в стихию рынка. С этой точки зрения создание центральных банков с функциями регулирования кредитно-денежных отношений явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы, частного предпринимательства. К началу XX в. почти во всех европейских странах и в некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих собственные банковские системы.
В период после второй мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в финансовой системе и постепенное превращение их в органы государственного регулирования экономики. На этом этапе власти большинства стран национализировали центральные банки, сохранив в некоторых случаях их акционерный статус. Толчком к национализации центральных банков послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и вторая мировая война, усилившие тенденции государственного регулирования экономики. Так, например, Банк Канады был национализирован в 1938 г., Банк Японии – в 1942 г., Банк Англии и Банк Франции – в 1946 г.
После второй мировой войны некоторые вновь созданные центральные банки учреждались сразу как государственные институты (например, западногерманский Бундесбанк в 1957 г., Резервный банк Австралии в 1960 г.). Процесс распада колониальной системы сопровождался созданием центральных банков в молодых государствах Азии, Африки и Латинской Америки.
Прежде всего, центральный банк – это эмиссионный банк, который осуществляет эмиссию банкнот. Он занимает особое положение в экономике, является «банком банков» и по этой причине становится центром кредитной системы. Такой банк имеет тесные связи с правительством, консультирует его, реализует на практике денежно-кредитную политику государства. Являясь центральным банком страны, он выступает банкиром правительства в самом широком смысле слова. Центральный банк занимает особое место в качестве органа государственного регулирования экономики, он наделен полномочиями по регулированию денежно-кредитной сферы, хранит официальные золотовалютные резервы и от имени государства управляет ими.
Капитал центральных банков может иметь различную форму собственности: государственную, частную (акционерную), смешанную – когда государству принадлежит только часть капитала банка. Сейчас в большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. В отдельных странах его акционерами выступают коммерческие банки и другие финансовые институты. Независимо от того, принадлежит государству капитал центрального банка или нет, между центральным банком и правительством всегда существуют тесные связи, сложившиеся с начала зарождения банка.
Определенные особенности имеет Европейский Центральный банк который был создан 1 июня 1998 г. Он является законодательным органом в банковской сфере, и его инструкции являются обязательными для всех государств, входящих в Евро валютный Союз.
Уставный капитал Европейского Центрального Банка составляет 5 млрд. ЕВРО и вносится всеми национальными центральными банками стран-участниц пропорционально величине ВНП каждой страны, входящей в ЕС. Причем национальные центральные банки стран, входящих в Евровалютный Союз, должны полностью оплатить свою часть уставного капитала, центробанки же стран, не присоединившиеся к ЕВРО, - лишь 5 % своей доли.
Кредитно-денежная политика в Еврозоне осуществляется Европейским Центральным Банком (ЕСВ) и национальными центральными банками (NCB) стран Европейского Союза. Это и составляет Европейскую систему Центральных банков (ESCB). Статус ESCB и ЕСВ определен протоколом, являющимся неотъемлемой частью Маастрихтского договора. Таким образом, статус ESCB и ЕСВ может быть изменен только при изменении Маастрихтского договора. Для чего требуется согласие всех стран Евровалютного Союза и ратификация изменений парламентами этих стран.
Европейский Центральный Банк отвечает за кредитно-денежную политику во всей Еврозоне, а национальные центральные банки – за исполнение этой политики.
Национальные центральные банки стран, не вошедших в Евросоюз, также участвуют в работе, но только с помощью своих представителей, имеющих право голоса в Совете Европейского Центрального Банка.
Отличительной чертой ESCB является ее независимость, как от национальных органов власти, так и от органов власти Евросоюза. Независимость достигается благодаря следующим принципам:
- организационная независимость: ни Европейский Центральный Банк, ни национальные банки не имеют права выполнять какие-либо указания национальных правительств или европейских органов власти.
История Государственного банка России началась 31 мая 1860 г. когда Александр II подписал Указ о создании банка, преобразованного из Государственного коммерческого банка, созданного в 1817 г. Основная его задача как центрального банка состояла в регулировании денежного обращения в России, которое после Крымской войны находилось в тяжелом кризисном состоянии. Центральный банк России, в отличие от западно-европейских, возник не в результате рыночной конкуренции частных банков и банковских контор, а был учрежден государством.
В первые годы своей деятельности Госбанк России не являлся эмиссионным центром, а выпускавшиеся им кредитные билеты не были банкнотами. Главным источником ресурсов банка служили депозиты и вклады в текущие счета. Банк осуществлял учетно-ссудные операции, покупку и продажу золота и серебра.
В 1895-1898 гг. в России была проведена денежная реформа Витте. Она предусматривала введение 100% - ного обеспечения золотом основной массы выпущенных в обращение банкнот и их свободный размен на золото. Исключительное право эмиссии банкнот и кредитных билетов было предоставлено Госбанку России.
Таким образом, Госбанк России превратился в эмиссионный центр, одновременно перестав привлекать средства во вклады и на текущие счета.
В начале XX века в России сложилась равитая двухуровневая банковская система. Верхний уровень занимал Госбанк, нижний – земельные, ипотечные, коммерческие банки, страховые компании и другие специализированные кредитно-финансовые институты.
Госбанк России являлся «банком банков». В нем имели счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Кроме того, банковские операции осуществлялись 791 местным (уездным) казначейством. Наряду с этим Госбанк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их количество превышало 8 тысяч. Свободные остатки денег в виде накоплений хранились в Госбанке. Последний использовал деньги сберегательных касс на поддержку Правительства, инвестируя их в облигации государственных займов. Золотой запас составлял 1604 млн. руб., увеличившись за 54 года функционирования Госбанка в 21 раз.
Государственный банк Российской империи накануне первой мировой войны занимал четвертое место в рейтинге центральных банков экономически развитых мировых держав и имел членство в международной системе золотого стандарта.
Российский бюджет был бездефицитным, и казначейство постоянно располагало крупными денежными запасами, хранившимися в Госбанке. Именно это позволяло Госбанку эффективно функционировать, не прибегая к эмиссии как к источнику увеличения пассивов. Деньги казначейства были основными ресурсами Госбанка. Их доля в депозитах постоянно возрастала и перед первой мировой войной достигла 73 процентов.
В 1917 г. в России было 47 коммерческих банков, имевших 744 филиала, расположенных в губернских и некоторых больших уездных городах, а также дочерние банки за рубежом. Ныне действующие российские банки в Лондоне, Париже, Цюрихе и других городах были учреждены российскими коммерческими банками еще в начале XX века.
Сразу после Октября большевики энергично приступили к реализации идеи единого банка. Сначала они овладели Госбанком, поставив его на службу Советскому государству. В начале декабря 1917 года упразднили ипотечные банки – Государственный дворянский земельный банк и Крестьянский поземельный банк.
Тогда же был принят декрет «О национализации банков», которым банковское дело объявлялось государственной монополией, а все частные банки и банкирские конторы подлежали объединению с Госбанком. В конце ноября 1918 года акционерные капиталы бывших частных банков передаются Госбанку на основе полной конфискации. Объединенный с бывшими частными банками Госбанк стал называться Народным банком РСФСР.
Итогом мероприятий, проведенных советским правительством в банковской сфере, явилось создание в январе 1918г. на основе слияния частных банков с Государственным единого Народного банка РСФСР. Таким образом осуществлен переход к единому общегосударственному банку, который должен был кредитовать преимущественно предприятия с государственной формой собственности.
В 1918-1920гг. Народный банк РСФСР прекратил выполнять роль расчетного центра для предприятий общественного сектора. Лишившись своих функций, он превращается в орган, обслуживающий в большей части бюджетные организации. Поскольку существование Народного банка становится нецелесообразным, в январе 1920г. его упраздняют.
В первые годы НЭПа стало очевидно, что товарно-денежные отношения не могут развиваться без восстановления банковской системы, поэтому осенью 1921 г. был учрежден Государственный банк РСФСР (с 1922 г. – Государственный банк СССР, который стал единым кредитным учреждением для советских республик.
Госбанк являлся самостоятельной хозрасчетной организацией, но находился в составе Наркомфина и подчинялся непосредственно наркому финансов. Госбанк выполнял следующие операции: кредитные (в форме целевых производственных кредитов, учета векселей, срочных ссуд); переводные и аккредитивные; кассовые – по исполнению росписи государственных доходов и расходов; товарно-комиссионные операции; покупка и продажа драгоценных металлов и иностранных ценных бумаг.
В конце 1922 г. Государственному банку был поручен выпуск банкнот (червонцев) и он превратился в эмиссионный центр. В конце 1921г. Совнарком БССР принял решение об открытии в Минске республиканской конторы Госбанка РСФСР – филиала, который стал первым кредитным учреждением в БССР.
В послевоенные годы по мере освобождения войсками Советской Армии территории БССР восстанавливается деятельность кредитных учреждений. К началу 1944 года в республике функционировали 4 областные конторы и 38 отделений.
21 декабря 1990г. Верховный Совет БССР принял решение о создании двухуровневой банковской системы, предполагавшей наличие центрального банка как банка первого уровня и сети коммерческих банковских учреждений, представляющих второй уровень.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возникновение и сущность центрального банка» з дисципліни «Організація діяльності центрального банку»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит дотримання нормативних вимог П(С)БО 1 «Загальні вимоги до ф...
Аудит звітності з податку на прибуток
Все про стандарт CDMA
Аналіз рентабельності роботи позичальника
ПОХОДЖЕННЯ ГРОШЕЙ. РОЛЬ ДЕРЖАВИ У ТВОРЕННІ ГРОШЕЙ


Категорія: Організація діяльності центрального банку | Додав: koljan (02.04.2012)
Переглядів: 1890 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП