АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из составных частей «финансовой революции» явилось быстрое и массовое внедрение информационных технологий, основанных на применении электронно-вычислительных машин. Так, еще в начале 60-х гг. специализированный комплекс машин позволял полностью автоматизировать такие трудоемкие банковские операции, как надпечатка и сортировка чеков, разноска операций по счетам, печатание отчетности и т. д. Качественно новый этап наступил в 80-х гг. в связи с появлением и широким распространением микроЭВМ и персональных компьютеров. Основное отличие данного этапа в том, что кардинально меняются технологии банковского обслуживания, тогда как до этого компьютеризация в большей степени касалась процесса обработки банковских документов. В настоящее время банковские автоматы позволяют клиентам банка самостоятельно, без помощи персонала осуществлять наиболее распространенные операции, например, получение со своего банковского счета наличных денег, внесение денег на счет, получение выписки о состоянии депозитного счета и т. д. Применение персональных компьютеров и телекоммуникационных сетей позволяет ускорить расчеты и улучшить обслуживание клиентов без увеличения банковского персонала, создавать новые формы и виды банковских услуг, существование которых немыслимо без наличия высоких технологий. Применяя электронную технику, коммерческие банки стремятся к замедлению роста операционных издержек, уменьшению бумажного документооборота, привлечению новой клиентуры, что способно обеспечить успех в конкурентной борьбе. Как следствие «компьютерного бума», периодически возникают амбициозные проекты «общества без наличных денег и чеков», в котором бумажные носители информации о платежах будут заменены командами, передаваемыми по каналам компьютерной связи, а также осуществлением кредитовых и дебетовых расчетов в памяти банковских ЭВМ. В этой связи следует отметить, что в 70-80-х гг. осуществление подобных проектов сталкивалось с огромными экономическими и технологическими трудностями, кроме того, что очень важно, большую проблему представляло нежелание клиентов банков изменять удобные для них, хотя и менее эффективные, формы денежных расчетов. В качестве причины подобного положения очень часто приводится потеря клиентами значительных выгод, которые дает отсрочка платежей по чеку. Эта отсрочка образуется в процессе почтового пробега при отправке чека по почте, времени обработки чека в банке, пересылки чека в другой город для предъявления его к оплате банку чекодателя и т. д. Например, в США общая выгода, получаемая американскими потребителями и деловыми фирмами в результате отсрочек, составляет 200 млрд долларов в день.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» з дисципліни «Сучасні банківські системи»