Каждую операцию, при которой были израсходованы или получены денежные средства, необходимо оформить в соответствии с требованиями законодательства, как для наличных, так и для безналичных расчетов. При осуществлении расчетов безналичным способом, соблюдение правил работы с денежными средствами контролирует банк. Однако подавляющее большинство небольших предприятий предпочитает расчеты наличными, для чего необходимо вести следующие документы по учету наличности: кассовую книгу; журнал кассира-операциониста; кассовый отчет. Правильно организовать учет денежной наличности достаточно просто. Для этого необходимо вовремя отражать приход и расход наличности в книгах учета. Следует помнить, что прием денег от покупателей необходимо осуществлять только с использованием контрольно-кассовой машины, в отдельных случаях – с использованием бланков строгой отчетности. Кассовый аппарат используется при расчетах наличными только после регистрации аппарата в налоговом органе. Для этого необходимо заключить договор на обслуживание контрольно-кассовой машины (ККМ) с центром технического обслуживания (ЦТО), провести фискализацию кассового-аппарата, приобрести средства визуального контроля и т.д. Законодательство РФ позволяет организациям использовать только определенные модели кассовых аппаратов – те, которые включены в государственный реестр. Помимо реестра существует и классификатор ККМ, который предусматривает, какие модели ККМ предназначены для каждой сферы деятельности. Организации, торгующие кассовыми аппаратами, делятся на две категории: 1) специализированные фирмы-продавцы; 2) центры технического обслуживания (далее по тексту ЦТО). Специализированные фирмы-продавцы только продают ККМ. То есть после покупки ККМ у таких организаций необходимо заключить договор с ЦТО на техническое обслуживание. Более удобно приобретать кассовый аппарат в ЦТО, так как эта организация помимо продажи осуществляет обслуживание и ремонт кассовых машин. С приобретенным кассовым аппаратом в комплекте прилагается паспорт версии, технический паспорт и средства визуального контроля (СВК), представляющие собой круглые голографические наклейки. Разрешается использовать кассовый аппарат, на котором имеется: 1) СВК «Государственный реестр»; 2) СВК «Сервисное обслуживание». СВК «Государственный реестр» свидетельствует о том, что модель соответствует эталонному образцу. СВК «Сервисное обслуживание» свидетельствует, что ККМ находится на сервисном обслуживании. На этой голограмме указывается год, когда машину ввели в эксплуатацию и поставили на техническое обслуживание. Штрафные санкции за использование кассового аппарата без средств визуального контроля законодательством РФ не предусмотрены. Ответственность может наступить только за неприменение ККМ. Перечень документов, необходимых при покупке кассового аппарата представлен в таблице 9.1 Таблица 9.1 Перечень документов Наименование документа Продавец ККМ ЦТО Технический паспорт + Паспорт версии ККМ + Средство визуального контроля «Государственный реестр» + Средство визуального контроля «Сервисное обслуживание» + Дополнительные самоклеющиеся пломбы + (только для Москвы и Санкт-Петербурга) Карточка регистрации с отметкой налоговой инспекции о снятии с учета + (только для подержанных ККМ)
Договор на покупку ККМ + Договор на техническое обслуживание + (с минимальным сроком один год) После приобретения контрольно-кассовой машины и заключения договора с ЦТО, ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту учета, для этого в налоговую инспекцию предоставляют следующие документы: заявление о регистрации ККМ; заполненную карточку регистрации ККМ в двух экземплярах; доверенность на право регистрации ККМ (если ККМ регистрирует не руководитель организации); технический паспорт KKМ (оригинал и копию); паспорт версии ККМ (оригинал и копию); договор на техническое обслуживание ККМ в ЦТО (оригинал и копию); средства визуального контроля (голограммы); журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4 – должен быть пронумерован, прошнурован, заверен печатью организации, а также подписями директора и главного бухгалтера либо индивидуального предпринимателя; карточку регистрации с отметкой налоговой инспекции о снятии с учета (для подержанных аппаратов). Налоговые органы могут также затребовать: оригиналы и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии договора аренды помещения, где будет установлен кассовый аппарат [8]. С момента получения документов налоговые органы в течение пяти дней обязаны зарегистрировать кассовую машину, причем в этот же срок представитель налогового органа должен проверить аппарат и фискализировать. Фискализация заключается в том, что специалистом ЦТО вводится в память кассового аппарата его заводской номер, программируется наименование предприятия-владельца и его ИНН, затем налоговый инспектор устанавливает цифровой пароль, который защищает фискальную память от взлома. Далее специалистом ЦТО ККМ опечатывается и ставится пломба. Дату опломбирования и сведения оттиска клейма записывают в журнал формы № КМ-8. Далее пробивается условная сумма и проверяется правильность отражения реквизитов на чеке. Налоговый инспектор вводит секретный пароль и снимает пробный отчет фискальной памяти. По окончании фискализации налоговый инспектор присваивает ККМ номер и делает запись в книге учета контрольно-кассовых машин организаций. Налоговый инспектор визирует журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), ставит в печать ИФНС и дату фискализации, далее заполняет карточку регистрации ККМ и визирует ее у руководителя налогового органа. Эта карточка находится в том месте, где установлена кассовая машина. Для снижения сумм налогов на сумму, уплаченную за ККМ, важным критериям выступает вид деятельности организации. Если касса используется только в деятельности, облагаемой НДС, то малое предприятие вправе принять к вычету весь налог. При этом должны быть выполнены все стандартные условия: введен аппарат в эксплуатацию, получен счет-фактура, где сумма налога вынесена в отдельную строку, – только в этом случае «входной» НДС можно принять к вычету. Если магазин торгует и в розницу, и оптом, а розничная торговля переведена на уплату налога на вмененный доход, то ККМ используют как в деятельности облагаемой, так и не облагаемой НДС. В этом случае «входной» НДС принять к вычету нельзя. «Bxодной» налог нужно распределить пропорционально стоимости проданных товаров. Ту часть налога, что приходится на товары, реализация которых облагается НДС, можно принять к вычету. Оставшаяся часть суммы налога включается в первоначальную стоимость кассового аппарата. Рассчитывают такую пропорцию на основе стоимости проданных товаров того налогового периода, в котором касса была введена в эксплуатацию. Пример. В апреле 2006 г. ООО «Ария» купило для своего магазина кассовый аппарат за 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.). Затраты по вводу в эксплуатацию, состоящие из платы за средства визуального контроля и программирование, равны 1310 руб. (в том числе НДС – 200 руб.). Выручка предприятия в этом месяце составила 890000 руб.: ─ 471 000 руб. (в том числе НДС – 71 848 руб.) – оплачено по безналичному расчету; ─ 419 000 руб. – получено в кассу предприятия. Сумма «входного» НДС, которую ООО должно включить в первоначальную стоимость кассового аппарата, составит 1479 руб. [(2700 руб. + 200 руб.) ( 419 000 руб. : (890000 руб. –71848 руб.)]. Оставшуюся часть налога – 1421 руб. [(2900 – 1479)] можно принять к вычету после того, как касса будет оплачена и введена в эксплуатацию. ООО установило одинаковый срок службы кассы в бухгалтерском и налоговом учете – б лет (72 месяца). Амортизацию в бухгалтерском и налоговом учете решено начислять линейным методом. Первоначальная стоимость ККТ – 17 589 руб. [(17 700 руб. – 2700 руб. + 1310 руб. – 200 руб.+ 1479 руб.)], т.е. сумма ежемесячной амортизации составит 244,29 руб., [17 589 руб. ( (1 : 72 мес.) ( 100 %]. Для того чтобы продать контрольно-кассовую машину, необходимо снять ККМ с учета в налоговом органе. Заявление с просьбой об этом составляется в произвольной форме. К заявлению необходимо приложить следующие документы: регистрационную карточку ККМ; журнал кассира-операциониста. Снимая кассовый аппарат с учета, организация должна подтвердить, что показания суммирующих денежных счетчиков полностью отражены в журнале кассира-операциониста. Для этого прикладывается итоговый чек, пробитый в тот же день, когда заявление о снятии ККМ с учета было подано в налоговый орган. Подразумевается, что, пробив итоговый чек, предприятие больше не использует данный кассовый аппарат. В ряде случаев, перед тем как снять контрольно-кассовую машину с учета, налоговый орган требует от предприятия перевести показания суммирующих денежных счетчиков на нули. Эту операцию проводит и оформляет актом по форме № KM-l специалист ЦТО. Акт должен подписать налоговый инспектор. Проверив показания денежных счетчиков, налоговый инспектор выдает предприятию книгу кассира-операциониста и копию регистрационной карточки с отметкой о снятии ККМ с учета. Работать без кассового аппарата можно при торговле: газетами и журналами; . лотерейными билетами; билетами и талонами для проезда в транспорте; мороженым; безалкогольными напитками в розлив; из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином; вразвал овощами и бахчевыми культурами; продовольственными и непродовольственными товарами с ручных тележек, корзин, лотков; продовольственными товарами с открытых прилавков на крытых рынках [25]. Рассчитываться наличными без кассового аппарата могут так же предприниматели и организации, оказывающие бытовые услуги населению. Вместо кассового аппарата указанные организации используют бланки строгой отчетности. Перед началом работы на ККМ кассир получает у руководителя ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Руководитель обязан: в присутствии кассира снять показания секционных и контрольных счетчиков и сверить их с показаниями, записанными в журнале кассира-операциониста за предыдущий день; убедиться в совпадении показаний, занести их в журнал за текущий день на начало работы и заверить своей подписью и подписью кассира; оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер машины, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков, заверить данные на контрольной ленте подписями (своей и кассира) и закрыть замок денежных счетчиков; провести инструктаж кассиров и продавцов в соответствии с типовыми правилами эксплуатации ККМ [16]. При возникновении неисправностей в работе ККМ кассир обязан: выключить кассовую машину, вызвать руководителя, определить характер неисправности; в случае нечеткого отражения реквизитов на чеке, невыхода чека или обрыва контрольной ленты совместно с руководителем проверить оттиски чека на контрольной ленты, подписать чек, указав на обороте правильную сумму, и после проверки отсутствия пропусков нумерации подписать места обрыва контрольной ленты. Если чек не вышел, то вместо него следует получить нулевой; в случае невозможности продолжения работы из-за неисправности ККМ кассир совместно с руководителем оформляют окончание работы на данной кассовой машине как при окончании смены, с отметкой в журнале кассира-операциониста на данную кассовую машину о времени и причине окончания работы [25]. По окончании рабочего дня или по прибытии инкассатора кассир должен: подготовить денежную выручку и другие платежные документы; составить кассовый отчет. При работе на ККМ в обязательном порядке применяется и оформляется контрольно-кассовая лента. Контролъно-кассовая лента – это документ, подтверждающий сумму принятых наличных денег. На каждую ККМ предприятие должно завести журнал кассира-операциониста по унифицированной форме № КМ-4. Журнал применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки) по каждой контрольно-кассовой машине предприятия, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью предприятия и подписями руководителя, главного бухгалтера и налогового инспектора [25]. Записи в журнале ведутся кассиром-операционистом ежедневно в хронологическом порядке чернилами или шариковой ручкой. Помарки в журнале не допускаются. Все исправления должны быть оговорены и заверены подписями кассира-операциониста, руководителя и главного бухгалтера организации. В графах журнала кассира-операциониста записывают следующие показатели: дата – число, месяц, год; фамилия, имя, отчество кассира-операциониста; номер счетчика; показания контрольного счетчика, регистрирующего перевод суммирующих денежных счетчиков – показания счетчика в режиме «Z», который увеличивается на единицу при переводе суммирующих денежных счетчиков на нули; показания суммирующих денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены); подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на начало рабочего дня (смены); показания суммирующих денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены); подписи кассира и администратора, подтверждающие показания денежных счетчиков на конец рабочего дня (смены); сумма выручки за день по показаниям суммирующих денежных счетчиков; сумма денежной наличности, сданной в кассу организации; сумма выручки по оплаченным документам (при оплате покупателем товаров расчетными чеками и другими платежными средствами); общая сумма выручки; денежный остаток на конец дня в кассе; сумма недостачи (излишков), выявленной в результате проверки; сумма возвращенных покупателям денег по неиспользованным чекам в случае возврата товаров или ошибочно пробитого кассиром-операционистом чека. В подтверждение указанного факта к отчету кассира-операциониста, прилагается акт, о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, составленный по форме № КМ -3; подписи на конец рабочего дня кассира. Если предприятие работает без кассира-операциониста, т.е. выручку от покупателей принимает продавец, то ведется журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста по форме № КМ-5. В конце рабочего дня составляется сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации за текущий рабочий день. Этот отчет составляется по унифицированной форме № КМ-7 (Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации). Отчет является приложением к справке кассира-операциониста (форма № КМ-6). В форме по показаниям счетчиков на начало и конец работы по каждой ККМ рассчитывается выручка, общая выручка организации уменьшается на сумму денег, выданных покупателям по возвращенным ими чекам. Эта сумма включается в сведения согласно актам формы № КМ-3.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Порядок регистрации кассового аппарата» з дисципліни «Облік та оподаткування підприємств малого бізнесу»