Отклонения маржинального дохода по цене и объему продаж
Рассмотренные отклонения прямых затрат и НР фокусиро-вались на затратах на производство продукции. Анализ резуль-татов деятельности предприятия требует выделения в отдель-ную группу влияния факторов, связанных с реализацией про-дукции. Для иллюстрации двух наиболее часто используемых отклонений продолжим пример. Ожидаемые цена реализации и стандартные переменные затраты на изделие следующие, руб.:
Ожидаемая цена реализации 225 Стандартные переменные затраты Основные материалы 70 Прямой труд 100 Переменные НР (3 м-ч по ставке 5 руб. за час) 15 Итого переменные затраты на единицу продукции 185
Разница между ценой реализации и удельными переменны-ми затратами называется удельным маржинальным доходом. Для изделия удельный маржинальный доход равен 40 (225 – 185). Эта сумма поступает при продаже одного изделия на по-крытие постоянных затрат и формирование прибыли. Ожидаемые продажи в октябре – 1,5 тыс. штук. Исходя из плана продаж, планируется общий объем маржинального дохода. Фактические результаты деятельности в октябре: объем продаж – 1,6 тыс. шт., цена реализации – 220 руб., удельные переменные затраты – 185 руб. Данные о формировании планового и фактического маржинального дохода приведены в таблице 9.7.
Таблица 9.7 - Маржинальный доход предприятия в октябре
План Факт Выручка от реализации 337,5(1,5 тыс. шт.* 225) 352,0(1,6 тыс. шт.*220) Переменные затраты 277,5(1,5 тыс. шт.* 185) 296,0(1,6 тыс. шт.* 185) Маржинальный доход 60,0(1,5 тыс.шт.* 40) 56,0(1,6 тыс. шт.* 35)
Фактический маржинальный доход на 4,0 тыс. руб. меньше планового. Предприятие реализовало больше изделий, чем ожи-далось, но по меньшей цене. Для количественного анализа при-чин невыполнения плана по доходу рассчитываются отклонения дохода по цене и по объему реализации. Отклонение дохода по цене реализации (9.13) Отклонение дохода по объему реализации: (9.14) Общее отклонение маржинального дохода равно сумме от-клонений факторов. (9.15) где ∆ СМ – отклонение дохода по соответствующему фактору; – цена реализации продукта плановая и фактическая; – натуральный объем реализации плановый и факти-ческий; – удельная маржинальная прибыль. Для предприятия в октябре отклонения маржинального до-хода по цене и объему составили: =(220–225)*1,6= 8,0 (НБ). =(1,6–1,5)*40=4,000 (Б). =8,0 (НБ) + 4,0 (Б) = 4,0 (Б).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Отклонения маржинального дохода по цене и объему продаж» з дисципліни «Управлінський облік»