Любая система контроля имеет три обязательных компо-нента: плановый, фактический уровни деятельности и сравне-ние. Плановый уровень рассчитывается при помощи стандарт-ных затрат. Стандартные затраты – это норматив затрат для производства единицы продукции (услуги). Общие стандартные затраты определяются всегда на фактический объем производ-ства; например, стандартные затраты на основные материалы рассчитываются как произведение норм расхода материала ( ) на фактический выпуск продукции ( ) и стандартную цену материала ( ):
Любая разница между фактическими и плановыми затрата-ми называется отклонением. Отклонения используются для контроля за затратами; процесс исследования существенных отклонений и принятие решений на его основе называется управлением по отклонениям. При значительных отклонениях исследуются причины, их вызвавшие, и корректируется дея-тельность. Управленческий учет использует два метода разработки стандартов: анализ данных прошлых лет и технологическое нормирование. Данные прошлых лет могут служить основой прогнозирования будущих затрат в фирмах с устойчивой но-менклатурой, стабильной конъюнктурой и при условии общей экономической стабильности. Нормы расхода материалов и нормы времени могут оставаться неизменными длительное вре-мя, до тех пор, пока не будет изменен технологический процесс, а изменение цен и тарифов должно быть отражено в нормативе затрат. Использование данных прошлых лет в прогнозировании ограничено, так как любое изменение технологического процес-са, форм организации производства и труда, номенклатуры де-лает их применение некорректным. При разработке и производ-стве принципиально новых продуктов исторические данные от-сутствуют, и стандарты разрабатываются на основании анализа технологических процессов. Акцент смещается с анализа и кор-ректировки исторических данных на расчет будущих затрат по технологическим нормам. Обычно используют оба способа вме-сте. В разработке стандартов принимают участие начальники производственных цехов, работники отдела сбыта, конструктор-ского отдела, бухгалтера. При разработке стандартов возникает вопрос об их напряженности – должен ли быть стандарт целе-вым, труднодостижимым или близким к средним фактическим значениям? Однозначного ответа не существует, он зависит от целей разработки стандартов и учета поведенческих аспектов. Одна точка зрения – стандарт должен быть эталоном, целью, к достижению которой нужно стремиться. Это так называемые совершенные (идеальные) стандарты, которые отражают затраты при идеальных условиях производства. Они рассчитаны, исходя из максимальной производительности, минимальных цен и тарифов, максимально высокого качества сырья, отсутствия каких-либо нарушений технологического процесса. Противоположная точка зрения – стандарты не должны иметь большой отрыв от действительности. Установление нереальных стандартов может провоцировать работников снижать качество производимой продукции, отказываясь от процессов проверки качества сырья и готовой продукции, либо снижая требования к ним. Такое снижение затрат ведет к увеличению прямых и косвенных расходов на брак. Стандарты, приближенные к реальному, но еще не дос-тигнутому уровню затрат, называются практическими стан-дартами. Они отражают уровень затрат при обычных средних производственных условиях, в них заложены допуски на поломки оборудования, брак сырья и т.д. Это реалистические, вполне достижимые стандарты и они не несут негативных психологических моментов. Стандарты используются как в промышленности, так и в сфере обслуживания, неприбыльных организациях, государст-венной службе. Например, Аэрофлот использует стандарты рас-хода топлива, пищи, техобслуживания; ГИБДД – стандарты времени оформления документов. Принципы использования стандартов для планирования и контроля не зависят от характе-ра деятельности организации.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Разработка стандартов и контроль затрат» з дисципліни «Управлінський облік»