Учет драгоценных металлов и изделий, их содержащих
Согласно п. 18 Инструкции N 148н драгоценные металлы и драгоценные камни, содержащиеся в объектах основных средств, должны учитываться в порядке, установленном Минфином. Принимая во внимание соответствующие нормативные акты Минфина, бюджетные организации обязаны вести учет драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах (п. 6 Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила учета и хранения драгоценных металлов)). Кроме того, бюджетные организации должны обеспечивать удаление лома и отходов драгоценных металлов из мест образования и накопление их с целью последующего использования в собственном производстве или реализации, осуществлять их учет, использовать и реализовывать в порядке, установленном законодательством РФ (п. 1.8 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н (далее - Инструкция N 68н)). Для учреждений здравоохранения имеется отдельный нормативный акт, устанавливающий контроль за драгоценными металлами и изделиями, их содержащими, - Инструкция о порядке учета, сбора, хранения и сдачи в государственный фонд серебра, золота, платины в виде лома и отходов, получаемых при сборе изношенных узлов и деталей медицинского оборудования, приборов и иных изделий, содержащих драгоценные металлы, утвержденная Приказом Минздрава СССР от 02.06.1981 N 590 (далее - Инструкция N 590). Согласно п. 1.8 Инструкции N 590 бюджетные учреждения осуществляют: - контроль за рациональным использованием и эксплуатацией изделий, содержащих драгоценные металлы, в строгом соответствии с их целевым назначением; - строгий учет и контроль сохранности изделий медицинской и иной техники, а также узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы; - проведение в установленные сроки инвентаризаций медицинских и иных изделий (как годных, так и изношенных), содержащих драгоценные металлы, а также драгоценных металлов в виде лома и отходов, отражение в учетной документации результатов проведенных инвентаризаций; - полный сбор и своевременное оприходование драгоценных металлов в виде лома и отходов, образующихся после полного или частичного (с заменой отдельных узлов и деталей) выхода из строя медицинских и иных изделий; - строгий контроль за полной и своевременной сдачей драгоценных металлов в виде лома и отходов; - списание изделий медицинской и иной техники, изготовленных с применением драгоценных металлов, при условии изъятия из них и сдачи в организации, занимающиеся переработкой отходов и лома, драгоценных металлов; - надлежащее хранение всех видов отходов, содержащих драгоценные металлы. При ведении финансово-хозяйственной деятельности бюджетные организации часто пренебрегают вышеуказанными нормами учета драгоценных металлов и изделий, их содержащих, и это выявляется контрольными органами при проверках.
Драгоценные металлы, входящие в состав оборудования, учитываются по их массе (п. 4.2 Инструкции N 590, п. 9 Правил учета и хранения драгоценных металлов, п. 6.6 Инструкции N 68н) и отражаются в разд. 3 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), а также на оборотной стороне Инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031). Эти сведения берутся из технической документации оборудования (паспорта, формуляры, этикетки, руководство по эксплуатации, справочники). При отсутствии необходимых сведений в технической документации (например, импортного или устаревшего отечественного оборудования) в качестве источника информации о содержании драгметаллов в составе оборудования можно использовать данные организаций, разработчиков (изготовителей), технические документы аналогичного оборудования другого производителя (п. 6.3 Инструкции N 68н). Если такие данные получить невозможно, но бухгалтер предполагает, что драгметаллы в оборудовании должны содержаться, в разд. 3 акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) рекомендуем сделать следующую запись: "В данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации" (п. 6.3 Инструкции N 68н).
Непригодное для дальнейшей эксплуатации оборудование подлежит демонтажу, в ходе которого извлекаются детали и узлы, содержащие драгоценные металлы (п. 1.4, 3.10 Инструкции N 590). Разборка и демонтаж основных средств производятся только после утверждения актов на списание этих объектов (п. 22 Инструкции N 148н). Алгоритм подготовки основного средства к демонтажу следующий: 1. На непригодное к дальнейшему использованию оборудование оформляется Акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003) или Акт о списании групп объектов основных средств (ф. 0306033) - если одновременно списывается несколько объектов оборудования, входящих в одну группу (п. 22 Инструкции N 148н). 2. В зависимости от установленных правил по учету государственного (муниципального) имущества списание (выбытие) оборудования, содержащего драгоценные металлы, согласовывается с главным распорядителем и органом, осуществляющим регистрацию государственного имущества (Росимуществом). 3. После согласования списания, утверждения руководителем учреждения оформленного в установленном порядке акта на списание и списания оборудования со счетов бюджетного учета оно передается на демонтаж в подразделение организации либо в стороннюю организацию, имеющую лицензию на выполнение этих работ (например, аффинажные организации или организации, осуществляющие деятельность по заготовке лома и отходов, первичной обработке и переработке их для дальнейшего производства и аффинажа) (п. 1.5 и 1.6 Инструкции N 590, п. 3.2 и 6.19 Инструкции N 68н). Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж, а также порядок их работы утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Учет драгоценных металлов и изделий, их содержащих» з дисципліни «Бюджетний облік»