При многообразии исходных позиций необходимо признать и множество путей мышления, а потому и объективную "значимость" различных построений. Не только любая философская доктрина, но и наука старается свести понятие в замкнутую систему. Абсолютное, обычно единое, многогранное открывается для тех, кто подходит к нему разными путями. Для того, чтобы максимально адекватно оценить происходящее, необходимо постигнуть эту эмпирическую реальность сквозь призму научнофилософского мировоззрения, через мир философско-универсальных понятий и общечеловеческих истин. Методологическая функция философии рассматривается как использование разнообразных философских знаний (идей, принципов, концепций и т.п.) как регулятивных факторов человеческой деятельности путем перевода этих знаний на нормативно-перскриптивный "язык". В процессе решения разных относительно ограниченных проблем философия также играет методологически-регулятивную роль, доказательством чего служит высокий уровень зависимости важнейших ее концепций. Если принять во внимание не только разнообразие объектов и явлений бытия, но и их динамику, то становится понятным, что предусмотреть все возможные случаи использования философских знаний в методологическом плане и заведомо разработать соответствующие нормативно-методологические рекомендации в принципе невозможно. Именно поэтому философия существует как система дескриптивного знания, а перевод ее концепций может осуществляться каждый раз тем, кому это необходимо для решения определенных проблем. Итак, философская истина используется как методологическое "оружие", она должна не только овладевать понятийно-концептуальным содержанием бухгалтерского учета, но и быть способной перевести его на нормативно-перскриптивный язык, обнаружить и применить методологический потенциал философских знаний. Признавая большую методологическую значимость философских идей, концепций и учений, вместе с тем нельзя представлять себе суть вопроса так, якобы все человеческие дела начинаются с их философского осмысления и без философского методологического обеспечения нельзя думать и о достижении положительных результатов. Не надо забывать и о том, что
философское знание является дескриптивным и не имеет императивного направляющего характера, а его методологически-парадигматическая роль выполняется в сравнительно "мягкой" форме. Но все это не следует расценивать как определенное снижение регулятивной роли философии или даже отрицание значимости ее методологической функции. Сознательное использование фундаментальных философских знаний в методологическом плане, формирование на их базе эффективных парадигм создает прочные концептуальные основы человеческой деятельности, дает возможность глубоко обосновать регулятивные нормы ее осуществления, лучше осмыслить их необходимость, делает возможным увидеть индивидуальное сквозь призму общего. Роль философии в учете состоит в том, чтобы определить и направить человека к пониманию и постижению практического и теоретического уровней бухгалтерского учета, заложенных в специфику философского знания. Разложить понятия о науке на его составные элементы, проследить присутствие этих элементов в бухгалтерском учете как науки, развить эту науку, используя философские знания, смог бы ученый, ознакомлен как с основами философии, так и с бухгалтерским учетом. Все известные ученые в области бухгалтерского учета в значительной мере являются философами. Об этом свидетельствует то, что бухгалтерский учет как наука не исчезла, а порождает новые фундаментальные теории, благодаря новым фактам и знаниям, она является выражением глубинной истины. Истории бухгалтерского учета известны имена ученых, знакомых с философскими аспектами учета, хотя таковых в бухгалтерской науке совсем немного. И. Бентам (1748-1832 гг.) создал утилитаризм. Автор считал, что благодаря учету можно по настоящему научиться видеть хозяйственный процесс. Бухгалтерский учет, по его мнению, выступает инструментом, обеспечивающим исследование глубины хозяйственных процессов и управляет ими. И. Бентам считал, что чем больше людей можно привлечь к обзору хозяйственных процессов, чем больше будет гласности, тем больше будет возрастать необходимость в раскрытии данных отчетности. Значительное внимание И. Бентам уделял человеческому фактору, он трактовал бухгалтерский учет как частичный пример этики, а объект учета, по его мнению, выступал слиянием морали и экономики. Итальянского бухгалтера Дж. Росси (1845-1921) можно считать автором философии бухгалтерского учета. Он отождествлял предприятие с организмом, клетками которого выступало вещество, формирующее органы хозяйственного организма. Первая задача управления этим организмом сводилась к определению количества и качества вещей (его числа, веса, цены, стоимости и т.п.), то есть к необходимости трансформирования. Эта задача выражалась в так называемой "функции врожденного расчета". Дж. Росси считал, что эта функция "представляет одну из первых основ психической деятельности в хозяйственной области" [61, с. 75]. Одновременно она рассматривалась им как совокупность экономических и правовых фактов. В связи с этим "функция врожденного расчета должна была обратиться на определение не только имущества... но также и на личные права и обязательства" [61, с. 76], а само "вещество" - информация приобретало, таким образом, экономико-юридическое содержание. Бухгалтерские записи выступали в форме символов, которые фиксировали "нравственную и даже юридическую ответственность разных агентов, как кассиры, магазионеры, покупатели, продавцы и пр." [61, с. 76]. Однако все агенты выполняли свою работу лишь вследствие управления - приказов, команд, которые отдавались администрацией. Таким образом, "врожденная функция" реализовалась в учете благодаря трем разрезам - экономическому, рожденному активом баланса; юридическому, приводящему к возникновению пассива баланса; административному (управленческому), который формировал отчет о прибылях и убытках. Любое предприятие функционировало благодаря двум информационным потокам: 1) снизу вверх, если информация поступала от бухгалтерии к администрации; 2) сверху вниз, если информация поступала прямо от администрации к агентам-исполнителям, минуя бухгалтерию, но, если возникал новый поток от выполнения полученных приказов, он проходил через бухгалтерию, которая, в зависимости от диапазона делегированных прав, контролировала выполнение агентами указаний администрации. Все отмеченные информационные потоки проходили через людей, выступающих носителями управленческой и отчетной информации, и, таким образом, "порождается психическая деятельность высшего порядка" [61, с. 94]. Поэтому Дж. Росси можно считать предшественником бихевиористического направления в учете. Представитель русской учетной мысли А.М.Вольф (1854-1920) предложил "эскиз" философии учета, в основу которого было положено учение Дж. Чербони о классификации хозяйственных функций на: учредительские - включает план (структуру предприятия), инвентарь (инвентаризационные описи и сам процесс инвентаризации), смету (финансовый план хозяйственной деятельности на будущий период); исполнительные - включает счета; 3) заключительные - включает отчетность, но не баланс. Философией теории интересовался также русский ученый В.Д. Белов. Автор обратил внимание на связь логики и бухгалтерии. Ученый признавал бухгалтерский учет дедуктивной наукой, и отмечал: "Всякая дедукция ■ стремится к выводу, как к конечному результату. Таким выводом является в математике искомая величина, в логике - заключение. Бухгалтерское знание... представляет также дедукцию, а потому также стремится к выводу. Вывод этот называется счетом баланса. Этот счет господствует над всеми другими счетами; он сводит их в одну стройную систему и резко отличается от всех других счетов..." [18, с. 35]. И далее: "Потому то баланс и есть последнее слово, а следовательно и целью всего бухгалтерского труда. Баланс, как господствующая цель, обнимает все другие, подчиненные ей цели, в том числе и вывод убытков или прибылей данного дела" [18, с. 35]. "Сосредоточивая в себе всю отчетность, баланс по тому самому органически связан со всем счетоводством; от него, как по "ариадниным нитям", можно пройти путем строгого логического анализа по всему лабиринту подлежащего учету дела ко всем самым мельчайшим его подробностям, до всех сокровенных уголков записи" [18, с. 36]. В конце XIX в. - в начале XX в. философские аспекты бухгалтерского учета получили новое и достаточно мощное развитие в рамках позитивистского подхода. Во Франции этот подход развивал Ж.Б. Дюмарше (1874-1946), который в духе О. Канта выделял разные стадии эволюции бухгалтерского учета. Более глубоко позитивная философия в бухгалтерском учете было развита в Германии, и была представлена теорией швейцарского автора И.Ф. Шера (1846-1924), который ввел теорию двух рядов счетов и принципиально отказался от содержательного трактования двойной записи. Дебет и кредит стали трактовать как левую и правую стороны счета, а увеличение или уменьшение учитываемой массы - типом активного или пассивного счета. Но наиболее полно философия учета была развита А.П. Рудановским (1863-1934), который в основу объяснения сущности баланса положил три философских учения: актив - понимался в духе И. Канта (1724-1804), пассив - А. Шопенгауэра (1788-1860) и бюджет (отчет о прибылях и убытках) согласно Г. Гегелю (1770-1831). Американский ученый Уэллс в спорах по поводу бухгалтерского учета ссылается на четыре составляющих дисциплинарной матрицы: символьные обобщения, взаимные обязательства, ценности и примеры применения. К символьным обобщениям он относит общепринятые понятия, такие как принцип двойной записи, концепции прибыли, соотношения и классификации. В число взаимных обязательств, по словам ученого, входят принципы реализации и соответствия, понятие постоянно действующего предприятия и основы оценки активов. Ценности включают принципы консерватизма, последовательности, существенности и т.д. Уэллс пользуется проблемами современного бухгалтерского учета для иллюстрации ситуации возможного кризиса и различных, применявшихся в то время, решений. В его статье выделяются проблемы, которые существуют уже давно, и доказывается необходимость новой парадигмы или дисциплинарной матрицы. Наиболее полно философия учета раскрыта известным ученым проф. М.С. Пушкарем. Автор определяет, что является предметом философии бухгалтерского учета, место философии учета в системе учетных наук, выделяет эпистемологию бухгалтерского учета. Значительное внимание проф. М.С. Пушкарь уделяет бухгалтерской онтологии, аксиологии и гносеологии как основных концепций научного познания. "Предметом философии учета, - указывает проф. М.С. Пушкарь, является разработка логики, диалектики и теории познания бытия системы бухгалтерского учета в обществе. Основным при изучении предмета философии учета является историко-логический, диалектический метод" [229, с. 10]. Сущность диалектического метода состоит, по словам проф. М.С. Пушкаря, в концепции, согласно которой мир состоит не из готовых, законченных предметов, а из совокупности процессов, в которых предметы возникают, развиваются, исчезают, то есть подлежат непрерывному изменению. Проф. М.С. Пушкарь указывает также и на роль раздела философии, который изучает процесс познания, его природу, границы, предпосылки, законы, основы общей достоверности знаний. "Эпистемология, - указывает проф. М.С. Пушкарь, - определяет уровень понимания природы объекта исследования, соответствие взглядов исследователей на объект его реальной природе, обоснованность теоретических основ и доведения их истинности" [229, с. 15]. Ученый также акцентирует внимание на учении о сущности (онтологии) и его роли в бухгалтерском учете. При этом в определении сущности учета проф. М.С. Пушкарь указывает на следующие основные моменты (табл. 1.6). Таблица 1.6 Сущность учета по проф. М.С. Пушкарю
Научное познание Его роль в бухгалтерском учете 1 2 j Онтология Сущность учета Состоит в его существовании только в человеческом обществе, которое достигает определенной стадии экономического и культурного развития
Состоит в обслуживании потребностей общества, в том числе, в искусственно созданной системе для отражения хозяйственной деятельности с целью контроля имущества, процессов и обязательств
Состоит в его развитии в направлении от простых форм к более сложным, от искусства к науке
; 2
Состоит в определении основного содержания как системы, защищающей интересы собственника, информируя его о явлениях и процессах в хозяйственной деятельности, контролируя сохранность собственности, предупреждая об опасности, полученных финансовых результатов
Состоит в определении границ его применения
Состоит в разработке методологии науки, выявлении диалектики внутренних закономерностей научно-технического сознания, а также закономерностей функционирования и развития науки как элемента общественной жизнедеятельности в целом
Факторы, содействующие формированию системы учета Письменность; арифметика; наличие частной собственности; увеличение размеров хозяйства; специально обученные люди; достаточный уровень материальной и духовной культуры; определенный уровень товарного производства и торговли Цель системы учета Построение теоретических конструкций, которые включают категории, элементы системы, обеспечивающие отражение реальной деятельности и раскрывающее сущность и полезность учетных данных для пользователей Аксиология и гносеология Бухгалтерская аксиология Ориентирована на определение состояний сознания, на основании которых оцениваются явления, процессы, закономерности, а также выбор значимых явлений в результате такой оценки
Бухгалтерская гносеология Изучает сущность знания, закономерности его возникновения, функционирования и развития, используя при этом различные приемы мышления и методы научного познания Таким образом, теория и практика бухгалтерского учета, прежде всего, основываются на философии, которая изучает наиболее общие законы развития общества и познания. Включая в свою сферу такие категории как форма самопознания учетной культуры, формирование и развитие понятий, бухгалтерский учет отражает реально существующие объекты бухгалтерского учета, его значение в общественной жизни. Таким образом, формирование мировоззренческой позиции учета, поиск смысла и назначение системы учета с точки зрения человеческого бытия, определение системы ценностей учет являются важными задачами философии бухгалтерского учета. Влияние философии на бухгалтерский учет можно проследить через следующую взаимосвязь (рис. 1.7).
По отношению к бухгалтерскому учету как науке, философия выступает ее всеобщим категориальным основанием, путем познания аспектов и частей мира. Акцентируя внимание на общих проблемах, философия позволяет объяснить частичные проблемы, возникающие в науке. Эта особенность важна в ситуациях, когда в науке выявляются противоречия между новыми фактами и старыми теориями. Бухгалтерский учет является элементом объективной реальности, он включает в себя как общественно-производственные, так и культурные связи, поэтому определение закономерностей развития бухгалтерского учета должно осуществляться с точки зрения философии. Благодаря философскому подходу лучше осознается не только сущность и значение бухгалтерского учета в развитии общества, но и его цель, функции и закономерности его Движения к новым результатам. Философское осмысление роли учета содействует лучшему пониманию его возможностей, перспектив, механизмов, движущих сил роста научных знаний, характера взаимоотношений с другими формами общественного сознания и т.д. "Философия, - указывает проф. М.С. Пушкарь, - вносит в бухгалтерский учет специфический концептуальный аппарат - логику и методологию комплексного исследования, которые выполняют роль приведения в единую систему разных моделей объекта исследования, полученных в процессе его изучения с использованием методов разных наук" [229, с. 6]. Быстрые темпы развития бухгалтерского учета объективно ведут к повышению значения таких органически присущих ей явлений, как дискуссии, борьба противоположных точек зрения. Дискуссии в науке не являются ни случайными, ни исторически переходными. Факторы, порожденные научными дискуссиями, в современной науке меняются. Эвристическая ценность борьбы мыслей с небывалой силой увеличивается в условиях, когда научная деятельность переходит в коллективное творчество, когда создаются цепи науки, в которых принимают участие ученые разных научных направлений, когда "длительность жизни" новых идей значительно сокращается - одна научная теория быстро (иногда даже не приобретая необходимого статуса в научной сфере) сменяется другой, часто противоположной. Невозможным является последовательное накопление научного знания, его развитие и углубление без определения пути, направления, плана и исследовательского приема, которые зависят от самого объекта познания. Результаты мышления превращаются в систему знаний, в научную теорию, адекватно отражающую объективный процесс движения исследуемого объекта. Один из методов диалектики - междисциплинарный синтез знаний, является перспективным, позволяющим не только подытоживать, но и развивать научные знания о бухгалтерском учете, что содействует определению его роли и значения как в экономике, так и в общественной жизни целом, а также его усовершенствованию. Философия ищет способы объяснения жизненного смысла и значения явлений, в том числе и экономических. Поэтому наука включает ряд проблем философии. Благодаря философскому аспекту бухгалтерского учета появляется возможность объяснить существование явлений, процессов и закономерностей их развития, выявить между ними взаимосвязь, развить новые методы наблюдения, изучить на эмпирическом уровне объект исследования. Бухгалтерский учет существует в определенной экономической среде. С его помощью можно документально описать взаимоотношения всех субъектов и объектов бизнеса. Субъектом руководит целесообразность, объектом же выступает природа, мир вещей, он определяется механической закономерностью, крепкой связью причин и следствий. В любом факте хозяйственной жизни, в его границах, телеология3 и механизм объединяются в полное взаимное проникновение. Бухгалтерский учет - это наука, которая является особым видом общественной деятельности, относительно самостоятельной социальной системой, объединяющей ученых и научные организации, предназначенной для познания объективных законов действительности и определения форм и путей их практического применения. Бухгалтерский учет как наука своими корнями проникает в практику, тесно связан с ней и призван изучать, обобщать и совершенствовать методы отражения и контроля хозяйственной деятельности предприятий. Основываясь на практическом опыте применения бухгалтерского учета, его теория на основании исследований учитываемых объектов, призвана устанавливать наиболее совершенные способы и приемы, организационные формы и технику ведения бухгалтерских записей, а также составление бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет представляет собой самостоятельную область научных знаний, которая, как и другие экономические науки, развивает и конкретизирует общие экономические законы. Наука развивается по своим законам и существует самостоятельно. Наука является атрибутом человека, его "оружием", которое он создает для тех или иных целей. Отдельные науки являются кладовыми жизненного опыта, в котором трансцендентный4 субъект науки - человечество, в противоположность отдельным эмпирически обусловленным и ограниченным индивидуумам, получает бытие, из сверхопытной становится почти эмпирической. Наука является некоторым конденсатором не только жизненного, но и научного опыта. Она не ограничивается накоплением знаний, но всегда старается приводить их в порядок и обобщать в научные гипотезы. "Оружие" науки символизирует определенное количество однородных явлений и обобщает их в закономерности, научные теории. Научная же теория, старается связать между собою понятия и подать их в простой форме в виде закономерностей. Таким образом, двойному, объективно-логическому и прагматическому характеру науки должны соответствовать критерии двоякого рода, которые оцениваются не только с точки зрения логической правильности своих выводов, их последовательности, целесообразности, но и своей практической пригодности. Другими словами, критерий науки двойной, поэтому и природа научной ошибки - двойная. В науке постоянно происходят подъемы и спады, переходы от конкретного к абстрактному, к обобщенным понятиям или "законам". Прагматизм науки состоит в том, что ее номографические элементы, хотя и являются важной частью, логическим центром науки, но сами по себе целью не являются, они необходимы только как средство ориентирования. И для бухгалтерского учета ценность его "законов", которые в нем могут быть установлены, как и в любой науке, в любом количестве и в разных направлениях, также зависит от их пригодности для практики. Теоретически для этого логического конструирования нет границ - оно устанавливается жизненными задачами, прагматизмом науки. Бухгалтерский учет не может существовать без приведения всей совокупности приобретенных знаний в определенную динамическую систему. Законы и факты науки получают определенную интерпретацию и служат основой для более широких научных выводов, обобщенных в теориях. Познавательным стержнем научного исследования значения и роли двойной записи в сфере бухгалтерского учета и интегральным регулятором в научном познании является философия. Она призвана дать мировоззренческое объяснение сущности двойной записи, ее смысла и назначения, обосновать ее с точки зрения сущности человеческого бытия и существующей в нем системы ценностей. В научном исследовании сущности и содержания двойной записи можно выделить три основных направления. Фундаментальные теоретические исследования - направлены на поиск принципиально новых идей, путей и методов познания и их объяснение. Их решение требует глубокого анализа разрабатываемых систем научного знания - теорий, законов, гипотез, а также критического изучения познавательных возможностей, методов и средств научного познания. Целенаправленные теоретические исследования - направлены на исследование сформированных теоретических проблем, критическое изучение ранее предложенных решений, эмпирическую проверку признанных научных законов, теорий, гипотез. Важной целью этого вида научного исследования является разграничение проверенных и гипотетических знаний. Прикладные научные исследования - направлены на практическое использование сформулированных законов и теорий, поиск методов практического их применения. Способом построения теории двойной записи в науке выступает метод. Наука знает столько частных методов, сколько в ней существует теорий. При перехо.к о г одной теории к другой, переходят от одних методов к другим. Каждая наука, как доказательное знание, строится на некотором аксиоматическом основании, принимаемом без доказательств. Если возникает глобальное противоречие между теорией и фактами, касающихся аксиоматических оснований, сама наука не может справиться с этим противоречием отдельными методами. Поэтому необходимым является применение общефилософских методов построения теории. Проф. A.M. Галаган отмечал, что наука должна строиться по определенному плану или определенным методам. В науке используются следующие методы: наблюдение, классификация, индукция и дедукция, синтез и анализ и т.д. Ученый отмечал, что: "для изучения деятельности единичного хозяйства нужно, прежде всего, собрать все необходимые данные о работе данного единичного хозяйства и привести эти данные в известный порядок; для этой цели счетная наука пользуется методом наблюдения и классификации; ... такие данные подлежат дальнейшему изучению, с целью выяснения того, в какой мере применяется при работе хозяйства принцип хозяйственного расчета; это выяснение выполняется путем применения метода синтеза и анализа, равно как и методов индукции и дедукции... Методом индукции счетная наука пользуется в том случае, если она устанавливает основные свойства отдельных операций, т.е. когда она выводит т.н. закон двойственности; метод дедукции имеет место в счетной науке в том случае, когда устанавливается способ двойной записи, как практический прием отметки по счетам" [71, с. 1082-1083]. В.Д. Белов также указывал на необходимость использования в бухгалтерском учете общефилософских методов и отмечал, что "Бухгалтерия обязана индуктивному методу открытием закона двойного счета. Закон этот - закон математического равенства; это равенство есть формула, служащая выражением происходящих с капиталом изменений... Дедукция в сфере бухгалтерского знания характеризуется особенной силой, проявляется с особенным могуществом потому, что строит всю систему на строгой формуле математического равенства... бухгалтерия есть математика в понятиях" [23, с. 299]. Важным структурным элементом бухгалтерского учета, как любой науки, являются специфические категории, то есть наиболее общие понятия, отражающие особенности предмета и метода. Общие понятия образуются путем сравнения и исключения. Сравнивая ряд любых предметов, обнаруживаем имеющиеся в них схожие черты и отличия. Схожие черты абстрагируются и фиксируются при помощи соответствующих имен разной степени обобщенности, получая тем самым содержание понятий. Рассмотрение предметов, рассмотренных в непосредственном опыте, приводит к анализу и сравнению понятий, образовывая более общие понятия. Понятия окажутся действительно научными только тогда, когда они образуются важными признаками, каждый из которых необходим для раскрытия специфики изучаемого объекта, а их совокупность достаточна для определения его сущности. В процессе развития бухгалтерского учета о двойной записи собирались новые факты, определялись гипотезы и теории, открывались закономерности, оборачиваясь постепенно в законы. В современной философско-методологической литературе не разрешен вопрос о сущности проблемы, этот вопрос маскируется под решение с использованием следующей схемы (рис. 1.8).
Этот процесс решения проблемной ситуации в философии можно расширить (табл. 1.7). Таблица 1.7 Процедуры решения проблемной ситуации в философии
№ п/п Процедура Характеристика 1 Проблемная ситуация Всегда уникальна и требует специфических способов ее решения 2 Проблема Осознание проблемы начинается с выявления того, что вызвало трудности в достижении цели 3 Гипотеза, теория Поиск путей решения проблемы, выдвижение гипотез, идей, теорий или идеального плана их решения, а также выбор наиболее эффективных вариантов. Идеи, теории, обеспечивающие успех при переходе от одного момента опыта к другому, обеспечивают успешность действий, работают надежно, упрощают, экономят труд 4 Теоретический анализ возможных последствий Является последним выбором путей решения проблем 5 Реализация и эк- сперементальная проверка результатов исследования Требует действий, поиска лучших способов или вариантов решения проблем, их проверки и выбора наиболее эффективных путей, реконструкции социального опыта Предложенная схема решения проблемной ситуации вследствие своей абстрактности почти непригодна к реальной практике научного познания и является интересной с точки зрения истории развития научной мысли, которая свидетельствует о следующем: для того, чтобы увидеть научную проблему, ее необходимо выделить и оценить в виде гипотетической теории. Процесс же выявления и оценки начинается с того, что возникает задача сохранить предшествующую теорию, выделив из нее противоречия. Для достижения научных результатов используются гипотезы, то есть научно обоснованные предложения, которые при проверке могут оказаться истинными или ложными. Гипотезы часто выдвигаются относительно явлений, которые в данное время или не существуют, или непосредственно не воспринимаются, или же существуют и воспринимаются, но пока не находят убедительного объяснения с помощью ранее известных научных фактов, законов и методов их формально-логического анализа. При объяснении гипотезы большую роль играет общая методология, которой придерживаются ученые. В свою очередь, сами гипотезы выступают как некий метод определения сущности процессов. Создание альтернативных теорий содействует их взаимной критике и сдерживает развитие науки. Возрастание научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и их экспериментальном опровержении (но не устранении их из науки), в результате чего наступает решение научной проблемы. Поэтому пролиферация5 благоприятна для науки, в то время как требование совместимости новых гипотез со старыми теориями неразумно, поскольку не предоставляет преимущества лучшей, более эффективной. Более того, совместимость следует рассматривать как сигнал опасности, который удостоверяет отсутствие новых идей в науке. Говоря о связях гипотез с основным, системообразующим элементом науки, необходимо указать, что открытие и доказательство законов составляют общую главную цель научных гипотез. В соответствии с этим основные идеи гипотез выступают часто как начальное формулирование, черновой вариант открываемых законов (рис. 1.9).
Соответствующая научная теория может рассматриваться как специфическая теоретико-дедуктивная система, структура которой является формальной аксиоматикой и представлена как формализация теории. В этой гипотетико-дедуктивной системе гипотеза выступает в роли определенного постулата, а обобщения, подлежащие эмпирической проверке, выступают в роли теорем, то есть формул, которые выводятся из постулатов. Кроме того, в данной формализованной системе появляются собственные логические и математические аксиомы, а также строгие правила вывода. Теория бухгалтерского учета непрерывно движется, изменяется и развивается, взаимодействует с другими теориями, увеличивает число ее компонентов, усиливает связи и взаимодействие между ними. В результате как эволюционного, так и революционного развития научной мысли в сфере бухгалтерского учета дифференциация и интеграция архитектоники двойной записи постепенно усложняется и совершенствуется. Если в какой-либо области науки происходит коренная перестройка системы основных научных понятий, теорий, принципов и законов, происходит полная перестройка метода мышления ученых, самого способа понимания и объяснение познавательного мира, то в данном случае имеет место научная революция. Научная революция, как закономерность развития науки имеет две функции, которые она иногда выполняет одновременно во взаимосвязи, а иногда - последовательно, одну за другой. Первая из них имеет отрицательный, критический, разрушительный характер: нужен решительный, революционный путь, разрушающей всю систему старых понятий, теорий, принципов и законов данной науки. Вторая является положительной, конструктивной, творческой. Она необходима для обоснования и утверждения в науке системы новых понятий, теорий, принципов и законов, а вместе с этим - нового мышления ученых, нового способа восприятия и понимание мира, который изучается ими. Двойная запись рассматривается как элемент системы бухгалтерского учета. Процесс этот будет продолжаться и в дальнейшем. Но нужно действовать, искать лучшие способы и варианты, подвергать их испытанию и проверке, избирать наиболее эффективные. Для исследования сущности и содержания двойной записи используются те или иные виды размышлений, которые отталкиваются от эмпирического опыта. На эмпирическом уровне осуществляется наблюдение за объектами, фиксируются факты, проводятся эксперименты, устанавливаются эмпирические соотношения и закономерные связи между частными явлениями. На этом уровне двойная запись отражается со стороны ее внешних связей и проявлений, доступных, в основном, живому созерцанию. Логической формой выражения знаний эмпирического уровня является система суждений и умозаключений, с помощью которых формулируются законы, отражающие взаимосвязь и взаимодействие явлений действительности в их непосредственной давности. Такое научное познание не начинается с нуля. Всегда имеются определенные предпосылки познавательной деятельности, в их наличии всегда есть знание, и нет значения ошибочно оно или истинно. Воля к познанию, реализуемая в чистом виде, воплощена в науке. Распределение и анализ сущности и значения элементов бухгалтерского учета является необходимым этапом в познании двойной записи, так как именно благодаря этому определяются отношения между указанными элементами, намечаются контуры их связей с другими явлениями, что приближает к общему пониманию двойной записи, особенностей ее возникновения, развития и роли в бухгалтерском учете на теоретическом уровне. На теоретическом уровне создаются система знаний и система теорий, в которых раскрываются общие и необходимые связи, формулируются законы в их системном единстве и целостности. На этом уровне объект отображается со стороны его внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического познания, а субъект, с помощью мышления, выходит за пределы того, что дается в непосредственном опыте и осуществляет переход к новому знанию, не обращаясь к чувственному опыту. Абстрактное мышление при этом является не только формой выражения результатов познавательной деятельности, но и средством получения нового знания. Теоретический уровень научного познания двойной записи основывается на широком, разнообразном и более сложном эмпирическом фундаменте, чем обычное эмпирическое исследование. Указанный уровень основывается на пересмотре, переосмыслении и развитии предшествующих теорий, которые являются одной из важнейших его особенностей. Эмпирическое исследование сущности и значения двойной записи, освещая новые факты, новые данные наблюдения и экспериментов, стимулирует развитие теоретического уровня, ставит перед нами новые проблемы и задачи. Теоретическое исследование, рассматривая и конкретизируя теоретическое содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов и, тем самым, ориентирует и направляет эмпирическое познание. Теоретический уровень также проявляет и указывает эмпирическому те границы, в которых результаты его истинны, где эмпирическое знание может применяться на практике. В процессе научного познания сущности и содержания двойной записи происходит ее объективизация. Объективизация, как экспериментальное расчленение мира на отдельные части и реальности, необходима для создания понятийной модели или теории исследуемого объекта. Определение каждого отдельного признака изучаемого объекта не только включает в себя информацию о бухгалтерском учете в целом, но и проявляет его сущность, внутренние связи с другими элементами бухгалтерского учета. При определении двойной записи объединяются ее исследованные части, тем самым создается внутренняя целостность бухгалтерского учета. Научное познание двойной записи становится возможным при изучении не только формы ее выражения, но и тех исторических условий и внутренних причин возникновения, которые определили ее сущность, содержание и форму, а тем самым и пути, характер, методы ее осуществления. Такое познание предусматривает не только анализ, но и синтез. Анализ использования двойной записи является необходимой предпосылкой для перехода к синтезу этого понятия, его обобщения. Часть выражений, из которых состоят постулаты и теоремы двойной записи, могут получить эмпирическую интерпретацию с помощью соответствующих правил, которые сделали бы возможным определить подлежащие наблюдению свойства и отношения. Время вносит изменения не только в сущность двойной записи, но и в ее содержание, познание которого также предусматривает изучение этого развития. Любое последующее исследование, подтверждая то, что было установлено наукой ранее, имеет и другое важное значение: дополняет установленную истину новыми данными, фактами, аргументами. Каждое новое исследование сущности и содержания двойной записи отличается от предшествующих специфическим аспектом анализа изучаемого объекта, особенностями логико-структурного подхода и овладения им, и тем самым обогащает арсенал познавательных средств бухгалтерского учета как науки. Познание сущности двойной записи нужно начинать с анализа того, что лежит на поверхности экономических явлений, то есть с внешней формы ее существования. В том случае, когда уже известны важные признаки существования экономических явлений, нет потребности начинать познание с непосредственной их видимости. Но это обстоятельство не опровергает общего пути познания, которое начинается именно с того, что находится на поверхности экономических явлений. Преодолев внешний "барьер", за которым скрывается истинное содержание экономических явлений, можно установить и сущность двойной записи. Определение и познание сущности двойной записи не является предметом какой-то отдельной, единой науки, а является итогом поиска целого комплекса общественных наук, интегрированным результатом усилий совокупности разных областей знаний. Данное положение не означает, что все науки в равной степени занимаются выявлением сущности двойной записи, дублируя друг друга и осуществляя параллельные исследования. Но каждая экономическая наука вносит свою долю в изучение этой сложной проблемы. И это естественно, поскольку для того, чтобы понять сущность двойной записи, необходимо выйти за ее границы, открыть те экономические, политические, социальные и прочие причины, которые определили ее необходимость, функции и роль в бухгалтерском учете. И если двойная запись является совокупным продуктом сложного взаимодействия экономических, политических, социальных и других факторов, то и ее изучение детерминирует необходимость всестороннего исследования всех этих факторов. Таким образом, при изучении двойной записи нужен философский подход, ее философское осмысление. Философия двойной записи определяет ее путь и приемы исследования, обеспечивающие достоверность результатов. В процессе исследования сущности двойной записи анализируются социальные и прочие факторы, которые так или иначе влияют на нее и тем самым меняют не только изучаемый объект, но и тенденцию ее развития. Более того, иногда приходится возвращаться к познанию тех форм внешнего выражения сущности двойной записи, с которых и началось исследование. Это вызывает потребность удостовериться в том, что познание сущности двойной записи проявляется именно во внешних формах, установлении причин, которые обусловили выражение ее сущности, определении внутренних и внешних связей, существующих между сущностью и формой проявления двойной записи. Путем самостоятельного анализа каждого признака изучаемого экономического явления, а также группы однотипных экономических явлений достигается более объективная картина экономической действительности. Однако, изучение отдельных признаков того или иного экономического явления не может скрыть истинную сущность этого явления, а сами определения будут иметь односторонний, неполный, в своей основе формальный характер. Благодаря внутренней логике, в особенности в сфере фундаментальных аспектов бухгалтерского учета, при исследовании двойной записи можно прийти к таким открытиям и достижениям, решить такие задачи, которые тяжело объяснить потребностями данного этапа общественного развития. Такие опережающие результаты возобновляются несколько раз, прежде чем находят практическое применение. Бесконечный процесс научного познания в определенный момент заставляет существенным образом перестроить систему знаний о двойной записи в бухгалтерском учете. При определении сущности двойной записи исследуются не только современные аспекты научной деятельности, современное состояние данной проблемы науки, но и исследуется ее прошлое, ее динамика, раскрываются тенденции ее развития. История бухгалтерского учета строится на большом количестве литературных источников. В разработку двойной записи ценным вкладом является не только взнос специалистов-историков этой науки, но и наиболее известных представителей других областей научных знаний. История вооружает исследователей многочисленными историческими данными и важными обобщениями. Система теоретических знаний о двойной записи остается открытой для пополнения новыми правилами соответствия. Вводя новые правила соответствия, научные работники расширяют значение интерпретации относительно теоретического понятия. Каждое новое исследование роли и значения двойной записи в бухгалтерском учете необходимо и плодотворно при условии, если оно не просто повторяет известные ранее истины, а идет дальше, проникает глубже или выявляет новые стороны, черты, аспекты постоянно развивающегося бухгалтерского учета. Философский подход при исследовании сущности и содержания двойной записи имеет исключительно важное значение, поскольку двойная запись занимает основное место среди остальных элементов метода бухгалтерского учета. Каким бы актуальным и перспективным не был объект исследования, он не отменяет и не может отменить задачи философского исследования. Философия дает возможность сформировать такой тип отношения к действительности, который характерен для бухгалтерского учета как науки.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Философский аспект двойной записи» з дисципліни «Подвійний запис в бухгалтерському обліку: історико-теоретичний аспект»