Безналичные перечисления вкладов по счетам клиентов в банке зависят от технических возможностей учета. Взнос или перевод оформлялись "платежным поручением". Оно называлось диаграфе (diagraphe). Co временем термин приобрел более широкий смысл "оплачивать через банк" и просто "платить". Но имело место и иное оформление - с использованием символа (symbolon). Он заменял диаграфе. Символ представлял собой кольцо-печатку, удостоверяющее личность клиента банка . Но могла быть и разломанная пополам монета или даже глиняная табличка. Симбол применялся и при частных расчетах, его можно было продать, подарить, передать по наследству. На афинской агоре найдены такие знаки. Они относятся к V веку до н.э. Клиент, его агенты или другое лицо могли получить вклад, только предъявив этот опознавательный знак, удостоверяющий, что данный вклад был сделан клиентом. При необходимости дополнительной экспертизы вызывали свидетелей. Однако применение диаграфе и символов еще не означает, что велись контокоррентные операции, т.е. операции на лицевых депозитных счетах клиентов без денежной наличности. Судя по разным источникам, безналичные расчеты вообще не применялись [278, с. 696], [280, с. 431]. Некоторые более смелые исследователи, наоборот, не только предполагают их, но и говорят о существовании так называемых жирорасчетов через контокоррентные счета разных банков [270, с. 117 и далее]. Назначение жирооборота (giro от ит. - оборот, обращение) состоит в том,
1 Вообще это был знак взаимной дружбы и гостеприимства. Достаточно было его показать в доме дарителя, чтобы был оказан радушный прием владельцу символа, его друзьям и родственникам.
146 что взаимные платежи зачитываются через банки, в том числе иногородние, путем безналичных списаний средств с текущих счетов, в этом случае жиросчетов, клиентов. Если понимать жирооборот именно так, то он был распространен в Италии в XIV веке нашей эры. И в Древней Греции безналичные расчеты были, и их надо рассматривать с поправкой на восемнадцать веков, отделяющих их от Италии XIV века. Ежегодные взносы (форос) Афинам от союзников в IV веке до н.э. оформлялись тоже при помоши диаграфе и символов . Денежные средства с целью уплаты фороса вносились не только наличными, но и за счет займов у трапезитов (афинских или других) через граждан-доверенных союзного полиса. При этом полис мог сам иметь депозитный счет в банке. В "Трапезитике" Исократа есть фрагмент, подаъерждающий возможность перечислений (§ 35-37): "Я (сын Сопея.- Т.М.) ... попросил его (Стратокла.- Т.М.) свои деньги оставить у меня, в Понте же получить деньги от моего отца; я считал, что я много выигрываю, если деньги не подвергнутся опасности во время плавания... На вопрос Стратокла, кто возместит ему деньги, если бы отец мой не выполнил моей просьбы, а он сам... не застал бы меня, я указал ему на Пасиона, последний же согласился возмесгить ему и основной капитал и причитающиеся проценты". Отдельные текущие счета вкладчиков, взаиморасчеты по ним, интерес к обороту денежной наличности со стороны клиентов и банка, оформление первичного учета при помощи диаграфе определенным образом доказывают существование безналичных расчетов. Следует отметить также, что хранение денежной наличности представляло в то время серьезную проблему. Между тем в источниках не упоминаются случаи ограбления банков. Пасион был очень богат, и в обороте его банка суммы вкладов и соответственно кредитов были наибольшими из всех трапез. Спрашивается, где Пасион хранил 50 талантов, да еще в монетах? Прибавим сюда ценные залоги. Часть монет была в обороте, часть - в резервном фонде. На случай паники среди клиентов требовался запас для единовременной выдачи вкладов. Ясно, что задача у Пасиона была очень сложной - и пускать наличные в оборот, чтобы освободить себя от забот по безопасности вкладов, и иметь охраняемый запас. Храмовые банки охранялись поселениями вокруг них, а как быть частному банкиру? Даже если бы он решился возвести нечто подобное, то неизбежно привлек бы к себе всеобщее внимание. На Акрополе были храмы, куда можно было сдавать на хранение вклады клиентов. Но постоянное обращение к ним вряд ли
1 Они изготавливались в Афинах индивидуально для каждого союзного полиса.
147 было удобным. В любом случае банкиру удобнее и, главное, выгоднее вкладывать наличность в оборот с целью получить проценты и избавиться от хлопот по охране вкладов. Даже собственные средства банкир вкладывал в кредитование или недвижимость. Ценности сдавались напрокат также не случайно. Свидетельство невозможности для банка произвести срочную выплату немедленно имеется: "Надо стараться не походить на худых менял. Они радуются, принимая от людей деньги и считая их собственными; когда же их требуют обратно, они негодуют, считая, что им наносится ущерб. Менялы забывают, что они приняли вклады с условием не воспрещать вкладчикам вынимать свой капитал по желанию" [6, N 519]. Хотя эти слова и сказаны в осуждение банкиров, они одновременно подтверждают практику активного использования открытых вкладов. Вполне возможно, что банкиры чрезмерно увлекались этим в ущерб вкладчикам, не оставляя в резерве достаточных сумм, что влекло за собой банкротства. Учитывая риск хранения и использования денег, проще и безопаснее "перебрасывать" вклады посредством записей со счета на счет. А денежная наличность при этом может оставаться в банке или использоваться в обороте. В конце концов, в обороте были заинтересованы и клиенты. Если бы они хотели просто хранить вклады, то держали бы их только в храме. Но богатые граждане хотели быть еще богаче и вверяли свои богатства банкиру, чтобы анонимно, через банк дать нуждающемуся кредит и нажиться на процентах. От банкира требовалось найти выгодное приложение капиталу и организовать соответствующую рекламу доя привлечения новых вкладов и их последующего размещения. И, очевидно, Пасион весьма преуспел в этом. бухгалтерия банков Организация бухгалтерского учета банковских операций шла по двум направлениям: учет приема и выдач вкладов и учет взаимных расчетов между клиентами. Что известно достоверно? Изучение произведений Демосфена позволяет выделить следующие опорные позиции и термины: Вкладчик (имя). Сумма его вклада - graphe Получатель (имя) - paragraphe! Третьи лица (поручитель или кому возвратить) - prosparagraphe.
1 Интерпретация этой учетной процедуры была предложена еще в 20-х годах нашего столетия [281, с. 430], [278, с. 697-698]. Р.Богарт дает иное толкование и под paragraphein понимает учетную процедуру прихода, т.е. имя клиента и запись суммы вклада [233, с. 54].
148 По косвенным данным известно, что в трапезах вели счетные книги, куда записывали денежные операции. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Однако мы располагаем описанием учета расчетов государственных органов и в нем говорится о технике учета. Аристотель (IV век до н.э.) сообщает, что полеты "передают совету и подати, сданные на откуп на год, записав на выбеленные списки имя откупщика и за сколько он взял откуп ... Списки вносятся в совет, расписанные по взносам; их хранит государственный раб. Всякий раз, как бывает срок платежа денег, он передает эти самые списки аподектам, достав с полок те из них, по которым в этот день деньги должны быть внесены и вычеркнуты. А остальные лежат отлсіьно, чтобы не были зачеркнуты преждевременно" [58, с. 320]. Известны другие записи подобного рода, например, официальное постановление на каменной плите от 435-420 гг. до н.э.: "Пусть отдают деньги пританы вместе с советом и вычеркивают, когда отдадут, отыскав таблицы и списки и все другие документы, где оно будет записано ... Они, взяв списки, вычеркивают вносимые деньги в присутствии совета в булевтерии (т.е. в здании совета.Т.М.) и возвращают потом списки обратно государственному рабу ... докладывают список совету и, раскрыв дощечку, на которой записаны под печатью имена всадников, тех из числа прежде записанных ... вычеркивают"1 [58, с. 205; 320-321]. Итак, в списках заранее указывались сроки платежей и суммы взносов по этим срокам на каждое лицо. А текущий учет расчетов по взносам велся в списках; первоначально записывали суммы, а потом их вычеркивали. Аристотель ясно говорит о том, что применялись списки и таблички. И только в одном случае он отождествляет их - "записав на выбеленные списки". Если Аристотель не оговорился, то списки могли вестись и на табличках. А если оговорился, то под списками можно понимать и описи на папирусе. Впечатление такое, что унификации учетных регистров не было. Не было ее и в банках, тем более в условиях неизбежной конкуренции и связанной с ней коммерческой тайны. Где велись описи на папирусе, где таблички, а где и то, и другое. Прибавим острака. То есть существовала многообразная техника письменного учета, которая оказывала влияние и на методологию текущего учета, что возможно, отразилось на интерпретации учета расчетов в банках. Почему же полеты согласно Аристотелю все-таки вычеркивали первоначальные записи? Этим примитивным приемом обозначалось окончание расчетов и в то же время исходная информация сохранялась. Могли
1 Выражение "вычеркивать" в смысле "аннулировать долі-и" используется в ряде европейских языков до сих пор. 149
вычеркивать записи при окончательных или даже промежуточных расчетах и банкиры. Это могло происходить следующим образом. При окончательном расчете все реквизиты (1-4) полностью вычеркивали, при частичном зачеркивали некоторые показатели или их элементы, были и дополнительные пометки [281, с. 431, 278, стб. 697-698]. Заметим, с точки зрения бухгалтерского учета, такая система неудобна. А зачеркивание промежуточных расчетов опасно для информации и самих вкладов . А если наряду с описью велись и таблички, то вычеркивать надо не один раз, а как минимум два. Ни Демосфен, ни Исократ, не говорят об этом. Между тем первый имел возможность больше узнать о бухгалтерии расчетов. Его собственная деятельность началась с иска о недобросовестной опеке над капиталом отца. Сумма составляла 14 талантов. Демосфен сообщает, что его отец держал деньги в трех разных банках Афин: у Пасиона - 2400 драхм, у Пилада - 600, у Демомела - 1600 драхм. Демосфен выиграл процесс, но имущество так и не смог вернуть. Теоретически греческая техника письма на дощечках могла привести к изменению в размещении показателей вследствие отказа от простого перечня с вычеркиванием. Для этого требовались постепенное накапливание информации по счету клиента и соответствующий формуляр. В наше время информация учитывается на счетах по принципу "фолио" (книги). Наряду с этим последовательное размещение информации не исключается, особенно при машинной обработке. Но подобный учет уходит историческими корнями в табличное строение бухгалтерского счета. Расположение записей на двух дощечках могло помочь табличной дислокации приходных и расходных записей. Но никаких прямых свидетельств этого, к сожалению, нет. Правда, исследователи истории трапез считают, что записи у банкира велись по графам (или даже в разрезе дебета и кредита - есть и такое мнение). (Термины graphe, paragraphe, prosparagraphe близки по смыслу к современному понятию графления информационного поля. Но эти термины на самом деле восходят к слову "писать".) С точки зрения банкира, выдача вклада или займа клиенту - это расход денежных средств. Вклад же или погашение должником кредита столь же определенно учитывались им как приход. Такая интерпретация расчетов укладывается в схему ведения приходо-расходного счета, в том числе описанную Демосфеном. Трудно определить, воспринимал ли банкир эти записи как дебиторскую и кредиторскую задолженнссти. Прямые доказательства отсутствуют. Но есть косвенные, из
1 Р.Богарт также приводит этот довод: "Все записи должны были оставаться без каких-либо изменений, хорошо читаться и без труда контролироваться" (банкиром,- Т.М.) [233, с. 57].
150
Египта. Имеется один счет от IV века до н.э.1 [Э02, с. 573-576] исключительной важности, еще не изученный историками бухгалтерского учета. Он написан по-гречески и отражает расходы группы греков, путешествующих по Египту. Их сопровождали в качестве вооруженной охраны наемники, получающие в день 4 обола. Они так и названы "четырехобольные". Документ написан на куске ткани (13x11,3 см), но вряд ли он отличался по технике учета от деревянной таблички. Интересно, что записи выполнены двумя лицами. Один из них был египтянином, так как пользовался камышовым стилетом. Он и вписал итоговую сумму по десятой строке. В счете спхугствуют даты, но, возможно, они просто не сохранились, поскольку часть текста утрачена.
1 Документ был найден во время раскопок 1971-1972 гг. в Саккаре (на месте древнего Мемфиса). Он имеет N 5676.
151 В тексте счета мы видим прежде всего перечень затрат с указанием объекта платежа и суммы. Итог не сохранился. Самый большой интерес представляют 6 и 9 строки, где приводится бухгалтерский термин "имеет". Издатель документа Е. Тернер предполагает, что сумма по этой строке могла быть остатком [302, с. 575] (в банке?- Т.М.). Но именно в этом значении термин "имеет" использовал бухгалтер банка эллинистического времени, заполнивший папирус N 890 (глава V). Этот термин употребляли также бухгалтеры римских банков, первоначально выходцы из Греции. Они перевели его на латынь как кредитуя (créditant) и передали средневековой Италии, откуда он перешел в Европу, а затем в другие гегионы. Древнегреческий термин "имеет" пережил столетия. В ряде языков, в том числе и русском, он сохранил латинское звучание и называется "кредит". А в других "удержал" изначальный смысл и является переводом "иметь": нем. haben, ит. avère, фр. avoir, исп. haber, порт, haver, польск. та, чешек, и словацк. dal. В греческих трапезах был изобретен один из основополагающих бухгалтерских терминов, что доказывается его применением в счете от IV века и в банковском папирусе (N 890) от II века до н.э. Последний фрагмент папируса N 890 схож с учетом в трапезах (Демосфен) и там, и там указано имя клиента, сумма и третье лицо (поручитель или свидетель). Эллинистический Египет заимствовал греческую учетную практику и именно по документам эллинистического периода она поддается прямому изучению. Папирус N 890 является важнейшим в истории бухгалтерии учетным регистром. Но в связи с тем, что он создан в другой стране и двумя веками позже IV в до н.э., то экстраполировать его на Древнюю Грецию достаточно сложно. Греческая бухгалтерская терминология была перенесена в Египет после его завоевания греками, что видно не только по банковским, но и по другим расчетам. Мраморная плита 329-328 гг. до н.э., найденная в Элевсине, с записью данных о подрядных работах интересна сходством термина, обозначающего расход (analematos), с аналогичным, который встречается в египетских отчетах: "Подрядчику по очистке... фундамента Дію, живущему в Кидатенее, выдано analematos) Н∆Г (115 драхм). Черепицы от Дая, живущего в Элевсине, для пилона (5 000 драхм), стоимость с доставкой с тысячи ∆ ∆ ∆ Г (38 драхм), итого kephalion) (190 драхм)" [51, с. 294-295]. По имеющимся, хотя и скудным, данным можно сделать выводы о характере греческой бухгалтерии, как приходо-расходной, и заключить, что она оказалась определяющей для Египта как покоренной страны. А влияние на Рим происходило через греческих банкиров, которые еще до за-
152 всевания Греции Римом применяли учет в сфере финансовых расчетов. В целом влияние древнегреческой бухгалтерии на Египет и Рим было различным по форме и результатам. В Египте оно повлекло за собой возникновение разнообразных счетов, учетных приемов и регистров. На римскую бухгалтерию мощное влияние оказала собственная юриспруденция, законодательно регулирующая и регламентирующая расчеты. Успешное взаимодействие юриспруденции и учета оказалось определяющим для дальнейшей эволюции учета. Правовая регламентация бухгалтерских записей была введена, что называется, "не от хорошей жизни" после того, как клиенты и банкиры изрядно намучились, взаимно обвиняя друг друга. Процесс Пасиона послужил жестоким наказанием для сына Сопея за собственную непредусмотрительность и явился следствием того, что в Греции не существовало правовой регламентации бухгалтерского учета. Личность самого банкира поэтому имела первостепенное значение. Не зря, как отмечают исследователи, учетные книги вел исключительно сам банкир [271, с. 83]. Пасион вел свою бухгалтерию настолько секретно, что о ней толком не знали ни его несчастный клиент, ни отчувствующий ему Исократ. А потребовать ознакомиться с ней через суд они не имели права. Сын Сопея вместе с Исократом почему-то настойчиво требовали и вызвать свидетелей, и пытать раба и предъявить исходный контракт, но не учетные записи: или это было безнадежно, или записям не верили, или дать их на просмотр вообще в голову не приходило ввиду отсутствия подобной юридической практики. В Древнем Риме представление в суд приходо-расходной банковской книги стало юридической нормой. Документы, касающиеся более поздней деятельности банков, прямо говорят о письменном оформлении вкладов и расчетов с клиентами. Во всяком случае, всесильнссть устного свидетельствования можно поставить под сомнение. Расскажем в связи с этим одну интересную анекдотическую историю, относящуюся к 134 году н.э. Некто Аттик оставил завещание, по которому каждому гражданину обещал ежегодное содержание в одну мину. После его смерти наследник, сын Герод Аттик, предложил афинянам целых пять мин. Все поспешили в банк. Но Герод предъявил им долговые расписки их отцов и дедов, которые брали взаймы у предков Аттика. В итоге одни получили меньше обещанного, другие ничего, третьи еще остались должны [308, стб. 2198 ]. Но ни взаимные претензии, ни угроза потерять капитал, а то и свою голову, ни банкротства не умеряли заинтересованность греков в финансовых делах. Банки возникли и
153 остались впечатляющим памятником истории экономики Древней Греции. Они перешли в эллинистический Египет, изменив свои функции, а затем в Рим.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УЧЕТ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ» з дисципліни «Стародавня бухгалтерія: якою вона була?»