Греки-ахейцы находились на более низком уровне экономического и общественного развития, не имели своей письменности и, следовательно, письменного учета и восприняли элементы цивилизации и, в частности, письменность критян. Ахейцы использовали письмо А, трансформировав его. Была ли заимствована также система учета, не известно. Прочтение письма А ответило бы на этот вопрос. Ахейцы модифицировали письмо А и на его основе создали письмо В, которым выполнены бухгалтерские таблички . Тексты с литературными и историческими сюжетами не обнаружены. Учетные таблички, по определению историков, представляют собой "глиняные бухгалтерские книги" [134, с. 28] в виде перечней, при составлении которых применялась одна и та же система учета.
1 Они объединены историками в серии в зависимости от объектов учета: списки людей - А, домашних животных - С и D, земледельческие работы - Е, налот - M и N и др.
118
Система чисел и мер была заимствована ахейцами у родоначальников письма А почти полностью (см. рис 4.4). Документы ^таблички были двух типов. Одни с короткими горизонтальными записями в одну-три строки носят название "пальмового листа". Плиний Старший в Естественной истории (т.ХШ, гл.69) указывает, что критяне писали на пальмовых листьях. Другие, имеющие прямоугольную форму, известны как "страница". Кусок глины формовали и одну из сторон заглаживали, прижимая к гладкой поверхности. На ней и писали, но продолжение могло быть и на обратной, выпуклой стороне. На ней до сих пор сохраняются следы пальцев. Писали слева направо по сырой глине острым стилетом. По содержанию документов мы можем установить, что это инвентари и описи. К ним относятся списки работников с указанием имен и рода занятий (профессии, должности, титулы), выдач натурального довольствия. На одной из плоских табличек учтено больше тысячи рабынь и их детей. Материальные ценности (жертвоприношения, вооружение, мебель, емкости с запасами, металл, собранный урожай) отражены в описях-инвентарях, где осуществлялся также табельный учет с регистрацией явок и неявок работников. Учет животных велся по видам и селениям. В дошедшие до нас списки занесено 5403 овцы, 948 коз, 263 свиньи [125, с. 244-245 ]. В таком же реестровом виде представлен учет сборов и распределения средств по храмам [125, с. 355-356, 361-362, 371]. Каждый учетный объект, помимо текстового обозначения, идентифицируется еще и специальной идеограммой - знаком перед числовой информацией. Итоги приведены не везде, а некоторые записи разрушены временем. В частных документах Дома маслоторговца и Дома сфинкса в Микенах о наличии итогов, как правило, можно лишь догадываться. Для иллюстрации сказанного приведем один из них - Au 102 [252, с. 1 ]. Формуляр имеет следующий вид:
Последнее слово прочтено как "пекари". Возможно, в лакуне (поврежденном месте) был итог - 17 человек. Но такое большое число расценивается как чрезмерное даже для царского дворца, тем более для
1 С заглавных букв начинаются имена, вероятно, должностных лиц. Вместо слова "мужчина" стоит соответствующая идеограмма. Приведена латинская транскрипция. (Документ на русский язык не переведен.)
120 частного дома. Тогда это запись текущего учета, а весь документ не имеет итога. Но он имеет формуляр инвентаря. Еще два документа Ое 106 и Ое 104-116 (середина последнего разбита) на с. 123 составлены по этому же принципу, т.е. как перечень учетных объектов .
1 На оборотной стороне документа Ое 106 его составитель учился рисовать. Если это был автопортрет учетного работника или..его коллеги, то признаем, что молодой человек способен украсить собой ряды бухпщвОР-
122 Л Ое 106: (Идеограмма) to-te-we-ja-se-we ko-ro-to шерсть 1 o-te-ra tu-ka-te-re шерсть 1 I-ta-da-wa шерсть 2 Ое 104-116: (....) шерсть 12 а-(...) шерсть 10 a-te-(...) (шерсть) 3 ка-(...) (шерсть) 2 Еще один поврежденный документ Au 609 на с. 122 имеет спорное содержание. Может быть, это перечень товаров, а может быть, поставщиков или покупателей с суммами задолженности. Итог в нем может лишь предполагаться. Более определенно содержание документа Ue 611. Сначала в нем дан перечень объектов, а заканчивается он значительными итогами. Этот фрагмент ассоциируется с учетом материалов в различных единицах измерения в зависимости от натурально-вещественного содержания.
123
Документ из Кносского дворца (Fp 1) также составлен как опись [211, N 6]: (Идеограмма масла) В месяце Девкий: Зевсу Диктейскому 1 мера В храм Дедала 2 меРь1 Богу Дитяти 1 меРа Всем богам ! меРа Богине-охотнице *' мера.) В город Амнис: Всем богам 2 меРы Эриннии 3 меРы (и т.д.) Один из документов Пилсского дворца (Си 131), возможно, имеет отметки контролера (X) в значении "проверено" [211, с. 50]. Приведем его. В загоне в Пие: От Пиметы (овец) 200, от Окука (овец) 130 X От Купирия (овец) 50Х, от Акамая (овец) 120Х Некоторые документы заканчивались итогами со знаком , или словесно qu-ro в значении "итого". Лингвисты отмечают сходство термина с семитским корнем кл - "весь" и индоевропейским up - "собирать". Таким был учет использования работников и материальных ценностей. Но были еще и расчеты. Взаимоотношения по ним в описи не укладываются. Требовалась иная методологая учета. Таблички из Пилосского и Кносского дворцов в некоторой степени раскрывают ее. В них приводится норма сдачи продукта от ремесленников и земледельцев некоторых категорий, пункт, из которого он поступает, идеограмма - обозначение учетного объекта; сдача продукта (o-pu-do-sO; остаток задолженности (о-ре-го) [134, с. 42]. Уникальны таблички с учетом расчетов из Кносского дворца. Их было найдено свыше 1600, целых и в обломках. Они были названы "таблички процентов" [227, с. 38-39]. Текстовая часть в них не переведена, но предполагается, что указано должностное лицо. Цифровая - разделена на две, сумма цифр равна 100. Возможно, это распределение нормы сбора. Среди табличек есть такие, в нижней части которых нет записей о распределении и это изображается знаком X, который может свидетельствовать о контроле. Интересно, что при освобождении от налогов норма сдачи в натуральном выражении все равно указывалась в документе с отметкой "свободно" или "не дают". Известно 25 таких документов [125, с. 252, 356, 358-359]. Построение документов, где отражались расчеты по налогам, имеет некоторую аналогию с папирусами эллинистического Египта, начиная с Hill века до н.э., т.е. гораздо более позднего времени. Поэтому методологию учета расчетов в пилоских табличках с письмом В можно расценивать как самостоятельную, но более примитивную. Крито-минойцы имели связи с соседним Востоком. В древнеегипетских папирусах упоминается Кефтиу (Крит) и даже есть изображения критян, приносящих дары Египту. Найдены необычные по форме деньги. Это слитки разного веса (29-37 кг) с клеймом, имитирующие высушенные бычьи шкуры (XVIII-XV веков до н.э.); эти слитки равны, видимо, цене одного быка . На Крите обнаружены гири, что свидетельствует о ведении складских операций. Встречаются и навесные печати в виде комков глины и наряду с ними глиняные бирки. И те и другие - с оттисками печатей или знаками. Некоторые печати являются произведениями искусства. В изображениях на печатях видны вавилонские мотивы, но в большей степени они демонстрируют экономические связи с Древним Египтом (египетские скарабеи, сосуды, печати). Как далеко у крито-минойцев заходил взаимный обмен с Востоком достижениями бухгалтерии и существовал ли он - предмет особого изучения. Но ясно, что приходо-расходный учет не заимствован ни у 1 У Гомера бык стоил один талант. Наглядность объекта оценки и его стоимости имела для древних смысл эквивалента в обмене. 125 египетских,- ни-у вавилонских писцов«. Был ли он у минойцев - обладателей письма А, тоже не известно. Возможно, главные открытия, касающиеся приходо-расходных счетов крито-микенского периода, впереди и связаны с расшифровкой письма А и дальнейшими изысканиями в области прочтения письма В. Однако отмечается, что "содержание табличек с письмом В позволяло предполагать их близость по содержанию клинописным табличкам Двуречья - документам хозяйственной отчетности" [110, с. 42 ]. Наибольшее влияние на учет оказывали Месопотамия и Египет, что видно и по инвентарям различных объектов, учету земли, численности работников и других ресурсов. Но при этом государственное и общественное устройство крито-минойцев существенно отличалось от восточного [124, С.179]. Есть предположение, что найденные таблички использовались для кратковременных записей, а для текущих счетов и отчетов применялся папирус или нечто подобное [91, с. 16]. Как бы их ни заполняли, учетные документы являлись ценностью. На них имеются даты: "этого года", "следующего года", "последнего года". Они хранились в архивных помещениях в специальных ящиках или корзинах. Эти емкости с документами завязывались шнурами или ремнями и опечатывались; причем на глиняном ярлыке указывалось имя ответственного писца, наименование объектов, учтенных в документах [134, с. 35]. Имелся оттиск печати. Вторжение дорийских племен в XII-XI веках до н.э. разрушило последние остатки минойской культуры и привело к упадку ахейскую. Дворцы в Кносе, Фивах, Пилосе сгорели. Но это печальное обстоятельство сохранило для нас глиняные бухгалтерские таблички. Пламя обожгло их и сберегло для потомков. учетные памятники полисной Греции На смену хозяйствам крито-микенского периода пришли и стали развиваться отдельные самостоятельные города-полисы. Между ними существовало товарно-денежное обращение, которое удовлетворялось через общегреческие храмы и рынки при них. И если минойский и ахейский учет еще обнаруживают определенное родство с учетом восточных соседей, то Эллада дает гораздо меньше оснований для такого сравнения. Письменность новых поколений греков основана на финикийской и не похожа на письменность крито-микенскую. У финикийцев каждый звук (не понятие и не слог) обозначался своим знаком. Единый алфавит у греков сформировался в V-IV веках до н.э. Сначала они писали, как и финикийцы, справа налево, затем освоили бустрофедон, когда четные строки располагались слева направо, а нечетные - справа налево. Наконец, установился вариант записи слева направо. Числа изображались
126 буквами. Такая система цифрового письма с небольшими модификациями просуществовала в Европе до XV в., а мер и весов - до XVIII в. Древнейшие греческие учетные памятники относятся к VIII веку до н.э. "Каменный архив" Эллады на скалах острова Феры (Теры) с монументальными списками должностных лиц, описями налогов и дани союзников Афин демонстрируют так называемый лапидарный стиль (lapidarius с латинского означает "высеченный"). Писали на любой гладкой поверхности, например шкурах овец и коз. Геродот свидетельствует, что ионийцы издревле называли книгу кожей. Затем стали использовать деревянные дощечки и просто доски, покрытые гипсом или веском (пинаки). На них располагали разные списки, счета и другие официальные документы. Дощечки могли скрепляться вместе с одного края (исторически первый форму.;:яр книги) ремешками или кольцами по две (диптих), по три (триптих). Диптихи, на которые наносились учетные записи, назывались грамматейоны. Края дощечек по всему периметру возвышались для того, чтобы можно было заполнить рамку воском. В другом варианте возвышение могло быть и посередине. Записи делали острым концом стилета, а плоским стирали написанное. Записи на выбеленные (покрытые гипсом) дощечки наносили краской. Этот процесс был менее трудоемким, чем письмо на глиняных табличках. Греки писали и на папирусе, но документов классической Греции почти не осталось. В 1962 г. при раскопках в селе Дервени (к северу от г. Салоники в современной Греции) был обнаружен полуобгоревший свиток с древнегреческим текстом середины IV века до н.э. Несколько более поздним временем датируется другой папирус, найденный в 1902 г. около Абусира вблизи Каира в египетском захоронении. Этот памятник относится к диптихонам. Его листы (19*22 см) тщательно скреплены вместе , но были свернуты в трубочку, как папирус. Государственные документы - постановления, публичные списки - необходимо было сохранять длительное время. Поэтому их вырезали на мраморных и каменных плитах (левкомата). Вследствие высокой цены папируса и трудоемкости обработки камня чаще всего применялись деревянные таблички для учетных записей и побеленные доски для официальных документов. Иногда доски составляли по три в виде призмы, что получило название кирба. Она была в рост человека и вращалась на месте для полного обзора отчетности. Надписи можно встретить и непосредственно на таре, пломбах, печатях. Но наиболее дешевым и распространенным материалом были черепки глиняной посуды - остраки . Они были настолько популярны, что Запись содержит 27 строк разной длины. Равнять строки начинают с Ш века до н.э. Всего сохранилось 30 тыс. папирусных греческих записей эллинистического и римского времени. Сейчас их известно свыше 100 000. Большинство из них связано с эллинистическим периодом (Ш-І века до н.э.). 127
использовались повсеместно - для расписок и разного рода квитанций. Острака предназначалась и для кратких учетных записей, доныне не расшифрованных. Так называемые граффити содержат 1-2 слова, фразу или даже одну букву. Вычисления производились на счетном инструменте " абаке (іреч. abax, лат. abacus) дословно "доска, покрытая пылью" (или песком). Как мы знаем, в Египте пользовались аналогичным инструментом. По Геродоту греки, в отличие от египтян, передвигали камешки (псефы) на абаке не слева направо, а сверху вниз, но это различие не имеет принципиального значения. Псефы раскладывались на.тетнойдсхжегияи-зи-зсгале для -одсчета монет. Для этого существовало специальное приспособление. Go временем вместо псефов стали использовать жетоны. (В 1848 г. на острове Саламин была найдена мраморная доска, изображающая абак.) В колонках располагались жетоны. С развитием товарного обращения камешки приобрели значение денежных единиц.
Надо сказать, с подсчетами не всегда -хорошо получалось: Ошибки в процентах, суммировании и вычитании имеют место. Но и в документах Египта и Вавилона, где широко пользовались вычислительными таблицами с готовыми результатами, а в Египте еще и абаком, тоже есть ошибки. "Ошибаемся и мы, даже при наличии компьютеров. Система счисления у финикийцев была десятичной. Счету обучали в обычных школах. Специально же "бухгалтерские" кадры не готовили. Практическому управлению обучались в процессе коммерческой деятельности, в которой древние греки показали особые дарования. Покровитель
1 Древние надписи главным образом бытового характера, рисунки на стенах зданий, сосудах и т.д.
128
коммерсантов - бог богатства Гермес . Сначала он был богом скотоводства, а с развитием экономики стал выступать покровителем материального достатка, прибыли и защитником обманщиков и воров. Считалось также, что все случайные находки посылались Гермесом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «КРИТО-МИНОЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ» з дисципліни «Стародавня бухгалтерія: якою вона була?»