Учет завершался отчетностью по широкому кругу показателей. Ее основное назначение - определить государственные ресурсы и распределить их. В связи с отсутствием стоимостного обобщения ее данные привадились в натуральных измерителях. Методы составления отчетности были разнообразны, но трудоемки. Показатели получали выборочным путем и наряду с этим - суммированием остатков и оборотов текущих приходо-расходных счетов. Очевидно, соответствие учетных и отчетных данных представляло проблему и проверялось, так как существовал контрольно-ревизионный аппарат. Отчетность составлялась по областям (номам) и делилась на годовую, внутригодовую и за несколько лет. К годовой относились отчеты о сборе зерна, продуктов и других ценностей на государственных складах, своды храмовых владений с перечнем средств, отчеты о доходах хозяйств. Внутригодовая охватывала четыре месяца и даже месяц - соответственно сезонам хозяйственной жизни Древнего Египта. Эта отчетность, как и годовая, также представлялась в высшие государственные органы, но была более детальной. Известны отчеты о ходе сельскохозяйственных работ, отчеты областных чиновников о состоянии дел в номах, о предстоящих поступлениях, об использовании рабочей силы, о сданных на склад изделиях мастерских. Одним словом, обобщалось то, что совершалось и учитывалось подневно. Специальной методологии для отчетности не су-
62 шествовало, так как она повторяла формуляры текущего учета. Это видно по папирусу Гарриса времени Рамсеса III (1198-1166 гг. до н.э.). Папирус Гарриса представляет собой свод храмовых имуществ по видам, количеству и отдельным храмам [209, с. 107-115]. Приводим фрагмент этого папируса [209, с. 108 ]. (Имущество храма) Итоговый список вещей богов, людей, золота, серебра, ..., скота, садов, гашен ...: Изображения, идолы и фигуры Амона-Ра, царя богов (и других богов) 2756 Люди (букв, головы) 107615 Различный скот 490386 Земли, сечат1 1071780 Сады, деревьев 514 (и т. п.) Количество (материалов), содержащихся в 2756 статуях и фигурах: Золото, дебенов Серебро, дебенов Итого золота и серебра (и т. п.) (Налоги с подданных). Вещи (в виде) налога и податей с людей..: Зерно в виде поставок земледельцев, мешков 460900 Овощи, связок 32750 Лен, снопов 71000 (и т. п.) Отчеты дифференцировались по назначению, были в том числе и отчеты целевого характера. Например, иератический папирус Британского музея № 10447 от I тысячелетия до н.э. обобщает данные о ежегодных сборах зерна на культовые цели (содержание статуи Рамсеса II) и имеет название "Счет(?) великой статуи Рамесумериамон , ж.з.б, возлюбленный Атумом" [121, с. 191]. По структуре отчет приближается к формуляру приходо-расходного счета свободной (не табличной) формы. Дадим этот счет. "Зерно для великой статуи Рамсеса, ж.з.б., возлюбленного Атумом, (поступающее) из южного округа, из поселения "Холм Нахерхеви", в (местности) Нофруси, - хар 800. Распределение их: Остаток года 54-го, из руки писца дома этого Амонеминета: "ихути" (Хев) и, сын Птах (пад) ита, "ихути" Небуаити , сын Птахмаи - хар 400. Год 55-й, из руки писца дома этого в поселении этом Гормина - 400 хар. Распределение их: То, что из руки начальника конюшни Хатиаи.сына Нахтмина, (поступающее) из (поселения) "Холм Нахерхеви": "ихути" Небуау , сын Птахмаи, - хар 200. То, что из поселения "Паашпу , которое (расположено) в центре (местности) Нофруси: "ихути" (Хеви), сын Птахпадита, мать его Бакенба, - хар 200; всего 800" [185, с. 48]. 1 10 сечат - 1000 локтей - 2735 м2. Рамесумериамон - тронное имя Рамсеса П. По-видимому, Небуаити и Небуау - одно и то же лицо.
Выписки из отчетов могли быть весьма обширными. Палермский камень [220, с. 263 ] , например, является описью царских даров нескольких фараонов в храмы. Дарения рабов,земель, различной живности приводятся как перечни. Но они имеют своеобразный вид. Вся площадь "отчета" разбита на отдельные ячейки, в каждой из которых иероглифами расписан перечень по видам даров данного фараона. Строго говоря, Палермский камень не отчет, а выписка из отчетов, систематизированных по именам дарителей. Надо думать, что дарителей было много. Составить такую выписку, да еще и нарисовать на камне - дело не из легких. Судя по торжественному и трудоемкому оформлению, отчет предназначался на века, и древние мастера успешно справились с этой задачей. Моральное вознаграждение фараону за сделанные им дары играло также не последнюю роль. И обществу было не лишне знать, сколько сам царь жертвует (рис. 2.26). Отчет мог, как видим, быть выставлен для всеобщего обозрения и выступал вместе с тем в тсачесгве памятника для потомства. Управление было централизованным, в высшей степени бюрократизированным, и при отсутствии местного самоуправления требовалась масса подробных сведений. Отчетность опутывала все хозяйство. Ее отличительная особенность - беспримерная контрольная направленность и скрупулезность составления. Например, три тысячи лет назад Рамсес II пожертвовал в честь речного божества Нила 11 998 кувшинов отборных бобов фейва, и все они были тщательно оприходованы. Палермский камень (свод даров фараонов в храмы) Год после 3-го счета скота Подъем Нила - 4 локтя пальца (Царь Верхнего и Нижнего Египта Усеркаф сделал в качестве его памятника для Ра) - пахотной земли сечат. (Парь Верхнего и Нижнего Египта Усеркаф сделал в качестве его памятника для храма Мина) пахотной земли... в Нижнем Египте. Время фараона V династии Сахура Парь Верхнего и Нижнего Египта Сахура сделал в качестве его памятника для богини Нехбет в Перуре 800 жертвенных рационов хлеба и пива ежедневно. Парь Верхнего и Нижнего Египта Сахура сделал в качестве его памятника для богини Уаджит (храма) "Пернесер" - 4800 жертвенных рационов хлеба и пива ежедневно. Парь Верхнего и Нижнего Египта Сахура сделал в-качеетве его памятника для Ра в святилище "Сенут" - 138 жертвенных рационов хлеба и пива ежедневно. Парь Верхнего и Нижнего Египта Сахура сделал в качестве его памятника для богини Уаджит храма "Пернесер" - 4800 жертвенных рационов-хлеба и пива ежедневно. Парь Верхнего и Нижнего Египта Сахура сделал ».качестве его -памятника для Ра в храме "Кровля святыни" - 74 жертвенных рациона хлеба и пива ежедневно. (и т.д.) На отчетности была основана система государственного контроля. Он осуществлялся через финансовое управление и специальных чиновников. Во главе финансового управления стоял казначей, "заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил", а также "заве- 65 дующий тем, что есть и чего нет" [191, с. 200]. Его именовали также "глаза царя Верхнего Египта и уши паря Нижнего Египта" (так назван царский казначей Аменхотеп в Туринском папирусе) [187, с. 45]. Сбор урожая на полях (в Верхний Египет входили 22 области, в Нижний - 20), снабжение хозяйств рабами, сбор податей происходили под наблюдением контролеров. Контрольные проверки охватывали и производственные процессы. С этой целью проводились инспекции и ревизии ремесленных мастерских. Специальные чиновники проверяли правильность составления земельных кадастров, изменений в них и использования земли. Необходимость такой проверки диктовалась и тем, что имели место фальшивые кадастровые описи. Могучая и удивительная по своеобразию цивилизация погибла, но в памятниках передала нам свои достижения и знания. Бухгалтеры могут с гордостью констатировать, что и учетные древнеегипетские документы имеют значение таких памятников.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ДРЕВНЕЕГИТГЕТСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ» з дисципліни «Стародавня бухгалтерія: якою вона була?»