Существует несколько вариантов древнеегипетских учетных документов. Самое раннее письмо - иероглифическое. Но около 2600 года до н.э. писцы стали упрощать знаки. Такое упрощенное письмо, т.е. скоропись, имеет название иератического, а еще более позднее (с 700 года до н.э.) - демотического. И только во П-Ш веке н.э. под влиянием греческого письма возникает буквенный вариант. Это так называемое коптское письмо. Оно использовалось до XI-XII веков . Правда, в торжественных и особо важных случаях документы по-прежнему писались иероглифами. Парадное оформление было очень красивым, но крайне трудоемким, так как изображения высекались на плитах, статуях, стенах гробниц. Такая технология записи позволяла им сохраняться тысячелетиями, что и ставилось целью при создании дорогостоящих "документов". 1 Сохранилось до настоящего времени у коптов как религиозное. В XI-XII веках было вытеснено арабским.
22
Рис. 2.1. Иероглифическая надпись на стене гробницы Древнеегипетские иероглифы были прочтены Франсуа Шампольоном (1790-1832), основоположником египтологии. С их дешифровкой открылась древняя своеобразная культура. Чтобы уметь учитывать, требовалось овладеть письмом и счетом, запомнить огромное число знаков, а затем умело применять их. В этом сложном деле древнеегипетским писцам помогал их "профессиональный бог" Тот (по-коптски Джехути) - бог письменности, счета и мудрости. Функции Тота были разнообразны, но прежде всего он умел писать: "писец божьей книги, изрекший сущее и со-
здавший то, чего не было" [190, с. 19]. Записанное есть существующее, а в письменном учете так и понимают значение фиксации того, что происходит в хозяйстве. Тот не только писал, но и считал, причем в самом широком смысле. Измерял длительность жизни людей - "он один на земле, руководитель жизни людей" [190, с. 19] и поэтому записывал дни рождения и смерти. Он же измерял землю - "царь книг, измеривший эту землю" [190, с. 36], "сосчитавший все, что на ней" [190, с. 36], в связи с чем ведал налогообложением - "справедливый в счете, понимающий вещи, считающий дань" [190, с. 136]. Наконец, он отвечал за финансовое благополучие страны - "дает доходы на небе и на земле" [190, с 72]. Итак, мы видим, что деятельность Тога была в основном учетно-экономической. Писцы доверяли своему высокому покровителю: "Тот, владыка правды, глава книг, да даст искусство в писании, способность в иероглифах" [190, с. 135]. Обращались к нему с просьбами: "Приди и руководи мною. Сделай меня искусным в твоей должности. Прекрасна твоя должность; она лучше всех ... да воскликнет толпа людей: "Велико то, что творит Тот!" Они идут с детьми, чтобы приложить к ним печать твоей должности прекрасной, о мощный защитник. Радуется исправляющий
Рис. 2.3. Бог Тот (скульптурный вариант)
Рис. 2.4. Суд Tora. Весы и палетка - атрибуты учета
ее"1 [190, с 132]. Из этих слов видно, что древнеегипетские бухгалтеры любили свою работу. Оптимизм имел материальную основу: "Лишь писец (всегда) выступает в качестве того, кто руководит любой работой, (причем) не обложена налогами работа в письме. На нее нет обложения. Да знаешь ты об этом" [185, с.23]. Нравственные устои Тога не подлежали сомнению - "владыка слова бога" [190, с. 20]; "владыка правды" [190, с. 103]. И сам о себе он был также высокого мнения: "Я - Тот, писец совершенный, чистый руками, владыка омовений, прогоняющий зло, писец правды, для которого мерзость неправда; охраняет его письменная трость вседержителя" [190, с. 63]. На Тага возлагались надежды древних египтян на правильный учет, без обмана, который в состоянии воспроизвести происходящее и зафиксировать его без искажений. Далеко не случайно женой Тога была богиня Маат, олицетворявшая истину и порядок . Столь счастливое супружество могло означать гармонию в учете, его идеальную организацию. Возможно, этим объясняется жреческое образование древнеегипетских учетных работников. Приведем другой вариант перевода, на наш взгляд, более удачный: "(Тогда) придут они со своими детьми, чтобы предназначить (их) для должности твоей, должности прекрасной" [94, с. 151]. Как же выглядели столь уважаемые и почитаемые боги? В полном соответствии с причудливыми египетскими представлениями Тот имел торс человека и голову ибиса, реже - торс и голову павиана. Его изображали с лунным диском или страусовым пером (символом правосудия) на голове или в руках. В руках он держал палетку (дощечку из дерева или слоновой кости для заметок) и трость для письма. Маат также имела украшение в виде страусового пера.
25 Оба бога сопровождали египтян и в жизни, и в загробном мире. В древности смерть не называли прямо, а обозначали иносказательно, например "таинственное место", а умерших считали "утомившимися". В загробную жизнь египтянин отправлялся следующим образом. Тот взвешивал на весах его сердце (гирей была статуэтка Маат) и записывал результат взвешивания. При благоприятном результате это означало "сердце, легкое от грехов" [190, с. 104], человек был оправдан, оба бога (Тот и Маат) сопровождали его к Осирису (Усири - царю загробного мира) и давали отчет от происшедшем событии - "его голос был праведным". В этом случае человек попадал в райские поля - "поля Иаулу". Неудачников рядом
с весами поджидало чудовище Амт, лев с головой крокодила. Замечательно, что на рисунке, изображавшем сцену загробного суда, представлены основные атрибуты бухгалтерского учета. Табличку для записи результата в руках у Тога с современных позиций можно рассматривать как материальный носитель первичной информации . Весы - международный герб бухгалтеров. Тот мог позволить себе проявить благосклонность к несчастному и перетянуть весы в его пользу. Идеальная гармония учета нарушалась житейскими обстоятельствами и интересами сторон. Силой знания обладали жрецы-чиновники, покровительствуемые Тотом. Писцы совмещали функции управления, учета, жречества и составляли касту. Должность писца была исключительно почетной, привилегированной. Писцам - интеллектуальной элите египетского общества - принадлежали веками накапливаемые знания и практический опыт наблюдений, записи и передачи сведений. Высокая квалификация предполагала, что писцы используют в своей деятельности множество знаний - инженерных, экономических, математических. Требовалось знать, как делается расчет затрат для строительства, транспортировки грузов, каким образом определяются размеры сооружений, площади земельных участков. Обязательным было знание правил учета всех этих операций - "он учитывает все... Всякое дело под его надзором" [94, с. 164]. Исходя из дошедших до нас сведений можно сделать вывод, что функции древних и современных бухгалтеров не полностью идентичны. В древних государствах Востока они были широкими и значимыми, а сами писцы имели несравненно больше власти и авторитета. Поэтому неудивительно, что писцы были о своей деятельности самого высокого мнения: "Тонкий умом, терпеливый сердцем, любящий людей, радующийся делам праведным, он поворачивается спиной к несправедливости" (Поучение Аменемопе, сына Канехт) [94, с. 162]. Видно, что, кроме профессиональных знаний ценились и нравственные достоинства учетных работников. Уже в далекой древности знали о том, какие последствия может повлечь за собой нечестность бухгалтера. Тонкости управления также были известны, что видно из Поучения Птаххотепа (2000-1500 год до н.э.): "Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою лущу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса" [72, с. 63-64]. Такие палетки найдены в гробнице Тутанхамона. Совет нестареющий, так как можно провести параллель с рекомендацией из американского учебника по управлению кадрами: "Беседа может быть полезна и начальнику, и подчиненному. Неважно, решит свой вопрос рабочий или нет, "терапевтический эффект" будет получен уже от того, что он облегчит душу и обсудит проблему с внимательным, умным начальником" (цит. по [20, с. 24]).
27
Писцы были людьми вежливыми и внимательными, что не мешало им любить пышные титулы: "Начальник хранителей свитков амбаров фараона, Аменхотеп - Пентауру, писцу храма Рамсеса II в доме Амона. Да будешь ты благополучен, здоров. Да будешь ты в милости Амона-Ра, царя богов! Я говорю Ра-Харахте при его восходе и заходе, Птаху и другом богам: дайте ему здоровье и жизнь, сделайте так, чтобы он был счастлив каждый день!" [56, с.80]. Как правило, в учетных документах рядом с именем фараона писали: "анх, уджа, сенеб" - "да будет он жив, здрав, благополучен" (жзб). Учтивость в древнеегапетских учетных документах является постоянным признаком. Причем она сохранялась как традиция и в гораздо более поздние времена, в эллинистический период. Эта традиция говорит не только об элитарности писцов, но в гораздо большей степени о неформализованности учета. Писцы Древнего Египта, являющиеся одним из древнейших отрядов мыслящего человечества, сыграли в свое время серьезную роль в его культурном развитии:
28 "Мудрые писцы Времен преемников самих богов, Предрекавшие будущее, Их имена сохранятся навеки " [114, с. 140-141]. Профессиональная иерархия была сложной и охватывала должности от самых высоких до простых писарей. В документах упоминаются царский писец, писец злаков Египта, начальники писцов земли, подсчета людей, полей, меди, начальник государственного амбара, надзиратель писцов, хранитель печати, писцы документов, амбаров, войска, пастбищ и т.п. Существовала дифференциация учетного труда. Писцы были заняты учетом земли, зерна, продовольствия, распределением урожая, податей и имущества, а также контролем за правильностью этих операций. Они строго отвечали за свои действия. Заподозренные в махинациях, они отстранялись от работы и переводились в разряд земледельцев. "Что касается писца, который обманывает пальцами своими, не будет внесен в (списки писцов?) сын его" [94, с. 166].
Рис. 2.7. Каждодневная учетная работа. "Они учитывают работу всех..."
Некоторые даже полагают, что наряду с реальным учетом писцы вели другой, с невероятно запутанными записями. Эти учетные папирусы показывались всем желающим [2, с. 9]. 1 Стихи в переводе А.Ахматовой приведены нами с сокращениями. 29 Обучение начиналось с пяти лет и продолжалось двенадцать лет. Подготовка осуществлялась в специальных школах и непосредственно на практической работе под руководством опытных писцов. Для получения самой высокой квалификации предназначался Дом жизни.
Рис. 2.8. Один из древнеегипетских писцов
Писцы гордились своей профессией: "Мы научим тебя любить профессию писца как свою мать. Увидишь ты ее выгоды; они больше, чем у какой-либо другой профессии. Писарю хорошо живется уже в детстве"
30 [267, с. 391 ]. Последнее - явное преувеличение, так как до нас дошла еще одна сентенция из области педагогики Древнего Египта: "Не проводи дни праздно, иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют" [56, с. 75]. Тем не менее ученики и в то давнее время проявляли легкомыслие. В школьном сочинении на тему о страданиях земледельца (папирус Анастаси V) сказано следующее: "А также о том, что говорят мне, что бросил ты писания, закружился ты в удовольствиях, обратил ты лицо свое к работе в поле, повернулся ты затылком своим к слову бога" [185, с. 22]. При обучении использовались учебные пособия. Одно из древнейших, так называемый папирус Ринда, относится ко II тысячелетию до н.э. В нем приводится решение различных практических задач - распределение оплаты за труд между работниками, определение расхода зерна для изготовления хлеба и пива, вычисление поверхностей и объемов, перевод одних мер зерна в другие [30, с. 19]. Древнейшая книга справочно-терминологического характера II тысячелетия до н.э. содержит 323 различных слова по группам: виды масел, птицы, растений, животных, сорта хлеба, виды зерна и пр. [145, с. 2 ]. Это означает, что существовала классификация учетных объектов и ее использовали в учете для получения
Рис. 2.9. 'Тонкий умом, терпеливый сердцем..."
1 Примечательны некоторые общие закономерности древнего управления. На санскритском языке искусство управления называется данданити, что буквально означает руководство во владении палкой ("данди" - палка).
31 сведений как общего, так и частного характера. Сохранились фрагменты некоторых учебных пособий и справочников в списках имен и названий разных лиц, стран, фактов и явлений [94, с. 41 ]. Известно справочное пособие, относящееся к XI—VIII векам до н.э., под названием "Учебник, делающий умным и обучающий невежду для того, чтобы знать все существующее" [145, с. 5]. Из рисунков в гробницах можно получить достоверное представление 0 внешней стороне деятельности писцов. До нас дошли интересные изображения "главного бухгалтера". Его высокое положение подчеркивается намного большими размерами фигуры, другой экипировкой (видимо, это шкура пантеры как знак высокой жреческой должности), позой. Еще одно изображение демонстрирует профессиональные орудия писца. Интересно, что иероглиф s£ (сеш), обозначающий писать, писец, состоит из изображения палетки, чашечки для туши (их было две - для черной и красной красок) и футляра для каламов (тростниковых палочек для письма). "Главный бухгалтер", судя по всему, держит в руке орудие внушения для принуждения к работе недобросовестных и ленивых.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «"ТОНКИЙ УМОМ, ТЕРПЕЛИВЫЙ СЕРДЦЕМ..."» з дисципліни «Стародавня бухгалтерія: якою вона була?»