Как указывалось выше, при ввозе товаров на территорию России НДС уплачивается на таможне при проведении таможенного оформления. После оприходования товара уплаченный на таможне НДС либо принимается к вычету, либо (если организация не является плательщиком НДС) учитывается в стоимости товара. При ввозе товара из Белоруссии при отсутствии таможенных границ и таможенного оформления НДС уплачивается в налоговые органы по особым правилам. Забегая вперед, скажем, что учитывается этот НДС по тем же правилам, что и уплаченный на таможне, но порядок уплаты и документы, требующиеся при этом, отличаются от обычного порядка уплаты при импорте товара. 15 сентября 2004 г. между Правительствами России и Республики Беларусь было подписано Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг". Соглашение вступило в действие с 1 января 2005 г. и применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2005 г. (см. письмо ФНС России от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4@). Механизм применения косвенных налогов при осуществлении торговых операций между Россией и Белоруссией изложен в Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Это Положение является неотъемлемой частью Соглашения. До 1 января 2005 г. при ввозе на территорию России товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь, НДС и акцизы таможенными органами России не взимались. Реализация товаров в Республику Беларусь приравнивалась к реализации товаров на территории России и облагалась НДС по обычным российским правилам. С 1 января 2005 г. в отношениях с Беларусью в области торговли товарами введен принцип "страны назначения", аналогично налоговым отношениям с другими зарубежными странами. Это означает, что при ввозе белорусских товаров в Россию российский покупатель обязан уплатить НДС и акцизы в российский бюджет, а при экспорте российских товаров в Республику Беларусь товары должны облагаться в России НДС по нулевой ставке и российский продавец должен освобождаться от уплаты акцизов. Следует обратить внимание, что в данном положении речь идет только о товарах, произведенных в России и в Республике Беларусь, при экспорте или импорте товаров, происходящих из третьих стран, данное Соглашение не применяется. Кроме того, Соглашение затрагивает только вопросы, связанные с торговлей товарами, в отношении работ (услуг) применительно к уплате НДС действует прежний порядок. При импорте товара из Республики Беларусь налоги уплачиваются по месту постановки на учет российских покупателей товара. Уплата налогов производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. При перечислении НДС в федеральный бюджет код бюджетной классификации (КБК) отличается от КБК, применяемого для уплаты НДС с обычной реализации, и от КБК для уплаты НДС на таможне. В случае переплаты налога зачет между различными кодами бюджетной классификации невозможен, несмотря на то, что НДС уплачивается в один бюджет - федеральный (письмо ФНС России от 19 апреля 2006 г. N 19-4-03/000090@). Налоговая база для уплаты НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку товаров. При определении стоимости приобретенных товаров в цену товара включаются следующие расходы (если они не были сразу включены в цену товара по условиям договора купли продажи): - расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров (в том числе при осуществлении доставки товара на территорию России собственными силами покупателя); - расходы на страховку; - стоимость многооборотной тары, не подлежащей возврату; - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке. Соглашением предусмотрен перечень товаров, импортируемых из Республики Беларусь, не подлежащих обложению НДС. К таким товарам относятся: - товары, перевозимые через территорию государств сторон транзитом; - товары, ввозимые с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой стороны; - товаров, которые в соответствии с законодательством государств сторон не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию государства стороны (для России их перечень указан в ст. 150 НК РФ). В случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию государств Сторон в соответствии с их законодательством осуществлен без уплаты налога, на иные цели, чем те, в связи с которыми предоставлено освобождение, налог подлежит уплате с начислением пени за весь период начиная с даты принятия на учет ввезенных товаров до момента фактической уплаты. Ввезя товар в Россию и оприходовав его, российский покупатель, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, должен представить в налоговый орган по месту своего учета отдельную налоговую декларацию и уплатить налог. Форма Декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров на территорию России с территории Республики Беларусь, утверждена приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н. Следует обратить особое внимание на то, что налогоплательщики, обычно уплачивающие НДС 1 раз в квартал при ввозе товара из Беларуси, представляют в налоговый орган этот вид декларации не позднее 20 числа, месяца, следующего за месяцем ввоза товара. И если ввоз товара осуществляется ежемесячно, то и этот вид декларации, подается ежемесячно Одновременно с декларацией в налоговый орган представляются следующие документы: - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Форма заявления и порядок его заполнения впервые опубликованы в письме ФНС России от 29 декабря 2004 г. N 26-1-03/10878@, в настоящее время действует форма Заявления о ввозе, утвержденная приказом Минфина от 28 декабря 2005 г. N 163н (форму "Заявления на ввоз" см. Приложение 1 стр.); - выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам; - договор (его копия), на основании которого товар ввозится из Республики Беларусь в Россию; - транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Белоруссии на территорию России. Таким документом в том числе является CMR-накладная [Internationaler Frachtbrief (CMR)]. Форма накладной разработана много лет назад на основании ст. 6 "Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов", заключенной в Женеве, 19 мая 1956 г. Указанная международная автонакладная используется при международных перевозках грузов, в том числе при торговле с Беларусью (письмо Минтранса России от 13 марта 2006 г. N СА-16/1286). Форму CMR-накладной приведена в Приложении 2; - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков. Данный документ представляется без каких-либо отметок налоговых органов Беларуси (письмо ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@). Товаросопроводительными документами белорусских налогоплательщиков являются внутренние накладные на перемещение товара формы ТТН-1 и ТН-2 (письмо ФНС России от 14.02.2006 N ВЕ-6-26/158@). Формы накладных ТТН-1 и ТН-2 приведены в Приложении 3 и Приложении 4 соответственно. В течение 10 рабочих дней налоговый орган проставляет на заявлении на ввоз отметки, подтверждающие уплату налога в российский бюджет. Это установлено в "Порядке проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов", утвержденном приказом Минфина России от 20 января 2005 г. N 3н. Один экземпляр заявления остается в налоговом органе, а два других с отметками налогового органа передаются обратно покупателю. Впоследствии российский покупатель направляет один экземпляр заявления белорусскому поставщику для подтверждения им экспорта и права на применение ставки 0% в Беларуси. Из двухлетней практики применения Соглашения между Россией и Республикой Беларусь сформировались правила оформления ввоза товара, устанавливаемые налоговыми органами России. Например, если российский покупатель в одном налоговом периоде ввозит товары на территорию России на основании нескольких договоров с различными поставщиками, то заявления о ввозе товаров заполняется отдельно как по каждому поставщику товаров, так и по каждому заключенному с данным поставщиком договору (письмо ФНС России от 10.10.2005 N ММ-6-03/842@). В ситуации, когда по одному договору осуществляется несколько поставок товаров, на каждую поставку следует оформлять отдельное заявление. Датой принятия на учет ввезенных товаров является дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Разъяснения, какую дату считать датой принятия товаров на учет, даны в письмах ФНС России от 10 октября 2005 г. N ММ-6-03/842@, и Минфина России от 20 сентября 2005 г. N 03-04-08/247. Если организация ведет бухгалтерский учет, датой принятия на учет является дата отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Если организация не ведет бухгалтерский учет (применяет УСН), датой принятия на учет является дата, указанная в первичных документах, подтверждающих исполнение обязанности продавца передать товар покупателю. Необходимо обратить внимание на то, что дата исполнения обязанности продавца передать товар покупателю не всегда является датой перехода права собственности на товар. При заполнении декларации по НДС при ввозе товаров на территорию России с территории Республики Беларусь следует учесть, что все данные строки 290 раздела 3 Декларации (форма утв. В Приложении N 1 к приказу Минфина РФ от 07.11.2006 N 136н) должны соответствовать данным заявлений, представленных одновременно с этой декларацией. Письмом от 10 октября 2005 г. N ММ-6-03/842@ ФНС России разъяснила, что для подтверждения права на вычет суммы НДС не надо повторно представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией заявление о ввозе товаров. Но при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов. И как показывает практика, налоговые органы требуют предъявлять повторно заявление на ввоз с отметкой налогового органа. Сумма НДС, отраженная в графе 4 строки 290 должна быть подтверждена выписками банка (их копиями) на уплату налога по ввезенным товарам, представленным одновременно с Декларацией. НДС, уплаченный при ввозе товаров из Республики Беларусь, в бухгалтерском учете учитывается, так же как и НДС, уплаченный российскому поставщику. Правом на вычет могут пользоваться только лица, являющиеся плательщиками НДС, то есть лица, применяющие общий режим налогообложения. Для подтверждения своего права на вычет налогоплательщик должен иметь заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога, налоговую декларацию, в которой отражена исчисленная к уплате сумма НДС по ввезенным товарам, и платежный документ на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации. Письмами ФНС России от 31 мая 2005 г. N ММ-6-03/450 и Минфина от 20 декабря 2005 г. N 03-04-08/348 также разъяснено, что налоговые вычеты могут быть заявлены не ранее периода, следующего за налоговым периодом, в котором НДС по таким товарам был уплачен и отражен в соответствующей Декларации по косвенным налогам. Это означает, что налоговый вычет по ввезенным из Беларуси товарам отражается в налоговой декларации по НДС, представляемой за налоговый период, следующий. за периодом, в котором этот НДС был уплачен. Так, если, например, товар ввезен и принят на учет в октябре, НДС со стоимости этих товаров также уплачен в октябре, этот НДС включается в налоговые вычеты только в налоговой декларации по НДС, представляемой за ноябрь, поскольку необходимая для вычета (октябрьская) налоговая декларация подается по окончании месяца (не позднее 20 числа, месяца, следующего за месяцем ввоза). При ввозе товаров с территории Республики Беларусь белорусский поставщик счет-фактуру не выставляет, и документами, подтверждающими уплату НДС, являются заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС. Эти документы и подшиваются в журнал учета полученных счетов-фактур и регистрируются в книге покупок.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «НДС при импорте из Республики Беларусь» з дисципліни «Експорт, імпорт: облік і податки»