Определение рекламы содержится в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе". Согласно ст.2 этого Закона, "реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний". С точки зрения гражданского законодательства реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, рассматривается как приглашение делать оферты (ст.437 ГК РФ). Публичная оферта - это предложение юридического или физического лица заключить договор с любым, кто отзовется. При этом предложение должно содержать все существенные условия договора. Лицо, делающее предложение, действует на основании собственного волеизъявления. Расходы на рекламу, произведенные торговой организацией, отражаются в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 44 "Расходы на продажу" по статье "Расходы на рекламу". На эту статью относят следующие расходы: - на оформление витрин, выставок, выставок-продаж, комнат образцов товаров, демонстрационных залов; - на разработку и печатание рекламных изданий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.).
Пример. Торговая организация для проведения рекламной предновогодней кампании заказала в типографии поздравительные открытки со своим фирменным знаком. Открытки предназначены для раздачи покупателям в розничных магазинах. Всего изготовлено 200 открыток. Типография выставила счет за изготовление открыток на сумму 2400 руб., в том числе НДС - 400 руб. Полученные в типографии открытки были оприходованы на материальном складе организации. Завхоз выдал открытки менеджерам торговой организации по требованию-накладной унифицированной формы М-11. После проведения рекламной кампании менеджеры составили отчеты о раздаче открыток с указанием даты, места раздачи и количества розданных открыток. На основании этих отчетов завхоз составил акт на списание открыток. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки: Дебет 10-1 Кредит 60-2 - 2000 руб. - оприходованы открытки на складе; Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 400 руб. - отражен НДС, предъявленный типографией; Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 10-1 - 2000 руб. - списана стоимость розданных открыток на рекламные расходы; Дебет 60-2 Кредит 51 - 2400 руб. - оплачен счет типографии (перечислены денежные средства с расчетного счета торговой организации); Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 400 руб. - налоговый вычет НДС по оприходованным и оплаченным материальным ценностям;
- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети.
Пример. В январе 2003 г. торговая организация заключила договор с телевидением на ежедневные рекламные объявления в "бегущей строке" и произвела 8 января 2003 г. предоплату в размере 36 000 руб., в том числе НДС - 6000 руб. Ежемесячно торговая организация получает эфирные справки о количестве и стоимости поданных объявлений, а также счет-фактуру. Стоимость услуг телевидения за январь составила 6000 руб., в том числе НДС - 1000 руб., в феврале - 5400 руб., в том числе НДС - 900 руб., и т.д. В бухгалтерском учете торговой организации сделаны проводки: 8 января 2003 г. Дебет 60-2 Кредит 51 - 36 000 руб. - произведена предоплата телевидению согласно выставленному счету; Дебет 97 субсчет "Реклама" Кредит 60-2 - 30 000 руб. - затраты на рекламу включены в состав расходов будущих периодов; Дебет 19-3 Кредит 60-2 - 6000 руб. - НДС, предъявленный телевидением. 31 января 2003 г. Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 97 - 5000 руб. (6000 - 1000) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за январь; Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 1000 руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы. 28 февраля 2003 г. Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 97 - 4500 руб. (5400 - 900) - затраты на рекламу включены в расходы на продажу на основании эфирных справок и счета-фактуры за февраль; Дебет 68-3 Кредит 19-3 - 900 руб. - налоговый вычет НДС по услугам, оплаченным и списанным на производственные расходы;
- на световую и иную наружную рекламу; - на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видеофильмов и т.п.; - на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей; - на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество во время экспонирования в витринах, торговых залах магазинов и на выставках; - стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату.
Пример. Оптовая торговая фирма приобрела большую партию комплектов кухонной посуды. Покупная цена одного комплекта составляет 2500 руб. Три комплекта было передано посредническим организациям в качестве образцов. В бухгалтерском учете следует сделать такие проводки: Дебет 76-6 Кредит 90-1 - 9000 руб. ((2500 руб. x 3 комплекта) + 20%) - передан товар посредникам в качестве образцов; Дебет 90-2 Кредит 41-1 - 7500 руб. (2500 руб. x 3 комплекта) - списана себестоимость переданных комплектов; Дебет 90-3 Кредит 68-3 - 1800 руб. (7500 руб. x 20%) - начислен НДС со стоимости переданных комплектов; Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 76-6 - 9000 руб. - стоимость переданных комплектов (с учетом НДС) включена в расходы на рекламу.
Пример. Магазин розничной торговли продает фарфоро-фаянсовую посуду. Для привлечения покупателей магазин заключил договоры с крупными городскими предприятиями. По условиям договора магазин передает представителям предприятий в качестве образцов чайные и столовые сервизы, которые возврату не подлежат. Предприятия же обязуются организовать показ образцов в местах, общедоступных для работников предприятий. Магазин учитывает товары по продажным ценам. Завотделом магазина передала образцы товаров представителям предприятий по товарным накладным унифицированной формы ТОРГ-12. Эти товарные накладные были включены в расходную часть товарного отчета. Всего было передано сервизов на сумму 24 000 руб. в продажных ценах. На основании заключенных договоров, товарных накладных и товарного отчета бухгалтерия сделала проводки: Дебет 44 субсчет "Расходы на рекламу" Кредит 90-1 - 28 800 руб. (24 000 руб. + 20%) - в составе выручки от продажи отражена стоимость переданных сервизов с учетом НДС; Дебет 90-2 Кредит 41-2 - 24 000 руб. - списана стоимость переданных сервизов в учетных (продажных) ценах с материально-ответственного лица; Дебет 90-3 Кредит 68-3 - 4800 руб. - начислен НДС со стоимости переданных сервизов. Реализованное наложение рассчитывается магазином в конце отчетного месяца на весь проданный за месяц товар. На основании этого расчета делают сторнировочную проводку: ┌────────────────────┐ │Дебет 90-2 Кредит 42│ └────────────────────┘ При расчете реализованного наложения в стоимость реализованного за месяц товара будет включена и стоимость переданных в качестве образцов сервизов; - приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей этих призов во время проведения массовых рекламных кампаний; - на проведение других рекламных мероприятий, связанных с торговой деятельностью.
В бухгалтерском учете затраты на рекламу включаются в состав расходов на продажу без ограничений. Однако для целей налогообложения при определении налоговой базы по налогу на прибыль указанные расходы принимаются только в пределах норм, установленных п.4 ст.264 Налогового кодекса: 1) без ограничения в целях налогообложения принимаются следующие расходы на рекламу: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передача по радио, телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; - на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои качества при экспонировании; 2) в размере, не превышающем 1 процента выручки: - расходы на прочие виды рекламы в течение налогового (отчетного) периода. При этом понятие выручки определяется в соответствии со ст.249 Налогового кодекса. Под выручкой понимаются все поступления в денежной и натуральной форме от продажи товаров, прочего имущества и имущественных прав. В выручку не включаются косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж). К прочему имуществу относятся оборудование, материалы, инвентарь, ценные бумаги и другие подобные активы торговой организации. Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, а отчетным периодом - I квартал, 6 месяцев, 9 месяцев календарного года.
Пример. Оптовая фирма за I квартал 2003 г. имеет следующие показатели бухгалтерского баланса: - кредитовый оборот по балансовому счету 90-1 - 2 100 000 руб. (это показатель выручки от продажи товаров с учетом НДС); - дебетовый оборот по балансовому счету 90-3 - 350 000 руб. (НДС в составе выручки от продажи товаров); - кредитовый оборот по балансовому счету 91-1 по статье "Продажа основных средств" - 2400 руб. в корреспонденции с балансовым счетом 62-2 "Расчеты с покупателями по прочим операциям" (выручка от продажи основного средства с учетом НДС); - дебетовый оборот по балансовому счету 91-2 по статье "Продажа основных средств" в корреспонденции с балансовым счетом 68-3 "Расчеты по НДС" (НДС в составе выручки от продажи основного средства); - дебетовый оборот по балансовому счету 44 по статье "Расходы на рекламу" - 110 000 руб., в том числе: - расходы на установление рекламного щита - 50 000 руб.; - расходы на рекламные объявления через средства массовой информации - 30 000 руб.; - уценка товаров, выставленных в витринах, - 10 000 руб.; - прочие виды рекламы - 20 000 руб. Рассчитывая налоговую базу по налогу на прибыль, в расходы в полном объеме следует включать затраты на рекламу в размере 90 000 руб. (50 000 + 30 000 + 10 000). Расходы на прочие виды рекламы являются нормируемой величиной для целей налогообложения. Рассчитаем этот норматив. Определим размер выручки в соответствии с требованиями ст.249 НК РФ: - выручка от продажи товаров без НДС - 1 750 000 руб. (2 100 000 - 350 000); - выручка от продажи основного средства без НДС - 2000 руб. (2400 - 400). Итого выручка - 1 752 000 руб. Норматив расходов на прочие виды рекламы в I квартале составит: 1 752 000 руб. x 1% = 17 520 руб. Таким образом, при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в расходы по статье "Расходы на рекламу" можно будет включить в I квартале сумму затрат на рекламу в размере 107 520 руб. (90 000 + 17 520).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Расходы на рекламу» з дисципліни «Бухоблік у оптовій і роздрібній торгівлі»