Учет продаж ведется на балансовом счете 90 "Продажи", к которому открываются субсчета первого уровня: 1 - выручка от продаж; 2 - себестоимость продаж; 3 - НДС; 4 - акцизы; 5 - налог с продаж; 6 - экспортные пошлины; 9 - прибыль (убыток) от продаж. Каждая организация использует те субсчета, которые ей необходимы. Также указанный список можно дополнить другими субсчетами. В целом же структура счета соответствует структуре выручки от продаж, которая должна покрыть расходы организации на оплату товара поставщику, расходы на продажу, налоги, которые следует уплатить в бюджет в связи с продажей товара, а также обеспечить получение прибыли. Далее следует разделить продажи по видам деятельности: оптовая торговля, розничная торговля, комиссионная торговля. Для этого можно открыть субсчета второго уровня либо вести учет в аналитической картотеке. Следующий уровень - это ставка НДС. Данная информация нужна для определения налоговой базы по НДС. Она используется при составлении налоговой декларации. На аналитическом уровне организуется учет по складам, розничным точкам. В зависимости от потребностей внутренней отчетности организуется аналитический учет продаж по регионам, по каждому менеджеру и т.п. Для статистической отчетности нужна информация по продажам отдельных групп и наименований товаров. Эти сведения также дает аналитический учет.
Пример. Торговая организация имеет два оптовых склада и розничный магазин. Розничный магазин переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Это означает, что обороты по продаже товаров в розницу НДС не облагаются. Торговая организация определила такую структуру балансового счета 90: