За последние годы сформировались знания о конкретных элементах технологизации социоэкономических процессов в социоэкономических системах; диагностики социальных явлений; принципах обработки и анализа социоэкономической информации; прогнозировании и планировании развития социоэкономических явлений и процессов. Все это в полной мере можно использовать в технологии проведения социального аудита. Технология проведения социального аудита представляет собой совокупность методов сбора, изучения, анализа, обработки социоэкономической информации и практических действий в их логической последовательности, направленных на достижение следующих целей: проведение диагностики причин возникновения проблем у объекта социального аудита, оценка их важности и возможности разрешения; формулирование конкретных рекомендаций для руководства объекта социального аудита, анализ факторов социальных рисков и выработка предложений по снижению их воздействия; оценка способности объекта социального аудита разрешать социальные проблемы, которые возникают внутри и за его пределами, управлять теми из них, которые оказывают непосредственное влияние на трудовую деятельность работников; проведение экспертизы работы органов управления объекта социального аудита в области повышения эффективности трудовой деятельности, снижения текучести кадров, повышения удовлетворенности трудом у работников и т.д. Разработка, конструирование любой социальной технологии, в том числе, и социального аудита, имеет несколько этапов: теоретический этап: определение цели и объекта технологи- зации; расщепление социального объекта на составляющие и выявление социальных связей; методологический этап: выбор методов и средств получения информации, ее обработки, анализа, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации; процедурный этап: организация практической деятельности по разработке социальных технологий. Используемые при проведении социального аудита социальные технологии являются средством перевода абстрактного языка цифр на конкретный язык практики управления. Это обеспечивается путем формализации социоэкономического явления и его расчленения на составляющие элементы (показатели) с помощью процедур (набора действий, посредством которых осуществляется управление процессом) и операций (непосредственных действий, путей решения определенной социоэкономической задачи в рамках данной процедуры). Следует также выделить временные основы расчленения социоэкономического процесса - фазы, этапы, периоды, операции. Суть социального аудита, в конечном итоге, сводится к следующему: на основе собранной информации и последующего сравнения, сопоставления социоэкономических показателей конкретного предприятия (отрасли или региона) с определенными эталонами, провести анализ фактического состояния этих показателей, выявить их динамику (положительную или отрицательную), определить степень воздействия на результаты всей деятельности объекта социального аудита, сформулировать выводы и рекомендации. В зависимости от целей социального аудита (которые в разные моменты времени могут быть различными) выбираются те или иные эталоны для социоэкономических показателей конкретного предприятия (отрасли, региона). Поэтому в качестве эталонов могут выступать: - лучшие результаты, достигнутые самим объектом социального аудита в прошлые периоды времени; плановые (рекомендуемые) уровни достижений, закрепленные в соответствующих документах (коллективном договоре, тарифном соглашении, плане социального развития предприятия или отрасли и пр.); нормативные уровни показателей; средние или лучшие результаты: для предприятия - у аналогичных предприятий в отрасли, регионе, стране; для отрасли - в других отраслях и в стране; для региона - в других регионах и в стране; оптимальные величины достижений у других объектов, аналогичных объекту социального аудита, т.е. те пределы, при достижении которых на этих объектах была получена наибольшая эффективность; соответствующие нормы Международной организации труда; соответствующие величины, закрепленные законодательством РФ. Проведение подобного сравнения с определенным эталоном имеет цель проследить динамику того или иного социоэкономического показателя, выявить и охарактеризовать его взаимосвязь со всей системой социоэкономических показателей, определить влияние на те или иные социоэкономические процессы, происходящие на объекте социального аудита, а в конечном итоге, оценить его с точки зрения влияния на всю деятельность объекта социального аудита. Эта оценка является базовой в системе и последовательности дальнейших аналитических процедур социального аудита: рассмотрение каждого социоэкономического показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данного предприятия, отрасли, региона; выявление факторов, повлиявших на величины конкретных социоэкономических показателей, и расчеты возможных изменений этих показателей при модификации того или иного фактора; прогнозирование необходимых величин социоэкономических показателей на перспективу и установление способов достижения этих величин; выявление взаимозависимости показателей социоэкономического состояния и обеспечения целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности в целом предприятия, отрасли, региона; - обоснование гипотез развития социоэкономических показателей и состояния предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства при соответствующем изменении условий их деятельности. Технологии проведения социального аудита могут проявляться в различных формах. Это зависит от задач социального аудита, уровня его проведения, ряда других условий. Так, можно назвать одной из разновидностей этих технологий мониторинг социально-трудовой сферы, который в последние годы начал проводиться на всех уровнях - от предприятия и региона до отрасли и страны в целом. Под мониторингом социально-трудовой сферы понимается система непрерывного наблюдения и научного анализа наиболее актуальных социально-трудовых процессов и явлений в целях систематической оценки состояния трудовых отношений, разработки предложений по выбору наиболее целесообразных управленческих решений в социально-трудовой сфере, предупреждению социальных конфликтов. Социально-трудовая сфера рассматривается в процессе мониторинга как специфическая область связей и отношений, складывающихся между субъектами производственной деятельности на предприятии или в регионе по поводу воспроизводства трудового потенциала и жизни работающих здесь людей, а также по поводу использования их возможностей и способностей в процессе труда. Специфика этой информационной системы заключается в постоянном, с определенными интервалами, наблюдении за состоянием сферы труда, за социальным самочувствием людей, занятых в ней, и соответствии основных параметров этой сферы потребностям интересов общества. При проведении социального аудита, следовательно, эта информационная система может принести существенную помощь. Полученные в ходе мониторинга сведения по всем социоэкономическим показателям за прошлые периоды, могут использоваться социальными аудиторами в качестве эталонов при исследовании каких-либо социоэкономических процессов. Можно утверждать, что социально-трудовая сфера включает в себя, прежде всего, взаимодействие участников производственного процесса, связанного с решением проблем институционализации социально-трудовых и управленческих отношений, с восстановлением здоровья, физических сил, с ростом профессионально-квалификационного уровня работающих, с повышением качества их жизни и социального самочувствия. Она охватывает также многоаспектные отношения по поводу формирования трудового поведения, отвечающего потребностям предприятия или региона, по поводу степени использования рабочего времени, квалификации, мотивационного потенциала, по поводу состояния стабильности персонала. В развитии соци- ально-трудовой сферы находит свое отражение социальная политика управления предприятием или регионом. Все эти вопросы находятся в поле зрения социальных аудиторов. Социоэкономический подход к социальной подсистеме (или сфере) предприятий и регионов более всеобъемлющ с учетом всех социальных процессов и отношений. Следует отметить, что первые социологические исследования, проводимые на предприятиях и в регионах несколько лет назад, и первые планы социального развития ориентировались исключительно на данные, полученные в социальной сфере. Руководители и профсоюзы работали с показателями, относящимися только к этому аспекту деятельности. Между тем такой подход не оказался оптимальным. Он не позволял сделать глубокий анализ всех условий социального развития и выявить все причины тех или иных отклонений. Требовался комплексный подход к исследованию социальных проблем предприятия или региона с учетом не только социальных, но и экономических, технологических и иных отношений. Следуя этому, при проведении мониторинга в последние годы круг отношений, рассматриваемых в рамках социальной сферы предприятия или региона, был максимально расширен. Традиционное для экономической и управленческой литературы определение - "социально-трудовая сфера", в настоящее время имеет свою социоэкономическую интерпретацию. Социально-трудовая сфера рассматривается в процессе мониторинга как специфическая область связей и отношений, складывающихся между субъектами производственной деятельности на предприятиях и в регионах по поводу воспроизводства трудового потенциала и жизни работающих здесь людей, а также по поводу использования их возможностей и способностей в процессе труда. Исходя из этого, социально-трудовая сфера включает в себя, прежде всего, взаимодействие участников производственного процесса, связанного с решением проблем институционализации социально-трудовых и управленческих отношений, с восстановлением здоровья, физических сил, с ростом профессионально-квалификационного уровня работающих, с повышением качества их жизни и социального самочувствия. Она охватывает также многоаспектные отношения по поводу формирования трудовою поведения, отвечающего потребностям производственной организации или региона, по поводу степени использования рабочего времени, квалификации, моти- вационного потенциала, по поводу состояния стабильности персонала. В развитии социально-трудовой сферы находит свое отражение социальная политика управления предприятием или регионом. На основе интерпретации основного понятия стало возможным определить "проблемное поле" мониторинга. Его можно условно представить пятью блоками. Состояние, развитие и использование трудового потенциала предприятий и регионов. Здесь анализируется динамика численности работающих и их возрастная структура, состояние здоровья (по субъективным оценкам) и уровень заболеваемости. Дается оценка изменения профессионально-квалификационного уровня персонала, организации его подготовки и повышения квалификации. Оценивается состояние потенциальной текучести и мотивационного потенциала. Завершает этот блок анализ проблем использования трудового потенциала на предприятиях или регионов (объем административных отпусков, использование рабочего времени, уровня квалификации и т.п.). Социально-трудовые отношения и уровень социальной напряженности. В этом блоке наряду с оценкой состояния социальной напряженности на предприятиях и регионах и возможности возникновения открытых, трудовых конфликтов, осуществляется анализ процесса институциализации социально-трудовых отношений. Рассматривается состояние переговорного процесса между сторонами социально-трудовых отношений, позиции сторон, уровень солидарности работников наемного труда, роль профсоюзных организаций, отношение работников к деятельности работодателя. Оплата труда и уровень жизни работников. Главное внимание в этом блоке уделяется анализу дифференциации работающих по уровню оплаты труда, соотношению этой оплаты с величиной прожиточного минимума. Выясняются объемы вторичной занятости и доля семей работников, живущих за гранью бедности. На основе субъективных оценок определяется реальный объем задержки с выплатой заработной платы, которая продолжает оставаться хроническим недугом значительной части предприятий и тщательно скрывается в официальной отчетности. Определяется отношение работников к уровню оплаты своего труда, а также к его динамике. Соблюдение условий и охраны труда. Наряду с общей оценкой условий труда здесь выясняется отношение работающих к состоянию отдельных элементов условий, уточняются основные замечания к этим условиям. Комплексно оцениваются меры, предпринимаемые руководителями предприятий и регионов по улучшению условий и охраны труда. Выясняются содержание политики руководителей в этой области, а также состояние социальной инфраструктуры. Социальное самочувствие работников предприятий и регионов. Социальное самочувствие анализируется на основе таких показателей, как удовлетворенность работой, жизнью, уверенность в завтрашнем дне, уровень потенциальной текучести. Для оценки социального самочувствия применяется также используемый ВЦИОМом индекс терпения. Обобщаются и анализируются наиболее острые жизненные проблемы, отрицательно влияющие на самочувствие работников предприятий и регионов, членов их семей. Важной методологической особенностью мониторинга является возможность получать с его помощью комплексное представление о динамике социоэкономических процессов в трудовой сфере. Это достигается благодаря тому, что результаты статистических и социологических исследований по итогам каждого этапа могут быть представлены не только в виде двух самостоятельных отчетов. Первич- нал информация, полученная в этих двух исследованиях, сопоставляется и объединяется на стадии первичного анализа данных, составляя основу третьего (конечного) документа исследования о результатах очередного этапа мониторинга. При увеличении частоты проведения мониторинга увеличивается и возможность использования его данных для прогнозирования изменений социальной ситуации в сфере труда, а также для заключения социальных аудиторов. По мере накопления информации и знаний о предмете исследований появляются возможность и основания для пересмотра некоторых подходов к анализу данных. Следует отметить, что методологические наработки мониторинга постоянно подвергаются ревизии и модернизации. Изменяется и состав решаемых им задач. Может быть, именно поэтому он не страдает "монотонностью восприятия" и постоянно переключает внимание пользователей на новые проблемы, расширяя круг получаемой информации. Благодаря использованию мониторинга, руководители предприятий и регионов, представители власти и профсоюзы могут иметь более точное представление о социальном самочувствии и уровне жизни работников, о действительном уровне скрытой безработицы, о реальных масштабах задержки заработной платы и степени ее дифференциации. Они располагают не только официальными данными от руководителей предприятий и регионов, но и обобщенными субъективными оценками работников этих предприятий и регионов. С целью предупреждения негативных тенденций выявляются как изменения уровня социальной напряженности, так и факторы, их вызывающие. Используя поступающие данные социологических опросов, оцениваются эффективность и полнота реализации законов и нормативных актов по социально-трудовым вопросам. Все это позволяет руководству предприятий и регионов, профсоюзам более взвешенно и обоснованно формировать социально-экономическую политику в сфере производства и определять соответствующие приоритеты. Методическая проблема социально-экономического мониторинга заключается, прежде всего, в специфике методической стратегии, основу которой составляют жесткие, формализованные методы: экономический анализ, анализ документов и статистических показателей. Эту систему следует дополнять "мягкими" (неформализованными) методами: свободным интервью, наблюдением, самоанализом, опросом. В их основе лежит: наблюдение за объектом мониторинга, проводимое по стандартному числу наиболее значимых социоэкономических показателей, характеризующих его состояние; регулярные повторные "замеры", проводимые с помощью стандартных процедур; оценки ситуаций и объектов, даваемые в стандартной форме. Другой важной проблемой, решаемой в мониторинге социально- трудовой сферы, является обеспечение непротиворечивости получаемой из разных источников (уровней управления) информации. Показатели, взятые из опроса экспертов и другие "мягкие" показатели, сопоставляются, взаимно дополняются и сравниваются с официально утвержденными формами отчетности. Это позволяет получать полное представление о социоэкономических процессах на предприятии или в регионе и сравнивать их с уровнем решаемости в региональном и отраслевом аспекте. Важным фактором эффективности проведения мониторинга является проектирование выборки. Следует учесть, что наиболее репрезентативная информация может быть получена по отраслевому или региональному признаку. Заметное различие в условиях жизнедеятельности в различных регионах и отраслях диктует необходимость получения информации, не усредненной по предприятиям, а учитывающей специфику условий управления конкретным предприятием, что представляет интерес не только для предприятия, но и для отрасли, и местных органов управления. При проведении мониторинга возникает необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов, например, в отношении предприятия в целом и отдельных его составляющих (соотношение системы и части системы). В данном случае изучаются те объекты, которые адекватно представляют основные структурные элементы предприятия, позволяют оценить динамику их изменения и влияние на них внешних и внутренних факторов. Объектами наблюдения в мониторинге выступают социально- трудовые отношения на предприятии или в регионе, в их взаимосвязи и взаимодействии с внешней средой. Субъектами могут выступать авторитетные специалисты и руководители, способные судить о внутренних механизмах производства, приоритетах развития, о состоянии объекта, выступающие в роли экспертов в области социоэкономических процессов на предприятии или в регионе. Эта система используется в целях отслеживания в динамике и взаимосвязи всех значимых явлений и процессов социально-трудового характера, выявления основных тенденций, прогнозирования их возможного развертывания в дальнейшем, поиска проблем и противоречий, присущих социально-трудовой сфере, для своевременного принятия необходимых управленческих решений по устранению или хотя бы сглаживанию проблем в социально-трудовых отношениях. Мониторинг социально-трудовой сферы и социальный аудит осуществляются по одинаковым направлениям: социально-демографическая ситуация и миграционные процессы; трудовые ресурсы и занятость; оплата труда; уровень и качество жизни населения; охрана и обеспечение безопасности труда; социальное партнерство; пенсионное обеспечение; социальное страхование; социальная помощь населению; социальное обслуживание. Социологические исследования направлены на изучение удовлетворенности работников оплатой труда и уровнем жизни своих семей, выявление намерений по поводу возможной смены работы и основных причин неудовлетворенности работой. Оцениваются также социальная напряженность в трудовых коллективах, изучаются причины, ее обуславливающие. Кроме того, изучаются предпочтения работников относительно их членства в различных профсоюзных организациях, участие в обсуждении положений коллективных договоров, мнения работников по поводу роли профсоюзов и коллективных договоров в регулировании социально-трудовых отношений в организациях. Имеют место также опросы по изучению мнения работников базовых организаций относительно качества медицинского обслуживания населения в регионе, а в организациях образования и здравоохранения изучается отношение работников к проводимым в этих отраслях экономики реформам. Апробация результатов показала, что данный способ организации управленческой деятельности обладает следующими преимуществами: дает возможность оперативно собирать информацию и на этой основе постоянно накапливать информационные банки данных; позволяет в сжатые сроки анализировать полученные данные и оценивать состояние предприятий и регионов; обеспечивает интеграцию, координацию и взаимодействие в деятельности руководителей, профсоюзов и бизнес-структур предприятий и регионов. Системный мониторинг социально-трудовых отношений, как од на из технологий социального аудита, призван придать процессу управления ими целенаправленный характер. Технология проведения социального аудита требует придерживаться определенного порядка, правил, выполнение которых позволит учесть все возможные аспекты этой многогранной, трудной и требующей высокой квалификации работы. Рассмотрим основные требования, которые требует технология проведения социального аудита. Среди них: соблюдение определенных требований к команде социальных аудиторов; обязательность взаимодействия с руководством объекта социального аудита; правильное оформление документов при проведении социального аудита; соблюдение выполнения требований к рабочим документам; тщательная подготовка отчета; соолюдение агентством социального аудита порядка действии в процессе организации и проведения социального аудита. На всех этапах проведения социального аудита необходимо придерживаться определенных правил. Последовательность всех основных работ социальных аудиторов и их содержание приведено в Приложении. Для правильного понимания технологии социального аудита необходимо рассмотреть некоторые моменты, которые отличат социальный аудит от других видов аудита, например, финансового или бухгалтерского. В зависимости от целей проведения социального аудита, его можно рассматривать как инструмент руководства и управления или как способ наблюдения, предназначенный для конкретной области - трудовых отношений. Технология проведения социального аудита вне зависимости от используемых методов, имеет логическую систему последовательности действий и состоит из следующих шагов. Как правило, на предприятиях, в отраслях и регионах используется внешний аудит. Руководство обращается к агентству социального аудита с приглашением провести экспертизу социального характера, например при необходимости кардинального решения социальных вопросов при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем, выявления причин недовольства сотрудников и пр. Социальный аудитор, осуществляющий такую работу, должен хорошо ориентироваться не только в социальной политике, но и в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право. При непосредственном проведении социального аудита основными этапами деятельности социального аудитора являются: знакомство с поставленной задачей (задачами); определение границ своих действий; изучение социального баланса и другой документации самого объекта социального аудита (предприятие, отрасль, регион) и нормативных документов; составление вопросников и анкет; подготовка детализированной рабочей программы; реализация работы; составление отчета. Такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий может потребовать, например, от одного до нескольких месяцев при работе команды социальных аудиторов из 3-4 человек с привлечением необходимых специалистов по отдельным проблемам. Социальный аудитор должен начать проверку с изучения и исследования результатов деятельности предприятия, отрасли или региона, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов. Особое внимание при этом уделяется социоэкономической отчетности, финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, а также расходам на содержание персонала, на решение экологических проблем, на развитие социальных программ и т.п. Для описания социоэкономической политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей социального аудита в конкретном случае: занятость (ее уровень, природа предложенного труда, обеспечение стабильности состава работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, тендерная политика, занятость женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников); оплата и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды, динамика и структура, нижний уровень заработной платы и т.д.); безопасность и улучшение условий труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов); профессиональное обучение (объем, виды, содержание, продолжительность, стоимость); состояние экологии и т.п. После анализа социальной политики на изучаемом объекте социального аудита формулируются его сильные и слабые стороны, ставится обший диагноз. Диагностика позволяет выявить: имеющие место соответствия и несоответствия между должностными характеристиками и проводимой политикой; связи и случайные нестыковки между различными сторонами социальной политики; принципиальные источники социальных рисков; зоны социальных издержек. Исследование результатов деятельности объекта социального аудита, проведенное с использованием справочных материалов и нормативных документов, позволяет обнаружить отклонения от норм и стандартов, выявить его сильные и слабые стороны, выделить как настоящие, так и будущие проблемы (риски), провести анализ причин их возникновения, предложить заказчику рекомендации для последующих действий. Перед началом социального обследования социальный аудитор должен четко зафиксировать для себя три основных отправных момента: убедиться в том, что существует реальность создания равновесия между выгодой заказчика социального аудита и надеждами работников; оценить возможность использования получаемых результатов для проведения в жизнь главных целей в области социальной политики; определить тип социального аудита и объекты изучения. После этого должен быть составлен подробный, детализированный план исследований.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Технологии социального аудита» з дисципліни «Соціальний аудит»