Аудиторская деятельность в области социально-экологических проблем оказывается особенно важной в условиях развития гражданского общества. Экологическая политика, проблемы, связанные с охраной окружающей среды, не сводятся к государственной природоохранной деятельности. Важно учитывать вклад гражданского общества, национальных и международных неправительственных экологических организаций и "зеленых", лоббизм крупнейших хозяйственных субъектов. Они оказывают серьезное влияние на политику в области охраны окружающей среды в национальном государстве. В экологической политике присутствует этический фактор. Эффективной экологической политике присущ определенный набор отстаиваемых экологических ценностей. Констатация существования экологических проблем порождает необходимость специфического вмешательства в виде социально- экологического аудита со стороны заинтересованных сил (общества, государства, государственных структур, бизнес-сообществ, социальных групп), основанного на социальной ответственности, экологическом праве, экологическом аудите. Существует глубинная связь между экологической обстановкой и социально-политической организацией общества, общество полностью детерминирует ситуацию с окружающей средой. Экологическая опасность существует не в природе, а в социально-политических системах, и это в значительной степени составляет угрозу природе со стороны человечества. Социальные проблемы зачастую предопределены экологическими предпосылками с точки зрения ущемления прав людей на качественную среду обитания. Экологические проблемы современной цивилизации порождены взаимодействием общества и природы и отражают содержание процессов жизнедеятельности людей в существующих природных условиях, специфику сложившихся экологических ниш. Экологический кризис имеет основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек, и если ставить материальное благополучие превыше всего, то материальные потребности в принципе могут расти беспредельно, в то время как возможности их удовлетворения биосферой в любой данный момент времени ограниченны и конечны. Вопросы социальной экологии в большей степени относятся к таким философским категориям, как: экологический гуманизм, этика, идеология, культура, искусство, образование, мораль, религия, т.е., к тем категориям, где метод аудита, на первый взгляд, мало применим. Важными направлениями исследований социальной экологии являются: экологическая политика субъектов политической и хозяйственной деятельности; политика рационального, эколого-безопасно- го природопользования; экологические функции государства и хозяйствующих субъектов; формирование экологически ориентированной политической культуры общества. Решение экологических задач на микро-и макроуровнях находится в плоскости социальной ответственности государства и бизнеса. Существует объективная основа заинтересованности бизнес-сообщества в проведении социально-экологического аудита, поскольку он позволит обеспечить экологически безопасные условия труда работников, софинансировать проекты, связанные с окружающей средой. Бизнес создается для извлечения прибыли, но он реализуется не в вакууме, а в определенной среде и при определенных обстоятельствах, и может быть успешным только при четких и понятных правилах игры. С социальной точки зрения реализация приоритетных направлений структурной перестройки государства должна сопровождаться расширением и улучшением качественных параметров занятости и условий труда, повышением реальных доходов и квалификации работающего населения, ростом благосостояния граждан, качеством и доступностью жилищного строительства и услуг ЖКХ, эффективным здравоохранением, оздоровлением окружающей среды на основе современных экологически чистых технологий. Социальное направление в экологии - это объединение научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп) с природной и социальной средой их окружения; к социальной экологии относится экология культуры (цивилизации) как главной отличительной черты человеческого сообщества. Задача социальной экологии состоит в том, чтобы предлагать эффективные способы воздействия на окружающую среду, которые не только предотвращали бы катастрофические последствия, но и позволяли существенно улучшить биологические и социальные условия воспроизводства человека. Социально-экологические проблемы отчетливо выступают на фоне динамики цивилизаций, т.е. предельно широкой, устойчивой социокультурной общности, которая существует в определенных пространственно-временных координатах. Одним из важнейших признаков цивилизации является общественное сознание, духовный мир людей этой цивилизации, а само общественное сознание включает науку, культуру, образование, мораль, идеологию и религию. Социально-политический строй также является важной чертой любой цивилизации. Он характеризуется социальными, национальными, политическими, государственно-правовыми отношениями, господствующими в рамках цивилизации. При рассмотрении российского общества в социально-экологическом аспекте следует иметь в виду присущие ему демографические проблемы и формирующийся тип воспроизводства населения, размер и структуру семьи, взаимоотношения внутри семьи, соответствующую структуру социальной стратификации общества, тип религии и отношение к ней, особенности культуры, этики. Социально-экологические показатели — это взаимосогласованные качественные и количественные характеристики, система которых позволяет достоверно, с достаточной определенностью и полнотой анализировать состояние здоровья работников на предприятиях; проводить аудит заболеваемости, связанной с экологической спецификой производства; уровень здоровья трудоспособного населения муниципального образования и выявлять заболевания, связанные с промышленной деятельностью предприятий; выявлять число семей, живущих в экологически загрязненных районах и сопоставлять с показателями заболеваемости и смертности, в том числе мужчин, женщин, детей; определять площадь жилищного фонда, расположенного на экологически неблагоприятной территории; оценивать эффективность механизмов энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве; исследовать проблемы ресурсосбережения в строительстве. Социально-экологический аудит — это процесс, позволяющий организации оценить и продемонстрировать ее вклад в решение социально-экологических проблем не только на уровне самого предприятия, но и на уровне муниципалитета, региона, федеральном уровне. Аудит позволяет понять, в какой мере организация следует общественным целям и ценностям, с которыми она солидаризуется, оценить степень достижения некоммерческих целей организации путем систематичного и регулярного мониторинга ее деятельности и взглядов представителей различных групп интересов, имеющих отношение к ее деятельности. Социально-экологический аудит имеет корреляцию с понятием социальной ответственности бизнеса, социальной отчетности, т.е. с добровольным вкладом бизнеса в развитие общества в социально- экологической сфере. Не путать с экологическим аудитом. Экологический аудит (в соответствии с ГОСТ ИСО 14050-99) - систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса. Задачей экологического аудита является поиск оптимальных путей сочетания экономического и экологического регулирования хозяйственной деятельности. Чаще всего экологический аудит проводится на прединвестиционных стадиях проектов, а также при решении спорных ситуаций с контролирующими органами. Главные цели экологического аудита производственных объектов: проведение проверки деятельности предприятия в части соблюдения норм и предписаний по охране окружающей среды, оценка эффективности функционирования системы управления окружающей среды, выработка рекомендаций по природоохранным мероприятиям, стоимостная оценка расходов, связанных с природопользованием. По результатам экологического аудита составляются отчет и заключение, имеющее безусловное значение для контролирующих организаций и судебных органов. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию предусматривает стабильный социально-экономический рост без дальнейшего разрушения природной среды. В этих условиях приобретает особую актуальность необходимость нового подхода к разработке региональных социально-экологических программ. Такие программы в условиях усиления экологической и климатической нагрузки на биосферу и повышения роли эффективного использования природных ресурсов, должны стать совокупностью увязанных между собой мероприятий, направленных на реализацию основных целевых установок эколого- экономического развития регионов с детализированными энергетическими, экологическими, социальными и финансовыми блоками. Международные и национальные программы экологического аудита. Международное сотрудничество в области контроля и мониторинга окружающей среды насчитывает менее, чем 40-летнюю историю. К началу 70-х годов стало очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Таким образом, задача сохранения среды обитания человека стала носить интернациональный характер. Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила известность, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН создан самостоятельный орган, на который была возложена координация экологического международного сотрудничества. Основополагающие принципы и нормы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов отражены в деятельности ведущих организаций: ЮНЕП-программа ООН по окружающей среде; ЮНЕСКО - программа "человек и биосфера"; ФАО - программа инвестиций в агросферу, рациональное использование почвы и водных ресурсов, освоение новых источников энергии; ВОЗ - программа экологической безопасности (безопасное водообеспечение, питание, удаление отходов); ЮНИДО- программа содействию промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка; МАГАТЭ - программа безопасности и защиты от радиации и утилизации радиоактивных материалов; ГЭФ - фонд для решения глобальных экологических проблем (глобальное изменение климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия, истощение озонового слоя); ЭСКАТО - комиссия по региональным (Азиатскому и Тихоокеанскому) экологическим проблемам; ЭКЛАК-комиссия по региональным (Латинской Америки) экологическим проблемам; ЕЭК - комиссия по региональным (для Европы) экологическим проблемам. К аудиту охраны окружающей среды присоединились страны СНГ, Балтии, Восточноевропейские страны. По программе ЮНЕСКО выделены объекты охраны окружающей среды, находящиеся вне юрисдикции государств, это: 1) атмосфера, озоновый слой (используются всеми государствами); 2) Антарктида, Черное, Баренцево моря (используются несколькими государствами); 3) реки Амур, Дунай, Уссури, Чудское озеро (пограничные объекты). Развитием программ по охране окружающей среды является "Киотский протокол" - международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 году в Киото (Япония). Этот документ является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений. Страны мира оказались в различной степени заинтересованы в реализации Киотского протокола, но только в феврале 2005 года Киотский протокол вошел в силу, его ратифицировали 156 стран мира, включая все развитые страны, кроме США и Австралии. Основные положения Киотского протокола заключаются в следующем: 1) определение допустимого объема выбросов парниковых газов в 2008-2012 годах для всех участвующих в этом соглашении промыш- ленно развитых стран-участниц (для Российской Федерации установлен потолок выбросов на уровне базового 1990-3050 млн. тонн С02- эквивалшта); 2) разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран - "механизмы гибкости" (международная торговля квотами, реализация совместных проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и т.д.); 3) разработка механизмов контроля над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов и их абсорбации, мониторинга за выбросами и стоками). Принятию Киотского протокола Россией предшествовала долгая дискуссия среди ученых и политиков, которая не прекратилась и после ратификации. На первый взгляд Киотский протокол не потребовал от России никаких дополнительных природоохранных действий, тем более, что в ходе детализации условий отстояли права сохранять выбросы на уровне 1990 года. В 1990-е годы, когда российская промышленность переживала тяжелый кризис, выбросы парниковых газов без каких-либо специальных мер сократились более чем на 1/3, в результате чего, общий их объем составлял примерно 1900 млн.т С02- эквивалента. Однако с 2002 года наблюдается экономический рост, вызвавший рост выбросов парниковых газов. Поэтому важнейшей задачей социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу стало снижение энергоемкости ВВП. Это, в свою очередь, возможно только при коренной перестройке структуры промышленного производства-резкого снижения доли энергоемких производств. В противном случае Россия быстро (примерно к 2010 гг.) достигнет уровень выбросов 1990 года, и придется либо покупать дополнительные квоты на промышленные выбросы, либо тормозить промышленное производство. По данным Министерства экономического развития России, в 2009-2012 годах фактические выбросы парниковых газов в России будут ниже уровня 1990 примерно на 3 млрд. т С02-эквивалента, т. е. ежегодное предложение будет составлять примерно 600 млн.т С02- эквивалента. Следовательно, Россия сможет удовлетворить спрос зарубежных покупателей. Поскольку, согласно оценкам, цена углекислого газа на мировом углеродном рынке составит примерно 10 долл. за тонну, то наша страна за 2009-2012 годы может получить около 20 млрд. долларов. Конечно, эту сумму нельзя считать чистой выгодой. Для участия в мировой торговле правами на загрязнение России предстоит создать системы мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов, осуществить многие другие специальные мероприятия, обеспечивающие участие в "механизмах гибкости Киотского протокола. Самое главное, необходимо реорганизовывать структуру российской экономики, чтобы близкие выгоды не сменились затем тяжелыми потерями. Специфической чертой экологических проблем является их социальность, общественная природа и значимость. В сущности, любой выигрыш одного участника взаимодействия с окружающей средой на территории не может оказаться проигрышем для другого, а любой действительный экологический проигрыш одного участника есть проигрыш и всех остальных. Это означает, что в принципе невозможно нанести ущерб окружающей среде так, чтобы не задеть интересы третьих лиц. Следовательно, социально-экологический аудит — это важнейший инструмент социального партнерства, позволяющий осуществить полноправный диалог между социальными партнерами на основе достоверных результатов независимого и прозрачного аудиторского обследования на соответствие соблюдения экологического законодательства и социальных стандартов. Стороны социально-трудовых отношений заинтересованы в минимизации экологических рисков, поскольку последствия экологического конфликта связаны с сохранением или нарушением достигнутого качества жизни населения, а также нормального производственного цикла. Прогнозирование экологических рисков на ранних стадиях, исходя из данных аудита, всегда менее затратно по расходованию финансовых и задействованию человеческих ресурсов, чем процедура устранения их последствий. Значение разработок по методологии и организации социально- экологического аудита промышленных объектов, муниципальных образований и регионов усиливается в связи с активным применением в зарубежной практике стандартов социально-экологического учета и составления социальной отчетности. Методологической основой социально-экологического аудита рассматриваются стандарты серии ИСО 10011 и ИСО 14000, наибольшее распространение получили два стандарта: GRI "Глобальная инициатива по отчетности" и АА 1000 "Ответственность". В целях повышения результативности социально-экологического аудита важное значение имеет эффективное использование отечественного и международного опыта. Социально-экологический аудит является информационной системой обеспечения экологической защиты социальных интересов работников в семье, на предприятиях и жителей территорий, прилегающих к промышленному объекту (промышленная зона). Выделим и систематизируем основные понятия социально-экологического аудита. Цель социально-экологического аудита - получение заключения о достоверности экологической отчетности, соответствии деятельности аудируемых объектов инфраструктуры критериям государственных социальных стандартов, норм и гарантий. Задачи социально-экологического аудита: определение порядка ведения социально-экологического учета; установление процедур проведения социального диалога; выявление соответствия критериям государственных социальных стандартов, норм и гарантий; оценка экологического состояния и обеспечение источниками финансирования объектов повышенного экологического риска; определение приоритетности направлений снижения отрицательного экологического воздействия на территории муниципального образования; установление своевременности финансирования из бюджетов и других источников потребностей, связанных с содержанием социальных объектов; определение эффективности использования средств, выделенных на устранение последствий экологических катастроф; определение целевого использования средств, направляемых на экологические нужды; выполнении экологического законодательства объектами инфраструктуры. Концепция экологической безопасности и социально-экологи- ческой политики предприятия: снижение вредного воздействия на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности; качественное проведение производственного экологического мониторинга источников воздействия на окружающую среду состоянием природных объектов; совершенствование системы управления природоохранной деятельностью в соответствии с требованиями международных стандартов; соблюдение действующего природоохранного законодательства. Задачи экологического менеджмента на предприятии: интеграция охраны окружающей среды в общепроизводственный план и комплекс внутри предприятия; определение значимого места охраны окружающей среды в организации производства; управление и стимулирование природоохранных действий на низших уровнях предприятия; выполнение природоохранных требований; контроль над оборудованием, представляющим угрозу для экологии; работа с персоналом; активная информационная деятельность в области окружающей среды. Задачи социально-экологического аудита на предприятии: осуществление независимого контроля экологических нормативов: проведение экспертизы экологического паспорта предприятия: определение степени достоверности экологических отчетно- стей; анализ заболеваемости работников, обусловленной экологической составляющей; мониторинг профессиональной заболеваемости. Пользователи результатами аудиторской проверки: органы государственной власти; органы местного самоуправления; работодатели (представители работодателей); работники (представители работников); граждане, проживающие на одной территории с промышленным объектом (представители граждан); преде гавители медицинской статистики стационарных и амбулаторных лечебных медицинских учреждений; общественные организации. Методика организации аудиторского мероприятия: планирование социально-экологического аудита; законодательная и нормативно-правовая база в соответствии с темой проверки, включающая как нормативные акты по учету, налогам, социальным гарантиям и партнерству; программа проверки, включающая конкретные задания по проверке экологического учета и выполнению социальных функций; процедуры привязки и ориентации контрольной работы к объекту проверки; процедуры по существу документальной и фактической проверки запрашиваемых материалов с учетом специфики производственной деятельности; подходы к систематизации материалов проведенного социально-экологического аудита; мероприятия по составлению заключения аудитора, план согласования и обсуждения результатов аудита и предложений по нему; организация контроля за выполнением предложений по материалам аудиторского заключения. Результат аудита, социально-экономический ущерб и затраты: результаты контроля в виде отчетов должны быть представлены руководителям предприятий, местным органам власти; соблюдение аудитором принципа гласности находит отражение через информированность населения об экологических отклонениях от нормальных; работодатель ответственен за уплату штрафных санкций за превышение лимитов предельно-допустимых норм выбросов, зафиксированных в экологическом паспорте предприятия - налоговые отчисления предприятий, платежи за пользование недрами, компенсационные платежи за загрязнение окружающей среды; ущерб материальным объектам (производственного и потребительского сектора); ущерб здоровью и жизни населения (от повышенной заболеваемости населения, потери трудоспособности, повышенной смертности); ущерб природным ресурсам, экосистемам и соответствующим отраслям (земельным ресурсам и сельскому хозяйству, лесным ресурсам и лесному хозяйству, от загрязнения водоемов, предназначенных для производственного и питьевого водоснабжения, рыбным ресурсам и рыбному хозяйству, особо охраняемым и рекреационным территориям, ресурсам биоразнообразия). Субъект, принимающий решение по результатам контроля: местные органы власти; природоохранные государственные структуры; экологическая милиция; природоохранная прокуратура. Принятие решения по результатам контроля: техническое переоснащение производства с целью снижения вредных выбросов; улучшение условий и охраны труда; улучшение экологической защищенности работников предприятия улучшению экологической защищенности населения, проживающего на прилегающей территории; финансирование мероприятий профилактики заболеваемости, обусловленной эколого-географическими факторами. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" экологический мониторинг осуществляется как государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды при участии министерств и ведомств через систему наблюдения в городах, промышленных центрах, на водных объектах в отдельных регионах, в космическом пространстве, а также подкрепляется системами государственного, производственного, общественного экологического контроля, научными экологическими исследованиями. Подход к отрицательному экологическому воздействию на окружающую среду, как к социальной реальности, неизбежно ставит задачу распознавания экологических и социальных рисков, их описания, будь то в теоретически обобщенной или эмпирической форме. Здесь возникает ряд практических вопросов. Дело в том, что общество должно иметь определенное представление о состоянии того, что условно можно назвать социальным и экологическим рисками, а для этого следует определить объекты наблюдения, обозначить эмпирические данные, получаемые и обрабатываемые в ходе отдельных конкретно-социологических исследований, экологического и социального мониторинга, социально-экологического аудита. Социально-экологический риск есть объективное явление, которое принято оценивать как вероятность наступления неблагоприятного события с точки зрения воздействия на окружающую природную и социальную среду. Это количественная мера опасности. Общество, люди, работники предприятий вынуждены жить в условиях отрицательного социального и экологического воздействия. Система социально-экологического мониторинга и аудита позволяет диагностировать вероятность возникновения экологических рисков и рисков социальных конфликтов и рекомендовать стратегию их преодоления. Экологические риски как социальный феномен определяют потребность в их аудиторском и правовом регулировании, а антропогенная деятельность - в стоимостной оценке и формировании величины экономического ущерба. Для этого должна использоваться информация, полученная при изучении различных сторон механизма действия экологического права, экологически значимого поведения людей и причин экологических правонарушений предприятиями, данных о рациональном использовании природных ресурсов. Экологические риски являются важнейшим объектом экономических исследований, и социальные последствия экологических катаклизмов позволяют включить их в сферу интереса социально-экологического аудита. Взаимодействие общества и природы осуществляется на принципиально ограниченной базе и связано с расходованием объективно ограниченных, трудно восстанавливаемых или вообще невосстанав- ливаемых ресурсов. Это обусловливает характер экологического аудита. В современных условиях экологическое поведение обостряется тем, что человечество живет в долг у природы, так как уровень потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды превышает способность природы к их пополнению или восстановлению, воспроизводству. Более того, нынешний успех человека "в борьбе с природной средой" достигнут за счет увеличения риска, который следует рассматривать двояко: 1) риск возможных побочных экологических явлений, связанных с тем, что наука не может дать абсолютный прогноз последствий воздействия человека на природную среду; 2) риск случайных катастроф, связанный с тем, что технические системы и сам человек не обладают абсолютной надежностью. Сделаем два вывода: объектом социально-экологического аудита должны быть риски поведения и процессов, существующие латентно или открыто, в семье, школе, организациях, промышленном производстве, на территории муниципального образования, городе, регионе; социально-экологический аудит направлен на выявление и анализ экологических и социальных угроз в масштабе отдельного предприятия, отрасли, территории. Современный подход к исследованию социально-экологичес- ких процессов на уровне предприятия, муниципального образования исходит из признания приоритетности социальных аспектов, необходимости всестороннего учета экологических и социальных показателей, характеристик на разных уровнях. Направления социально-экологического аудита
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социально-экологический аудит» з дисципліни «Соціальний аудит»