В ходе ревизии (аудита) расчетных операций немаловажное значение имеет проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств. В организации могут возникать претензии: — к поставщикам и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных документах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др.; — к транспортным организациям за недостачу и порчу груза в пути; — к банку по суммам, ошибочно списанным со счетов организации; — по санкциям (штрафы, пени, неустойки) за несоблюдение договорных условий, признанных плательщиками или присужденных хозяйственным судом. Претензии нередко предъявляют также самой организации по различным основаниям. Учет таких расчетов ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 3 «Расчеты по претензиям». При их анализе ревизору (аудитору) следует обратить внимание на следующие вопросы: - своевременность и правильность оформления претензионных документов; - обоснованность предъявленных претензий к проверяемой организации; - правильность корреспонденции счетов; - правильность ведения аналитического учета в разрезе каждой предъявленной претензии. Проверяющий должен знать, что претензии предъявляются в письменной форме с указанием требований заявителя, суммы претензии и ее расчета, фактов, на которых основаны требования, доказательств, подтверждающих требования со ссылкой на соответствующие нормативные акты, и должны содержать перечень прилагаемых документов. Претензия отправляется заказным или ценным письмом, по факсу или вручается под расписку и рассматривается в течение 30 дней, если иной срок не установлен договором. Ответ на претензию дается в письменном виде. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на нее заявитель вправе предъявить иск в хозяйственный суд. При проверке реальности сальдо субсчета 76.3 ревизор (аудитор) выясняет: - отсутствие в учете сумм по претензиям с истекшим сроком исковой давности; - наличие претензий, предъявленных с нарушением сроков, предусмотренных в договоре; - наличие претензий, не подтвержденных документально. Путем изучения первичных документов и учетных регистров по субсчету 76.3 проверяющему предстоит выяснить, не скрываются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных организации в установленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует, кроме того, установить, не проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к организации, и взыскивался ли с них причиненный ущерб. При проверке правильности и своевременности отражения в учете расчетов по претензиям следует иметь в виду то, что суммы предъявленных претензий в основном должны быть отражены в учете по факту предъявления (начисления), а в случаях предъявления претензий за брак, простои и по штрафам, пеням, неустойкам, взыскиваемым с поставщиков, покупателей и др. виновных лиц только при условии их признания плательщиком или присужденных судом следующей записью: Д-т 76.3 «Расчеты по претензиям»; К-т 10, 26, 41, 60, 92. С сумм штрафов, пеней, неустоек, полученных за нарушение договорных обязательств, должен быть начислен НДС. Погашение задолженности по претензиям проверяется по данным платежных документов и выписок банка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проверка расчетов по претензиям» з дисципліни «Ревізія і аудит»