Перспективы исследования жизнеспособности на основе нарративного метода: любовь как транскоммуникация
Основной фактической процедурой на этом этапе исследования был избран нарративный метод. Целесообразность его использования обосновывается необходимостью учета онтологического контекста проявления жизнеспособности человека, а допустимость сочетания классических и неклассических методов «объективации субъективного» в рамках одного исследования - «демократичностью», «мультипарадигмальностью» постнеклассической науки, которая ввела принцип самоорганизации, не отменяющий тех принципов, по которым функционирует наука классическая. Анализ нарративов (120 жизненных историй, описанных взрослыми людьми) показал, что наиболее часто встречаемой смысловой единицей, характеризующей ценностно-смысловую сферу жизнеспособного человека, является любовь: «люблю свою семью», «мои близкие любят меня», «мой муж меня любит», «люблю свою работу», «любовь к семье, к людям, к природе», «я, как Маргарита у Булгакова, не могу жить без любви»... В нарративах людей с низкими показателями жизнеспособности эта категория встречается гораздо реже (соответственно 75 и 15 %), отмечается депривация в отношении любви: «любви и заботы от мужа не видела», «хочется написать про самых человечных в мире людей, любовь и счастье, но в нашей жизни типичная картина: озлобленность, ненависть, жестокость, ненависть друг к другу»; «жизнь остановилась, не стало любящих меня близких»; «.сильнейшее желание бросить когда-то любимую, а теперь опостылевшую работу, закрыть за собой дверь тихо, но плотно.». В полученных результатах, по сути, нет ничего нового. Значение любви в жизни человека трудно переоценить. Многие исследователи отмечают, что любовь является важнейшим сущностным свойством человека. Концепция сущностности любви лежит в основе философии христианства. Она образно представлена в одном из самых емких определений любви П. Тейара де Шардена: «Любовь соединяет сутью» (Тейяр де Шар- ден, 1987). С.Л. Рубинштейн отмечает, что любовь выступает как утверждение бытия человека. Лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек. В настоящей любви другой человек существует... не как носитель определенной функции, которая может быть использована, а как человек в полноте своего бытия. Человека любят не за тот или иной его поступок, который может быть случайным и не за его заслуги, а за него самого, за его подлинную сущность. (Рубинштейн, 2003). Аналогичное отношение к объекту любви как к одной из высших ценностей, сущность которой созвучна, родственна своей собственной сущности, свойственно и всем другим проявлениям любви - привязанности к родным местам и отчему дому, любви к своему делу (призвание), природе, музыке, многообразным непреходящим глубоким интересам и увлечениям, любви к Отчизне. История и художественная литература богаты многочисленными примерами небывалого патриотизма, который дает невиданные силы человеку, позволяющие ему оставаться жизнеспособным в условиях, физически несовместимых с жизнью. Вот только один пример. Это отрывок из рассказа А.Н. Толстого «Странная история». «.. .Это случилось в те дни, когда Красная Армия прорвала на одном из участков немецкий фронт и выбила немцев из сел и деревень. Медве-довка была занята, первыми туда ворвались партизаны. На улице к Евтю-хову подошла Анна, - волосы у девочки были, как колтун, забиты землей, лицо обтянутое, старушечье, пыльное, платьишко изодрано на коленях. Вы папашку моего ищете? Да, да, что такое с ним? Нашу избу сожгли немцы, маму, брата убили. Папашку моего четыре дня пытали, он еще живой висит, идемте. Анна, как сонная, пошла впереди Евтюкова к прежнему горшковско-му дому под железной крышей. Обернулась, с трудом приоткрыла зубы: - Вы не подумайте, папашка мой ничего им не сказал. В коровьем сарае под перекладиной висел Горшков, в одних подштанниках, с синими опущенными ступнями; искривленное туловище его было все исполосовано, руки скручены за спиной, ребра выпячены, с правой стороны в грудь был всунут крюк, - он висел под перекладиной, повешенный за ребро. Когда Евтюхов, крикнув ребят, попытался приподнять его, чтобы облегчить муку, Петр Филлипович, видимо, уже не в себе, проговорил: - Ничего. Мы люди русские» (Толстой, 1985). Ярким примером великой силы любви (и далеко не единственным) может служить жизнь и смерть М. Цветаевой. Она не могла жить не любя, не могла не любить. Обреченность на любовь была одной из доминант ее жизненного мира: «.Я никого сильно не полюбила за это лето, а только это важно» (из письма к Вере Муромцевой) (Фенько, 1993). И еще один пример. Это строчки из стихотворения известного психолога, нашего современника, жизнь которого оборвалась трагически нелепо и необъяснимо: Боже мой, человече! Мне уже тридцать восемь. Сквозь светоносный вечер, Раздвигая локтями осень, На берег опустелый Выйду. Перед тобою Не душа моя - только тело С невостребованной любовью. Собственно любовь, сущностное чувство, по определению соединяет с объектом любви сутью, и в этом единении дает знание предмета любви. Знание сути объекта любви является важнейшим свойством самого чувства. Поэтому признавая великую жизненную силу любви, следует признать и то, что способность к жизни определяется наличием у человека великой силы отказаться от объекта любви, воплощающего те ценности, которые им не приемлемы. Это происходит в том случае, если существующая реальность (образ жизни) вступает в противоречие с образом мира, неотъемлемой сверхзначимой частью которого является отношение к объекту. Жизнеспособный человек перестраивает образ мира посредством трансформации ценностно-смысловых оснований жизненного мира: «.Я поняла, что в мире есть не только он, не любящий меня и не достойный моей любви. Я поняла, что солнце светит, травка растет и цветы цветут.» По мнению Э. Фромма, любовь - это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость, смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, человек находит себя, открывает себя, открывает человека. Говоря о любви, Э. Фромм утверждает, что любить - значит, прежде всего, давать, а не брать: «В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. в акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности» (Фромм, 1990). Согласно В. Франклу, «человеческое существование есть. само-трансценденция» (Франкл, 1990). Поэтому подлинная любовь всегда связана с самотрансцендированием - выходом мотивации человека за рамки направленности на самого себя. В. Франкл говорит о том, что быть человеком означает быть всегда направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому себя посвятил, человеку, которого любишь, богу, которому служишь (Там же). Другими словами, любовь - это транскоммуникативное чувство. Способность любить, быть любимым - это способность к транскоммуникации, к общению и единению душ, без которого невозможна подлинная жизнеспособность человека как «торжества мироздания», как существа, законы существования которого не поддаются описанию законов функционирования любой другой живой материи.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Перспективы исследования жизнеспособности на основе нарративного метода: любовь как транскоммуникация» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»