Уровни коммуникативного пространства (ось избирательности)
Первый уровень избирательности К-отношений1, не имеющих еще ситуативной дифференцированности, реализуется как элементарное совпадение (совмещение) встречных ориентаций партнеров друг на друга. Интраличностная основа этих ориентаций может быть и импульсивно определенной, и когнитивно дифференцированной, и целенаправленной, и интегрированной смыслообразующим чувством. Поскольку в интерличностном плане речь идет лишь о мотивационной синхронизации, то для К-отношения на этом уровне существенны лишь два аспекта: а) определенность отношения к партнеру общения, когда он воспринимается как данный конкретный субъект, а не просто как «один из...» студентов, преподавателей, членов группы и т.п.; б) когда в регулярных контактах с данным партнером определяется и общая значимая предметная направленность, т.е. контакт не сводится к беспредметным или поверхностным защитным разговорам (погода, случайные анекдоты или случайные оценочные реплики). С точки зрения проблемы самореализации на этом уровне существенно, прежде всего, развертывание К-мотивации личности. В целом можно отметить, что первый уровень организации К-пространства определяется в основном исходными внутренними свойствами субъектов, так как контекст межличностного взаимодействия еще не сформирован, поэтому назовем его условно интракоммуни-кативным. Второй уровень избирательности К-отношений в К-пространстве возникает на основе дифференцированного отражения субъектами общения основных факторов коммуникативной ситуации. Элементарная К-ситуация образуется минимум двумя партнерами, общим предметом контакта, системой коммуникативных средств и взаимосвязей между указанными факторами. Дифференцируясь по данным факторам, исходное К-отношение каждого партнера развертывается в следующую систему: отношение личности к предмету общения в рамках коммуникативной ситуации оформляется в виде определенной темы контакта, которая, следовательно, не может быть сведена ни к предмету, ни к мотиву самим по себе, но выражает определенный характер отношений между ними; отношение к системе коммуникативных средств, определяющее характер их использования, оформляется в виде позиции, которую занимает партнер в рамках коммуникативной ситуации и которая определяет операциональные особенности его поведения в общении; объект (явление) становится предметом общения лишь будучи включенным в К-ситуацию с помощью системы средств. Поэтому предмет и коммуникативные средства образуют в К-процессе неразрывное единство, определяющее содержательную сторону общения; отношение к характеру взаимодействия этих факторов можно обозначить как продуктивную вовлеченность, поскольку от нее зависит продуктивное влияние партнера на развитие К-процесса, вклад партнера в формирование общей ситуации (следовательно, речь идет и о статусно-нормативных аспектах поведения субъекта общения); - наконец, характер отношения субъекта общения к партнеру именно как к субъекту (а не средству или условию достижения своих личных целей) можно обозначить термином «близость», которая обозначает диапазон принятия партнера в зону «МЫ», т.е. диапазон единения. Темы как исходные определители К-ситуации, следовательно, формируют позиции и в то же время интегрируются последними; позиции, в свою очередь, определяя первоначально характер вклада субъекта в К-процесс (его вовлеченность), укрепляются этими вкладами; наконец, диапазон приемлемости партнера интегрирует в себе все перечисленные выше факторы. Таким образом, тема может оформиться на основе просто семантического поля, определенность же позиции невозможна без его достаточной дифференциации. Продуктивный вклад в К-процесс предполагает многообразные переструктурирования в многомерных семантических отображениях, а стабилизация межличностного отношения требует интеграции указанных процессов на основе относительно устойчивых и эмоционально значимых семантических доминант и, таким образом, связана с концептуализацией представлений о себе и партнере (Бодалев, 1983). Поскольку данный уровень определяется в основном внешними условиями, назовем его экстракоммуникативным. Третий уровень избирательности К-отношений в К-пространстве личности определяется дифференциацией и интеграцией системы К-отношений в самом К-процессе. В контексте межличностной интеракции были выделены четыре основных аспекта проявления К-отношения - коммуникабельность, коммуникативность, сопричастность и самоопределение. Коммуникабельность как степень понятности для других связана с экспрессивностью, раскованностью человека, с умением и желанием «подать себя», что во многом определяется интенсивностью К-активации и К-мотивации. Коммуникативность как способность понять другого и чувствительность ко многим сторонам и нюансам его коммуникабельности, базируясь на К-мотивации, реализуется в основном за счет когнитивной активности в К-процессе. Сопричастность как умение не только видеть то общее, что имеется между собой и партнером, но и, главное, умение опереться на это общее при контакте с данным партнером, при решении общей проблемы предполагает регулятивную и преобразовательную активность, координирующую, уравновешивающую свойства коммуникабельности себя и партнера. Наконец, сложное чувство самоопределенности (самотождественности) в общении возникает в интегральном сопоставлении всех вышеперечисленных свойств себя с аналогичными свойствами партнера в определенном контексте общения (Бернс, 1986). Таким образом, рассмотренные факторы являются межличностными структурными проекциями универсальных стадий протекания К-актов и К-интеракций. Специфика представлений личности о себе и партнерах (персонификации) и их отношения, варьируя по основным структурно-регулятивным свойствам (силе, сложности, активности и оценке), взаимосвязаны с особенностями проявления и формирования К-отношений в плане их коммуникабельности, коммуникативности, сопричастности и рефлексивности (самоопределенности) (Мелибруда, 1985). То есть яркий, живой, красочный мир персонификаций личности, образующий содержание и динамику ее специфической духовной жизни, реализуется в соответствии с интерактными свойствами ее К-отношений, за счет которых система К-отношений в К-пространстве на этом уровне становится динамично координированной. Поэтому этот уровень назван интеркоммуникативным. Четвертый уровень избирательности К-отношений в К-пространстве связан с интеграцией их в единое целое на базе формирующихся специфических ценностных К-ориентаций. Содержательный смысл обобщенных, надситуативных, транзактных ценностных ориен-таций связан с самой феноменологией человеческого общения, наиболее существенные свойства которого могут становиться самостоятельными, более-менее осознанными и весомыми ценностями в жизни человека. По сути дела, универсальные, нравственные ценности человечества, такие как солидарность, верность, откровенность, искренность, отзывчивость и т.п., имеют вполне определенный коммуникативный смысл (Аронсон, 1998). Формирование и реализация ценностно-коммуникативных ориен-таций в конкретном уникальном К-мире данной личности проявляются в том, насколько эти ценности воплощаются в устойчивых свойствах К-отношений. Поэтому надситуативные, транзактные свойства К-отношений возникают как устойчивые тенденции, способы соотнесения и объединения самих интерактных свойств. Например, человек может быть «не в настроении», и это обязательно скажется на его интерактных свойствах. Однако если он ценит общение с данным партнером, то постарается быть предупредительным, внимательным, будет стараться поддержать разговор и стремиться ответить взаимностью. То есть инвариантность таких соотношений интерактных свойств партнеров заключается в том, что каждый из общающихся не может себе позволить быть не на уровне партнера, несмотря на падение конкретных значений коммуникабельности, коммуникативности и т.п., или не может не доставить партнеру удовольствие, хотя для этого необходимо преодолеть самого себя, свое неудачное состояние. Самореализация личности на этом интегральном уровне К-пространства связана с формированием и проявлением наиболее обобщенных, коммуникативно значимых и устойчивых личностных черт, в которых воплотились определенные коммуникативные ценности, о которых было сказано ранее. То есть транскоммуникативные свойства К-отношений обнаруживают взаимосвязи с такими характеристиками личности, как альтруизм, правдивость, отзывчивость, уверенность, стремление к опеке, отношение к себе и к другим, уровнем собственного достоинства, толерантностью, миротворчеством и т.п., и в целом с устойчивостью ядра личности. Поэтому этот уровень назван транскоммуникативным. Избирательность в качестве основных отличительных признаков К-отношения формирует у партнеров общения уникальный психосемантический контекст взаимодействия, позволяющий отличить общение в рамках К-пространства от случайных, отдельных контактов, бесед, дискуссий, но в то же время сами контакты, беседы, дискуссии являются способами реализации этих отношений на разных уровнях. Структурные уровни общения обнаруживают определенные соответствия функционально-динамическим видам или фазам общения (Ка- брин, 1992). Виды (фазы) общения: а) побудительное общение (побуждение, стимуляция друг друга, силовое давление, силы желаний); в) информативное общение (информирование друг друга, обмен информацией, новостями, без определенных программ совместных действий); с) конструктивное общение (совместное решение каких-либо проблем, задач, планов, программ); d) эмоциональное общение (передача друг другу каких-либо чувств по любому поводу; когда делятся своими печалями и радостями). Структурные уровни в качестве типов общения в обобщенном виде выглядят следующим образом. Типы общения: импульсивное общение (непреднамеренная, непосредственная, неконтролируемая передача или обмен стремлениями, мыслями, планами, чувствами); нормативное общение (когда мы стремимся и стараемся вести себя в общении в соответствии с общепринятыми нормами и правилами приличия, порядочности, достоинства); ролевое проблемное общение (сотрудничество, в котором каждый старается действовать в соответствии с принятой на себя ролью - ученика или учителя; родителя или ребенка; руководителя или подчиненного и т.п. - своими правами, обязанностями и ожиданиями партнера в связи с проблемой их согласования); духовное общение, в котором партнеры стараются поддерживать и развивать друг в друге общие духовные ценности, вкусы и чувства (солидарности, справедливости, понимания, доверия, любви, красоты, истины и т.п.). Основой всех этих планов и проекций общения в К-пространстве является 4-мерная интра-, экстра-, интер-, транскоммуникативная их природа, названная азбукой коммуникации А,а; В,Ь; С,с; D,d. Динамический и функциональный аспекты коммуникативного цикла, как было показано, достаточно определенно соотносятся в частности с основными психическими процессами: а - мотивационными; b - когнитивными; с -креативными; d - эмоциональными. Качественная специфичность («модальность»), несводимость их друг к другу может означать психологическую спецификацию основных способов контакта живого существа со средой (все они имеют генетические корни). Сама эта психодинамика (в широком смысле) проявляет, таким образом, свое коммуникативное происхождение и, следовательно, первородную коммуникабельность к миру, которая, впрочем, на последующих уровнях может деформироваться и блокироваться. Пересечениям основных ABCD-уровней и аbcd-фаз общения соответствуют вполне определенные, социально фиксированные формы общения (Кабрин, 1982): (А, а) - контакт; (B, b) - беседа; (С, с) - дискуссия; (D, d) - отношение (дружба, любовь...). Основные признаки К-отношений «избирательность» и «взаимность» приняты в качестве относительно стабильных координат К-пространства. На диагональной линии (центральная тенденция смыслообразования) этого пространства располагаются основные формы общения в соответствии с изменением их потенциала избирательности и взаимности. Уровень взаимности в К-отношении соответствует определенной фазе (виду) общения, а уровень избирательности - уровню (типу) общения. При этом, естественно, возникает вопрос, можно ли увидеть соответствие между интра-, экстра-, интер- и транскоммуникативными уровнями общения человека и его традиционно различаемыми уровнями психической организации. Сравнительная, генетическая психология дает элементарный путь дифференцирования филогенетически различимых новообразований: импульсивная сенсомоторная психика; «перцептивная психика», обеспечивающая скачок в адаптации;
«интеллектуальная психика» (ментальная), максимально раскрывшая свои конструктивные возможности в социуме; «духовная психика», развитие и оформленность которой возможны лишь при высоком уровне развития духовной культуры, социально-психологической культуры и включенности в нее человека. Можно увидеть соответствие этого незавершенного генетического ряда уровням общения, которые были определены как интра-, экстра-, интер- и транскоммуникативные. То есть, соответственно этим уровням, человек, будучи полисистемным существом, одновременно живет как организм, индивид, субъект, индивидуальность. Надо иметь в виду, что эти системные уровни «обеспечены» внутренними структурами, порожденными соответствующими К-процессами, имеющими внешнюю оформ-ленность: темпераментом с его аффективностью, характером с его привычками, интеллектом с его функционально-инструментальной дифферен-цированностью, сознанием с его мировоззренческой рефлексивной смыслотвор-ческой ориентацией. Соответственно этим уровням жизни человека можно говорить об: «аффективном» (импульсивном, диффузном); «нормативном» (стереотипном, привычном, функциональном); а D с а Ось энергии, взаимности, (фазы общения) Рис. 3. Модель коммуникативного пространства личности Динамически развертка К-процесса на каждом уровне может быть описана в рамках четырехфазной модели. В результате можно говорить о многоуровневом К-пространстве, которое будет выглядеть, как на рис. 3. Коммуникативный мир как первичная экзистенциальная реальность жизни личности Коммуникативный мир личности можно представить как созвездие разноуровневых коммуникативных отношений, каждое из которых может быть развернуто в качестве специфического коммуникативного пространства, модель которого рассмотрена выше. Легко представить, что в современной культуре подавляющее большинство наиболее важных коммуникативных процессов «упаковано» в личностные коммуникативные отношения, а случайные коммуникации, не ведущие к развитию отношений, образуют скорее диффузный фон жизни личности. Следовательно, коммуникативный мир личности образуется как констелляция коммуникативных пространств, в которых личность стремится к оптимальной самореализации собственной уникально- Вместо введения сти и ау тентичности. Из сказанного следует, что не только глубинная, но даже поверхностная функциональная композиция К-мира не является очевидной не только для внешнего наблюдателя, но и для самого субъекта этого мира, что подтверждают наши многократные исследования (Кабрин, 1992). Поэтому желательна хотя бы условная экспликация того, как мог бы выглядеть коммуникативный мир конкретной личности. Оттолкнемся от обыденной модели: «Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Без труда можно понять, что на самом деле она нуждается в существенном углублении: «Скажи, как ты относишься к своим друзьям, а также как они относятся к тебе, тогда, может быть, я и скажу, кто ты». Существенными в К-мире личности являются социосеманти-ческие и психосемантические характеристики и особенности её смыс-лотворчества как субъекта К-мира. Функциональный аспект может быть представлен достаточно просто, но требует внимательного погружения в потенциальные возможности всех типов отношений в К-мире (рис. 4).
Если мы не боимся и хотим, то хорошо чувствуем, что на самом деле происходит под тем или сверх того, что мы для себя или для другого уже назвали «контактом», «встречей», «беседой», «дискуссией», «отношением» с определенными характеристиками-маркерами. И если мы поймем, что почти все, называемое нами общением, коммуникацией, - лишь полезный культурный (или личный) «миф», нам захочется заглянуть за него как за ширму, за которой - сама жизнь (т.е. миф более высокого порядка). Просто вспомним: (я, он) мы считаем, что мы (уже) еще «в контакте», а на самом деле (еще) - уже нет; (мы, он) я считаю, что продолжаю придерживаться «определенной» дистанции в общении, а на самом деле - уже нет; (я, мы) он думает, что продолжает поддерживать разговор на ту же тему, а на самом деле - уже нет; (я, он) мы продолжаем пытаться думать, что у нас прежние отношения, а на самом деле - уже нет. Множество таких со-бытий бесконечно, ибо это и есть сама жизнь, т.е. постоянное само-перерастание, самопреодоление себя прежнего, ежемоментное пере-живание со-бытий и самого себя, до неузнаваемости, при сохранении сути себя (Роджерс, 1994). Через цепи причудливых метаморфоз, меняющих структуры и функции до неузнаваемости, сохраняется и неукоснительно передается, транспонируется главное, что было уже в гене, клетке, семени, зародыше, - жизненно значимая информация, которая до бесконечности транс-формативна. Сама жизнь - это такой транзитный процесс, в котором фиксация (дистанции, темы, позиции, роли, знака, отношения) равносильна «паузе». Так слабый сочный стебель прорастает сквозь камень, раскалывая его, из клетки рождается организм, из кокона - бабочка, из семени -пышное дерево. Учитывая все перечисленные признаки жизненного процесса общения как развития, как пере-живания многообразного информационного транзита и трансформации, метаморфоз и трансмутаций событий, я попытался охватить его понятием транскоммуникация - ТК (Кабрин, 1992). Несмотря на то, что транскоммуникация проявляется в важнейших и ярчайших событиях жизни, она остается трудноуловимой и неосознаваемой. Приведенные выше примеры метаморфоз жизни - это весьма сложные ТК-события. Еще более сложными ТК-событиями будут рождение и смерть как глобальные кризисы «жизни в теле» и «жизни в духе». Все это - единый диахронический транскоммуникативный процесс, который делает человека аутентичным, самоидентичным, т.е. интегрированным и цельным «сквозь время» и сквозь все метаморфозы от семени до зрелости, до увядания (Гроф, 1992; Налимов, 1989, 1995). Но каким образом умножающиеся в метаморфозах жизненного процесса разнопорядковые системы-миры организма-индивида сохраняют и развивают сообщае-мость «по вертикали»? У человека может быть прослежено такое состояние, когда клетки синтонны органу, орган функционирует синтонно общему состоянию организма, а организм синтонен жизненной позиции. При этом разнопорядковые «К-миры» человека не механически, а символически репрезентируют друг друга, т.е. развертывающаяся сложная иерархия жизни не механистична, а транскоммуникабельна. К. Роджерс назвал бы такое состояние человека конгруэнтным (Роджерс, 1997). Я бы добавил, что такой человек не просто открыт общению с другим, но и транскоммуникабелен в отношении его как другого, инакового. Этот анализ подводит к предварительному, но важному обобщению: Транскоммуникация - это процесс общения между инаковыми и разнопорядковыми субъектами интра- и интерперсональных К-миров; это сверхдинамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека, открывающий в нем смысловое единство микро- и макрокосмоса. Репрезентативное подобие существ - это теоретически возможное коммуникативное со-бытие, практически же чрезвычайно маловероятное, пусть даже для лиц с внешне сходными признаками пола, возраста, культуры и профессиональной принадлежности (Мей, 1994; Франкл, 1990). Но именно этот идеальный («невозможный») вариант имплицитно присутствует в обычном (иллюзорном) понимании коммуникации как общения себе подобных. Поэтому считается, что коммуникация тем лучше, чем определеннее (фиксированнее) дистанции, позиции, роли, темы, языки и контексты и т.д. Реальное же человеческое общение как транскоммуникация переживается (но редко осознается) в ежемоментных трансценденциях за пределы всех вышеуказанных «определенностей». Рассмотрим более конкретно некоторые удивительно простые и таинственные ТК-события: вспомним пушкинское: «и жизнь, и слезы, и любовь». Речь идет о вечно свежем лекарстве от вышеобозначенной «нормальной коммуникации», неизбежно рождающей или автоматический, обезличенный транс, или дистресс, который заявляет о себе в странных чувствах скуки, опустошенности, одиночества. «Нормальные» в нашей культуре способы избавления от него печально известны, а хотелось бы вернуть «пушкинское средство». Транскоммуникативные события просты и мудры, как все тайны жизни. Вспомним навернувшиеся на глаза слезы при переживании духовной драмы, или духовного просветления, или любви. Физиологический отклик желез, клеток, реализующих функцию физиологического очищения, становится точным и адекватным Символом (метафорой) духовного очищения. Возникшая в этот момент синтонность, транскоммуникация между «клеточным» и «духовным» мирами человека и рождает уникальный для индивидуальности ТК-смысл, который «говорит» о духовном здоровье, «выражает» конгруэнтность и аутентичность личности в духовной ТК-ситуации. Нетрудно представить, сколько жизненных миров объединяются во внутренне и взаимно синтонные состояния синхрони-стичности при зачатии по любви, которой благоволят небеса. Научному анализу уже доступен весьма широкий спектр синхрони-заций: ген - клетка - орган - организм - индивид - личность - социум - культура... [48]. Можно ли предполагать пределы универсума ТК-синхронистичности? Рассмотренные ранее характеристики, признаки, типы ТК-событий не дают нам возможности, оставаясь в пределах общенаучной парадигмы, ни констатировать, ни даже предполагать начало, источник и конец ТК-процесса. Можно лишь предполагать, что базисные ТК-проявления в нашем мире должны быть связаны с наиболее фундаментальными его атрибутами - Энергией, Информацией, Пространством, Временем. А поскольку фундаментальные загадки-парадоксы-тайны души заявляют о себе именно по этим координатам нашего мира, то их можно рассматривать и в качестве основных векторов-лучей проявления ее транскоммуникабельности, по которым собственно и осуществляется личностное развитие. При благоприятных условиях оно осуществляется как спонтанный рост личности. Решая проблему транскоммуникативного роста личности, необходимо рассмотреть коммуникативный процесс на метауровне (психологический универсум в целом), макроуровне (транскоммуникативные миры психологического универсума личности) и микроуровне («стресс-трансформация» переживания, обеспечивающая личностный рост). На метауровне речь идет о следующих парадоксальных или транскоммуникативных качествах душевной жизни в целом (обозначенных в более широком контексте в первой главе): A. Первичная реализация психической энергии (желания, образа) в любой человеческой акции, например, в «идеомоторном акте», «внушен- ном ожоге» и т.п., условно может быть обозначена как нисходящий луч или нисходящая транскоммуникация (НТК). B. Сокровенность (скрытость, латентность, «невидимость», не- доступность, недосягаемость) психической информации (представле- ний, впечатлений) относительно внешнего, объективного наблюдения (т.е. восприятия физической информации) - в этом смысл импрессив- ного луча или импрессивной транскоммуникации (ИТК). При этом осу- ществляется символическая субъективизация опыта, как основа внутрен- него мира личности. C. Сверхмерность (проективность, безразмерность, n-мерность) пространственных качеств психики обнаруживается в психологическом пространстве личности, т.е. во внутренней душевной динамике мыслей, образов, чувств; и это можно назвать экспансивным (экстенсивным) лу- чом или экстенсивной транскоммуникацией (ЭТК). D. Сверхвременность душевной жизни человека подтверждает преодоление границ, свободное перемещение и синтез в прошлом- настоящем-будущем, связь апперцепций и антиципаций, ведущая к оза- рению, просветлению, вдохновению, и этот аспект можно обозначить как восходящий луч или восходящую транскоммуникацию (ВТК). Общность этих ТК-лучей - в проявлении душевной свободы человека относительно фундаментальных определенностей (ограничений) физического мира: энергии, информации, пространственности, временности. Отсюда понятно, почему эти A—B—C—D векторы-потенциалы нашей души или парадоксальны, или трансцендентальны, и почему она (к сожалению или к счастью) призвана оставаться Метафорой-Символом, как и любые другие проявления сверхмира в мире более простом. В координатах этого ТК-пространства существенно меняется представление о природе психического и сущности жизни. Как только мы понимаем, что результат транскоммуникации - это трансляция и транспонирование одной коммуникативной ситуации в другую, одного коммуникативного мира в другой с одновременным их взаимопреображением и сохранением каждого в контексте другого, мы можем понять, что основные «странности» или сущностные свойства душевной жизни связаны именно с ее транскоммуникабельностью. Так, например, душевное переживание (образ, чувство, желание...), вызывая существенные физиологические сдвиги в организме, не растворяется в них, а остается образом, чувством; а физиологические изменения, оставаясь таковыми, одновременно преображаются в символы этих душевных переживаний. Таким образом, речь идет о транскоммуникативном альянсе как наиболее деликатном, ибо при всем их единстве душевное и органическое измерения жизни сохраняют свою закономерную автономию. Поэтому, преображаясь, человек остается тем же. Мы получаем, следовательно, возможность видеть биосоциальное, биокультурное и биодуховное единство жизни, не путая и не смешивая одно с другим. Транскоммуникативное видение жизни, по сравнению с «уплощенным» органическим или даже социокультурным, оказывается «стереоскопичным» и «холодинамическим», но не только. Все «таинственные», а по существу они же наиболее важные, выдающиеся события жизни человека, - начиная с тех, которые вызывают смех и слезы, и, восходя к таким, как любовь, рождение, смерть, - оказываются классическими выражениями, символами транскоммуникативных событий [45]. Выявление единой транскоммуникативной природы духовной культуры, социальных и натуральных качеств психики человека дает возможность содействовать развитию психологического универсума человека как биокультурной целостности. Таким образом, ТК-фактор, заключающийся в сообщаемости и вза-имопрезентированности разнопорядковых, «инаковых» миров в человеке (от геномного до духовного) и в социуме (личность-группа-этнос...), проявляется в метаморфозах природы и метафорах культуры, а также в универсальных формах синтоний и синхроний универсума, показывая тем самым смыслообразующее единство культурного и природного творчества. Поэтому наиболее парадоксальные свойства психики относительно базисных измерений физического мира - энергии, информации, пространства, времени - оказываются смыслотворческими проявлениями ее транскоммуникабельности относительно и более сложных, и более простых миров. Отсюда и единая на макроуровне структура ТК-миров психологического универсума личности, в которой каждый ТК-луч образует специфический «мир души» и каждый мир образован всеми ТК-лучами. A. Нисходящий луч транскоммуникации души (НТК) образует биоду- ховную целостность человека. Так, Слезы, становясь реальным правди- вым символом Духовной драмы в человеческом катарсисе, олицетворяют позитивный аспект НТК, так же как «внушенный ожог», «внушенные язвы» и другие психосоматические осложнения открывают ее негативный аспект. Здесь существен универсальный момент первичной символиза- ции психической энергии душевного движения в физическом проявлении (как в идеомоторном акте). Это основа «первого» катарктического мира «Радикальной психики». B. Импрессивный луч душевной транскоммуникации (ИТК) образует объектно-субъектную целостность человека. В период становления пси- хологии как естественнонаучной дисциплины психологи, может быть, слишком упорно были ориентированы на исследование способностей души, уподобляться простым свойствам физического или социального мира. Но сейчас уже для многих внутренне очевидны значительно более тонкие ее качества и соответствия более тонким аспектам мира в наших сокровенных мыслях, идеях, впечатлениях, чувствах, переживаниях са- мих по себе. Отражаемые в них объекты становятся уже не физически- ми, самодостаточными источниками-причинами, а символами-шифрами сверхсложного целого, сокровенная сопричастность которому оказыва- ется еще более существенным атрибутом душевных переживаний. Это основа мира функциональной психики, ориентирующей в среде и регули- рующей поведение. C. Экспрессивный луч душевной транскоммуникации (ЭТК) обра- зует творческий потенциал и психологическую культуру человека в эле- ментарных и высших своих проявлениях, связанную с ориентировкой в динамике масштабов переживаний, в которые вовлечен и которыми по существу живет человек. Их безграничность и гипермерность в от- ношении физического масштаба существования задает амбивалентную транскоммуникативную перспективу личностной самореализации и са- мотрансценденции человека. Это основа мира субъективной психологии «персонификаций» и «отношений», образующих собственно менталь- ную сферу личности. D. Восходящий луч душевной транскоммуникации (ВТК), преодо- левая фатальные ограничения и качества физического времени, делает актуальным единство апперцепций и антиципаций и перспективными свершающиеся достижения души, наиболее ярко заявляющие о себе во вспышках интуиции, предвосхищениях, инсайтах. Это основа психоло- гического мира трансцендирующих доктрин жизни человека и космоса, духовного, мировоззренческого уровня души. Главное, что соединяет эти транскоммуникативные миры личности в органичное целое, - это ее осознанная свобода в отношении мира физического и потенциально осознаваемая ответственность-отзывчивость в отношении более сложных миров. Это две стороны единого интегрального качества души - ее транскоммуникабельности. Транскоммуникабельность души делает естественным духовно-душевно-телесное единство человека и его открытость как миру мистического сверхсознания, так и миру коллективного бессознательного в трансцендентальном, символическом, психосемантическом процессах (Что такое просветление, 1996; Юнг, 1996). Между этими маргинальными мирами психологический универсум человека достаточно определенно просматривается как многомерная психосемантическая синергия выше означенных транскоммуникативных миров (Кабрин, 1995а). Именно личность является той центральной ТК-инстанцией и символом, которая реализует эту синергию. Субъективные состояния и переживания, сознаваемые личностью в себе, чувствуемые и осознаваемые в других, так или иначе структурированы по базовым ТК-лучам: НТК—ИТК—ЭТК—ВТК. Актуализация этих лучей задает специфическую структуру и динамику душевной жизни. В свою очередь, соответствующие особенности субъективных переживаний могут быть использованы в качестве ключей-дешифраторов структуры ТК-процесса и ТК-потенциала личности. Здесь предложена концептуальная схема анализа, раскрывающая транскоммуникативную природу единого духовно-душевно-телесного переживания как «кванта» личностного развития. Транскоммуникация как смыслотворческий процесс на уровне личности имеет, по сути, ментальную форму существования и в результате образует ментальное пространство и ее коммуникативного мира. Любое личностное транскоммуникативное переживание содержит «отзеркалива-ние» ситуации и чувства «Я». К-стресс содержит переживание экзистенциальной тревоги, а К-транс - переживание экзистенциальной решимости в определенных смысловых контекстах переживаемой К-ситуации. Суть гипотезы в том, что ТК-фактор, реализующий новый смыс-лообразующий синтез во внутреннем и трансперсональном пространстве личности, представляет собой холодинамический цикл, развертывающийся как «Стресс-Транс-формация». Предполагается, что Стресс и Транс являются первичными, базисными, универсальными компонентами целостной динамики душевной жизни: переживания - переосмысления - преображения. Несмотря на то, что по проблемам стресса и транса существует очень разноречивая и противоречивая литература, я нахожу все больше подтверждений представляемой здесь модели. Благодаря работам Г. Селье (1979,1996) стресс на физиологическом и психофизиологическом уровне трактуется как первичная, естественная и «неспецифическая» (универсальная) реакция индивидуума на внешние и внутренние изменения в жизненном процессе. Большинство проведенных исследований (Китаев-Смык, 1983) касались негативных последствий стресса, связанных с трудностями адаптации, истощением ресурсов организма и личности, возникновением разнообразных нарушений и болезней. При этом оказывалась на втором плане первичная, жизненная функция стресса - мобилизация возможностей в направлении активной переадаптации или трансформации жизненного процесса в соответствии с воспринятыми изменениями. В результате в центре внимания преимущественно оказывается негативная физиологическая и социально-психологическая симптоматика (тревога, негативные эмоции, нарушения сна, питания, контактов и т.п.). Поэтому в практической психологии и психотерапии в основном разработаны методы борьбы, сопротивления, преодоления и избегания всего, что связано со стрессом, который фактически сводится к дистрессу. В контексте нашей гипотезы важнее, однако, вернуться к исходным идеям Г. Селье, который продемонстрировал именно холистическое видение специфики стресса как целостной и жизненно значимой сверхактивности, ориентированной на эффективное переживание изменений (нового!). В этом смысле успешная, плодотворная, полноценная жизнь - это жизнь в эустрессе, т.е. стрессе приятном, позитивном, полезном. Поэтому нужна не борьба на уничтожение или преодоление стресса, а поиск его глубинного позитивного смысла и эффекта. И смысл этот оказывается удивительно простым и неожиданным. Достаточно вспомнить переживания после прыжка в воду или с парашютом, холодного душа, восхождения на вершину... и как относятся к этому «практически здоровые» люди. Организм и личность едины в потребности мобилизации на обновление. И хотя Г. Селье, следуя концепции К. Бернара, видел в этом преимущественно гомеостатический смысл, многие психологи увидели в этой активности еще более важную антигомеостатическую ориентацию на самоактуализацию и саморазвитие (Г. Олпорт; А. Маслоу), трансценди-рование и самотрансценденцию (К.Г. Юнг; В. Франкл), «сверхнормативную, надситуативную активность», риск, интеллектуальную инициативу, креативность и т.п. (Р.С. Немов, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская). В очень разнообразной феноменологии эустресса я бы выделил универсальный вектор: Актуализация - Любопытство. Эволюционная глубина и культурная перспектива этого вектора общеизвестны в сравнительной психологии. Существенно, что у человека психологический ряд: любопытство-удивление-опасение-тревога-испуг-страх - весьма проницаем, подвижен и часто слабодифференцирован. Поэтому остается актуальной проблема защиты от дистресса, которая эффективнее всего решается позитивной «Транс-формацией» энергии стресса. Ключевым моментом в гипотезе о ТК-факторе является понимание душевного переживания как инверсии, точнее, цикличной реверсии: Стресс<->Транс. Интересно, что очень многие методы «борьбы» со стрессом базируются на технологиях «наведения» искусственного гипнотического транса (Бендлер, Гриндер, 1995; Психотерапевтическая энциклопедия, 1998). Сегодня психологи уже хорошо осознают, что транс не менее естественное проявление жизни и переживаний индивида, нежели стресс (Ги-лиген, 1997; Уилбер, 1996). Но в прошлые десятилетия и столетия транс в основном связывали с наведенным гипнотическим состоянием или особым состоянием, вызванным ритуальными церемониями или/и психоделическими средствами (шаманские, жреческие и другие культовые традиции). Во всех этих случаях транс ассоциировался преимущественно также и с аномальными проявлениями - автоматизм, потеря ориентировки и самоконтроля, галлюцинации, различные болезненные проявления. Естественно, подобные представления рождают или страх и негативное отношение к трансовым состояниям, или компенсаторное аддиктивное их принятие. Однако в основе Транса, как и стресса, лежит естественная жизненная способность - расширение, раскрытие границ восприимчивости (эмпатия, импритинг) и переживаний (экстаз, инсайт, катарсис). Ст. Гиллиген суммирует понимание транса как специфического естественного состояния души и/или сознания в следующих характеристиках: - «Естественное переживание, феноменологически аналогичное другим психологическим переживаниям... - Первичный способ обработки информации (т.е. менее критичный и оборонительный и более образно-ориентированный)... Спонтанная идиодинамика с парадоксальной логикой «оба/и» («это и то», «внутри и вне», «здесь и там», «часть и целое»...)... Ритмичность, текучесть, полифункциональность, трансситуатив-ность и транскультурность...
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Уровни коммуникативного пространства (ось избирательности)» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»