Транскоммуникативный потенциал элементарной коммуникативной ситуации
Коммуникативный подход к исследованию культуры и личности сейчас общеизвестен, но не часто реализуется достаточно ясно и обнадеживающе (Вацлавик, 2000; Винер, 1958; Дольник, 1994; Хоманс, 1984; Юнг, 1997). Исходная обыденность и «доступность» феномена коммуникации оборачиваются почти неразрешенными парадоксами. Лет десять назад и я, казалось, обнаружил «инвариант» или базовую коммуникативную ситуацию (ситуацию Встречи), обобщив все известные мне концепции Вместо введения коммуникации в большом междисциплинарном пространстве - от кибернетики и биологии до эстетики и семиотики. Этот инвариант-«зерно» должен был и действительно проявился в виде полной «четверичной», как будто «простой», почти архетипической структуры (рис. 1). Одна ось «проявляется» зеркальной (и возможно взаимной) оппозицией субъект - партнер, порождающей соответственно интерсубъективность и партнерство. Другая ось, в связи с которой только и возможны (?!) указанные аспекты первой, «проявляется» оппозицией «означаемое» (предметность) - «означающее» (символика). Поскольку первая ось «динамизирует» (энергообразует!) вторую, а последняя «информатизирует» (смыслообразует) первую, Смысл образуется как интегральный фактор и вектор роста (метаморфоз) такого «зерна». Сверхподвижность транскоммуникативного процесса поддерживается бинарным противоречием базовой коммуникативной ситуации. Понимая реальный динамизм процессов децентрации, опредмечивания, означивания и смыслообразования в целом в концепции транскоммуникации, базовая коммуникативная ситуация неизбежно выглядит гологра-фической.
Рис. 1. Элементарная коммуникативная ситуация: (А) и (В) - функционально дифференцированные «коммуниканты» (поскольку вся драма К-ситуации может развертываться в одном человеке); С - субъект, П - партнер -основные функциональные К-позиции коммуникантов (здесь субъект-объектная парадигма уже не адекватна, а «партнер» далеко не равнозначен «объекту»); ХА и ХВ - предметы или «денотаты» (может быть одного объекта) общения соответственно в коммуникативных (субъект-партнерских системах (А) и (В) коммуникантов. YA и YB - семиотические означивания (коды), тезаурусы (А) и (В) коммуникантов В её модели могут быть развернуты и удвоены известные интерактивная (горизонтальная) и информативная (вертикальная) оси коммуни- кативной ситуации, без любой из которых невозможна элементарная коммуникация. В то же время удвоенность основных факторов и делает их транзитивными относительно друг друга, т.е. порождает еще один феноменологический план транскоммуникации. Как минимум, это отчетливо проявляется в изменениях чувства стиля, чувства такта, чувства дистанции и чувства темы. При более детальном анализе ситуация усложняется: субъект А, обращаясь к партнеру В (каким он видится в глазах субъекта А), понимает, что он как субъект воспринимает партнера В по-своему (не как партнер В сам себя) и, в зависимости от этого, эксплицирует или нет свойства предмета общения и его языковые интерпретации. В этом описании нет «зеркального» отображения этой же ситуации глазами коммуниканта В, т.к. это оказалось бы слишком сложным. Однако это кажется «сложным» Разуму, требующему рассуждения. Транскоммуникативно эта проблема разрешается не так уж трудно на уровне Интуитивного Ума, актуализируя у участников «чувство такта» (интерактивная ось) и «чувство стиля, языка» (информативная ось) и т.д. Таким образом, коммуникативная ситуация представляет собой голограмму, «систему зеркал», где каждый компонент реально, психосеман-тически отражается в остальных, влияя на всех. Так, например, потенциально, виртуально и фактически любой компонент коммуникативной ситуации может стать предметом разговора или же средством означивания любого из компонентов, включая себя. Такая эквилибристика виртуозно получалась у Ф.М. Достоевского, чем он и вошел в историю. Учитывая непроговоренность большинства этих аспектов, даже в силу дефицита времени, мы вынуждены жить, тем не менее, в такой неочевидной реальности. Из таких «непроявленных точек» состоит «имплицитное» коммуникативное пространство, полноценность которого определяется пиковыми переживаниями транскоммуникативного процесса. Это особое измерение в базовой коммуникативной ситуации и есть транскоммуникация. Примером динамизирующего транскоммуникативного фактора является феномен одновременной обратной связи в общении. Наше общение многоканальное, трансмодальное и более чем «визуально-аудиальное». Если я обращаюсь к партнеру вербально, произнося длинный монолог, то партнер уже в качестве субъекта (коммуникатора) обязательно выдает мне множество посланий по визуальному каналу (с помощью мимики, жестов, паузы, пантомимы, дистанции и т.п.), управляя, по сути, моим Вместо введения монологом (если я не слеп к обратной связи) и тем самым превращая его в настоящий диалог. Трансмодальные трансформации внутри каждого коммуниканта и между ними также являются одними из проявлений транскоммуникации. Волны динамики одновременной обратной связи и другие аспекты коммуникативной ситуации преодолеваются при достаточной выраженности векторов транскоммуникативного процесса, представленных яркими пиковыми переживаниями. С учетом всех предыдущих аспектов они создают качественно новый тип интеграции. Транскоммуникативный процесс имеет выраженную архетипиче-скую структуру, в которой можно различить: нисходящую транскоммуникацию, гармонизирующую душевно-телесные соответствия и выраженную в катарсисе - очищающем переживании; импрессивную транскоммуникацию, гармонизирующую отношения со средой и выраженную в импринтинге - переживании особого впечатления; экспрессивную транскоммуникацию, гармонизирующую активную передачу впечатлений и выраженную в экстенсии (экстазе) - передаче новых впечатлений и в стремлении «выразить невыразимое»; восходящую транскомммуни-кацию, гармонизирующую душевную и духовную сферу человека и выраженную в инсайте - переживании озарения, вдохновения.
Важно, что эти процессы образуют целостный цикл в виде четырехмерной восьмерки (рис. 2). В результате схема структуры транскоммуникативного процесса выглядит более цельной. Инсайт ВТК НТК Катарсис Рис. 2. Транскоммуникативный универсум динамики элементарной коммуникативной ситуации: четырехмерная восьмерка показывает голографичность (или фрактальность) единого транскоммуникативного процесса (НТК - нисходящая транскоммуникация; ИТК - импрес-сивная транскоммуникация; ЭТК - экспрессивная транскоммуникация, ВТК - восходящая транскоммуникация) Уравновешенность всех векторов транскоммуникации делает общение наиболее полноценным и наиболее адекватно отражает душевное состояние общающихся. Доминанта вектора восходящей транскоммуникации делает ее наиболее динамичной и релевантной духовному миру человека. В этом смысле теория трнскоммуникации явилась основой понимания метаноэзиса (духовного становления человека в процессе жизни) и становится методологической перспективой исследования духовных процессов (протонойи, ортонойи, паранойи и метанойи), о чем мы будем говорить в заключительном разделе монографии. Транскоммуникативная ориентация базового коммуникативного пространства Тот факт, что наше общение всегда оказывается упакованным в основные элементарные формы коммуникации, т.е. мы всегда находимся в базовом коммуникативном пространстве контакта, беседы, дискуссии или в развитии отношений, вытекает из удивительной устойчивости структуры элементарной коммуникативной ситуации. Еще раз подчеркнем, что общий смысл, порожденный коммуникативной ситуацией, находится как бы на пересечении всех её связей (см. рис.1). В то же время основные оси этой ситуации - информационная - I (ось XY) и энергетическая - Е (ось АВ) определяют и устойчивые координаты базового коммуникативного пространства. Теперь представим предельный случай биологической коммуникации. Речь идет о размножении, делении, т.е. воспроизведении себе подобных как передача (E) информации (I). Это происходит уже на уровне ДНК, воспроизводящей (I) и передающей (Е) генетическую информацию. Т. Николов, известный палеобиолог, анализирующий развитие жизни, прямо отмечает недостаток понятийного аппарата в описании репликаций ДНК как основы жизненного процесса. Он пишет: «В понимании вопроса о происхождении жизни понятия «нуклеиновая кислота и белок» можно заменить понятиями «информация, содержащая инструкцию» и «функция». Тогда вопрос: «что первично?» становится абсурдным, т.к. не может осуществляться определенная функция, если нет информации. А информация обретает смысл только через функцию, которую она кодирует» (Николов, 1986. С. 50-54). Т. Николов в несколько иных терминах вводит фактически информационную и энергетическую оси коммуникативной ситуации, показывает их взаимообусловленность и невозможность понимания информационного процесса вне коммуникативного контекста. Факт существования универсальных, инвариантных аспектов элементарных коммуникативных ситуаций, смыслообразующих в разнокачественных и разномасштабных жизненных пространствах, важен тем, что позволяет предполагать их потенциальную и реальную сообщае-мость, т.е. транскоммуникабельность. С качественной точки зрения универсальные координаты «информация» и «энергия» в коммуникативном контексте могут рассматриваться соответственно их смыслу как избирательность и взаимность. Поскольку элементарная коммуникативная ситуация заряжена множеством противоречий, коммуникативное пространство можно представить как постоянно расширяющуюся горячую Вселенную с умножающимся разнообразием состояний и степеней свободы. Само универсальное противоречие избирательности и взаимности и ре-ципрокность их отношений делают коммуникацию саморазвивающимся смыслотворческим процессом, который выталкивает коммуникацию из прежнего русла в новый, часто непредсказуемый модус общения, т.е. мы возвращаемся к транскоммуникации в качестве трансфактора, динамизирующего и синхронизирующего разноуровневые аспекты коммуникативного пространства. Поэтому обретая в нем духовность, человек не теряет своей первородности, органичности, естественности. В нескольких работах мы постарались феноменологически и логически систематизировать основные структурные и динамические типы, виды и формы общения с точки зрения вышерассмотренных универсальных координат коммуникативного пространства - избирательности как структурно-уровневого аспекта и взаимности как функционально-динамического аспекта коммуникации (Кабрин, 1982, 1992, 2005). Представим далее в обобщенном виде матрицу коммуникативного пространства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Транскоммуникативный потенциал элементарной коммуникативной ситуации» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»