Что же представляет собой системная антропологическая психология (САП)? Самая общая характеристика этого феномена задается его предметом. Предметом САП является психика, психическое вообще, рассматриваемое в контексте целостного (т.е. системно представленного) человека. Человек при этом понимается в качестве открытой саморазвивающейся, самоорганизующейся системы, а психическое как то, что позволяет этой системе оставаться открытой и удерживать свою целостность за счет процесса саморазвития и до тех пор, пока саморазвитие оказывается возможным. Системная антропологическая психология развивает идеи культурно-исторической психологии и потому может быть понята как один из возможных вариантов развития идей Л.С. Выготского в рамках постнеклас-сической психологии, предвестником которой он и был. Поскольку сам Л.С. Выготский определял то, что делает он и его школа словами «наше новое учение», то САП можно определить как новое учение, не теряющее свои культурно-исторические корни. Как научное направление оно представлено, при полном понимании формальности используемого признака, 6 докторскими и более чем 50 кандидатскими диссертациями. Как научная теория САП вобрала в себя все, что было сделано в рамках теории психологических систем (ТПС), является следующим шагом ее развития, поскольку благодаря труду тех, кто ТПС разрабатывал, предметное поле расширилось настолько, что перестало вмещать в себя многообразие теоретических построений и получаемых экспериментальных фактов. По уровню реализуемого в ней мышления, САП может быть отнесена к теориям, придерживающихся идеалов постнеклассической рациональности. Как уже упоминалось, предметом постнеклассической науки являются сложные «человекоразмерные» (термин В.С. Степина) открытые саморазвивающиеся системы. Выход к системному пониманию человека не убивает «самое человеческое» в нем, как иногда возражают оппоненты. Системную антропологическую психологию можно рассматривать как вариант позитивной психологии. Это учение о человеке (потому и антропология), понятом в динамике жизнеосуществления, в его открытости как в мир, так и к самому себе. Открытость к себе - главный признак человека как системы, отличающий его от всех других открытых систем, живущих за счет обмена со средой - информационного, вещного, энергетического. Человек встречается с собой не просто в актах самосознания или рефлексии. Он каждый момент встречается с самим собой в жизненных пространствах своего бытия. Оттуда приходят к нему вещи, помеченные им самим: через то, что приходит он узнает о себе, о том, что он действительно хочет от этого мира (потребности) сейчас, и что он может сделать в этом мире (возможности). Поэтому САП последовательно реализует идею многомерного мира человека, неотрывного от самого человека, и как такой его органической части, которая в максимальной степени представляет самое человеческое в нем. Приведенная самая общая характеристика САП вряд ли удовлетворит заинтересованного читателя: конечные суждения оторваны от логики, выводящей к ним, а потому остается либо принимать их на веру, либо отклонять как не отвечающие логике самого читателя. Поэтому далее речь пойдет о тенденциях развития психологии, просчет которых позволяет делать суждения о закономерностях, подчиняясь которым наука выходит к новым парадигмальным устоям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «СИСТЕМНАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ» з дисципліни «Психологія інноваційної поведінки»