У мальчиков самый большой процент гендерных признаков (60%), приписываемых мужчине и женщине, приходится не на 13, а на 14 лет. Аналогичным образом, по тесту «Рисунок человека» возраст 14 лет рассматривался для мальчиков как сензитивный период. Однако между 13 и 14 годами статистически значимых различий в маскулинных признаках не обнаружено (W=276, α=0,3). С возрастом, также как и у девочек, происходит снижение гендерных и увеличение нейтральных признаков, причем на этот раз различия статистически значимы (W=1780, α=0). Интересно, что при описании женщины картина несколько меняется. Она аналогична тому, что происходит в группе девочек. Можно даже утверждать, что представление о женщине с точки зрения количества приписываемых ей маскулинных, фемининных и нейтральных признаков не имеет половой специфики. Оно характерно для всей выборки в целом. И у девочек, и у мальчиков пик фемининных признаков приходится на 13 лет. Затем их количество снижается до 35–40%. У мальчиков различия по этим признакам во всех трех возрастах (13, 14 и 15 лет) статистически значимы. Связь между признаками, приписываемыми объекту «Я» и объектам «Мужчина» и «Женщина», и у мальчиков, и у девочек обнаруживается именно в 13 лет, только если у девочек у всех трех объектов тесно связаны и маскулинные, и фемининные признаки, то у мальчиков обнаружены связи только между маскулинными признаками: Ммуж и Мя (r=0,4, α=0,01, где r — коэффициент корреляции по Спирмену, α — уровень значимости), Мжен и Мя (r=0,4, α=0). В 14 лет нет ни одной значимой связи между маскулинными и фемининными признаками трех оцениваемых объектов в обеих исследуемых группах, а в 15 лет они возникают вновь. Однако выявляемые связи имеют иной характер. У девочек обнаружена тесная связь объекта «Я» с объектом «Мужчина»: Ммуж и Мя (r=0,4, α=0), Fмуж и Fя (r=0,3, α=0,01), а у мальчиков — объекта «Я» с объектом «Женщина»: Мжен и Мя (r=0,4, α=0,001), Fжен и Fя (r=0,4, α=0,01). Иными словами, после периода, когда произошло принятие гендерных ролей, объект идентификации может меняться без угрозы потери половой и гендерной идентичности, что, возможно, и определяет разнообразие признаков и гендерных ролей, которые могут развиваться и обнаруживаться у индивида.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Представления мальчиков о мужчине и женщине» з дисципліни «Самоствердження підлітка»