История развития взглядов на феномен самоутверждения личнос- ти имеет особую специфику. Она связана с тем, что для описания и обозначения отдельных аспектов общего конструкта использовались самые разные понятия — потребность в превосходстве, потребность 67 в признании, самоуважение, уровень притязаний, уверенность в себе, которые требуется рассмотреть как систему понятий, учитывая тот исторический контекст, в рамках которого они были предложены. Категория уверенность в себе определялась как способность ис- кать, поддерживать или усиливать подкрепление в межличностной ситуации благодаря выражению чувств и желаний, когда такое вы- ражение связано с большой вероятностью потерять поддержку. Ею обозначили умение достойно выйти из проблемной ситуации (из си- туации риска), приняв правильное решение. Уверенность как утверж- дение себя указывала на активный характер действий, связанных со способностью прямо высказывать свои мысли и выражать свои чувс- тва. В контексте поведенческой психологии понятие обозначало дейс- твие, навык, сформированный в процессе научения. Как показали дальнейшие исследования, уверенность в себе 1 за- висит не только от длительности и эффективности тренинга умений, но и от ряда личностных факторов, которые были обнаружены при измерении степени уверенности (калибровки уверенности) в своих сенсорных впечатлениях (Скотникова, 2003). Оказалось, что она од- новременно зависит от характеристик предъявляемого стимула и от личностных особенностей (личностной уверенности) наблюдателя, в первую очередь, от мотивации достижения. Итак, понятием «уверенность» обозначаются определенные дейс- твия субъекта (ментальные, моторные, вербальные), направленные на выбор и принятие решения. Она отражает только один из аспектов са- моутверждения личности — выбор и осуществление действия, в свою очередь, имея отношение не только к уверенности человека в своей ценности (т.е. к самоутверждению), но и к уверенности во многих других явлениях (в другом человеке, в решении задачи, в правильнос- ти профессионального выбора, выбора партнера и проч.). Уверенность в себе основана на самоуважении. По Х. Кохуту, оно связано с субъективно ощущаемым благополучием, с ощущением своего величия, совершенства и целостности, которое формируется в процессе осознания реальных недостатков и ограничений самости. В современных трактовках самоуважение определяется как степень собственной ценности (Ребер, 2000), операционально выражаясь в уровне притязаний (К. Левин). Можно сказать, что ощущение себя как некоторой ценности, значимости является основанием проявле- 1 В современной психологии этот термин используется достаточно широко при иссле- довании проблем выбора, решения задач, распознавания сигнала. Уверенность/сом- нительность изучается как одна из «переменных субъекта» в психофизике, как внут- ренняя обратная связь, определяющая готовность человека к приему информации (Скотникова, 2002, 2003).ния уверенности в себе и совершения уверенных действий и поступ- ков. Самоуважение определяется степенью осознанности Я, наличием границ, ощущением своего значения без особой озабоченности вопро- сами престижа и собственной уникальности. По словам Е.Т. Со- коловой и Е.П. Чечельницкой (2001), преувеличение собственного значения, проявляющееся в ощущении грандиозности Я, поглощен- ности фантазиями о небывалом успехе, в убежденности собственной уникальности, в потребности в чрезмерном восхищении со стороны окружающих, в чувстве собственной избранности, в потребности в эксплуатации, в невозможности проявлять сочувствие, в выражении чувства зависти и высокомерия, самонадеянности и надменности, ха- рактеризует нарциссическое расстройство личности. Степень самоуважения влияет на силу потребности в превосходстве и признании. Обе эти потребности связаны с наличием высокого уровня собственной значимости, раскрывая только одну сторону феномена само- утверждения личности, обнаруживаемую с нарциссических установках. Две другие стороны — конструктивное самоутверждение (по Адлеру) и сопротивление идентичности (по Эриксону) — практически не иссле- довались, хотя в единстве с потребностью в превосходстве и признании позволяют представить самоутверждение как одну из фундаментальных психологических особенностей личности, проявляющуюся в потребности открытия, определения и упрочения ценности собственного Я. Научно-категориальный анализ понятий, применяемых в истории психологии для описания феномена самоутверждения личности, по- казал гетерохронность исследования отдельных аспектов проблемы, усиление внимания к гипер-потребности в самоутверждении и не- достаточность изучения конструктивной и неуверенной стратегий, а также смещение интереса в сторону реализации утверждения Я, про- являющейся на поведенческом уровне. Разработка теории самоутверждения личности требует проведения научно-категориального анализа понятий, близких по своему значению к категории самоутверждения личности в целях их дифференциации. Такими понятиями являются самоопределение, самопредъявление, са- мораскрытие, самовыражение, самореализация, самоактуализация. Все они обозначают отдельные стороны самосознания (Чеснокова, 1977; Соколова, 1989; Столин, 1983) и самопознания (Знаков, Павлюченко, 2002) личности. Надо сказать, что в ряде случаев эти термины исполь- зуются как синонимы и специальных различий между ними не прово- дится. Однако, с нашей точки зрения, их необходимо различать.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система категорий» з дисципліни «Самоствердження підлітка»