35 В литературе, посвященной истории психологии (Ярошевский, 1976, 1996), специально подчеркивается, что даже предварительное ознакомление с источниками, освещающими историческую пробле- матику, обнаруживает ее связь с актуальными вопросами психологи- ческой теории. История вопроса — ключ к ее теории. Действительно, эволюция любой научной проблемы позволяет увидеть не только историю ее становления, но и логику раскрытия сущности вопроса, содержательные этапы его качественного анализа и обоснования. Принцип историзма и его применение в конкретном исследовании определяет связь логики разработки проблемы с логикой развития науки и общества, является основой последовательного анализа ее от- дельных аспектов в контексте различных школ и направлений. На не- обходимость применения принципа историзма указывают при изуче- нии отдельных проблем психологии развития (Кудрявцев, 1996), при осуществлении историко-психологического исследования научной тематики ряда школ (Ждан, Марцинковская, 2000) и научных подраз- делений (Марцинковская, 2004; Поливанова, 2004). Принцип историзма тесно связан с парадигмальным подходом, за- дающим общепринятые образцы актуальной научной практики. Па- радигма определяет способы постановки и решения задач, включает в себя законы и теоретические выводы, основывается на общепринятых нормативах анализа и интерпретации результатов. Правда, согласно Томасу Куну, для так называемой «нормальной науки» неприемле- мо положение, когда в одну эпоху можно обнаружить существование нескольких парадигм. Для психологии, однако, куновские критерии парадигмальности не совсем подходят — одновременное появление (и упрочение) нескольких парадигм для нее скорее норма, чем откло-нение от нее. Именно поэтому в ряде случаев психологию относят к предпарадигмальным наукам. Принцип историзма и парадигмальный подход осуществляют важ- нейшую гносеологическую функцию, обеспечивая связь истории и тео- рии (Будилова, 1969), вернее сказать, истории, методологии и теории. Анализ отдельных точек зрения в проекции на исторический кон- текст возможен при соблюдении ряда принципов, таких как: • определение общей проблемы; • изучение авторской позиции с точки зрения общеметодологи- ческих принципов, которые при этом могут быть представлены имплицитно; • выделение конкретно-научных методологических принципов. Общим итогом историко-психологического анализа должен стать научно-категориальный анализ психологического знания (Ярошевс- кий, 1976), который позволит сопоставить функционально близкие, но все же неидентичные понятия и, в свою очередь, определит направ- ление разработки собственной научной теории. Проблема самоутверждения личности тоже имеет свою историю. Известны, например, взгляды А. Адлера на базовые потребности че- ловека, одной из которых, как он полагал, является потребность в превосходстве, совершенстве, а в ее более зрелом варианте — в пре- восходстве над собой, идеи К. Левина об измерении степени трудно- сти цели, обозначенной им термином уровень притязаний, проблема ассертивности в работах Р. Альберти, М. Эммонса и др. Любая из перечисленных концепций, моделей прямо или косвен- но относится к проблеме самоутверждения личности, но, скорее в ас- пекте ее постановки, нежели исследования, обоснования. Огюст Конт утверждал, что «каждая из наших главных идей, каждая из отраслей нашего знания проходит последовательно три различных теоретичес- ких состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положи- тельное» (Конт, 1899, с. 3). По-видимому, именно сейчас назрела ак- туальная необходимость в том, чтобы и проблема самоутверждения личности обрела подобное «положительное состояние». История развития взглядов на самоутверждение личности пред- ставлена всего лишь несколькими крупными работами, которые отно- сятся к разным парадигмам — психоанализу, гештальтпсихологии, гу- манистической психологии и бихевиоризму. Отсюда следует, что изу- чаемая нами проблема имеет не частный, а общий (универсальный) характер, поскольку, несмотря на разные научные планы, может быть истолкована с позиции общеметодологических, конкретно-научных принципов и теоретических положений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ» з дисципліни «Самоствердження підлітка»