ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ
35
В литературе, посвященной истории психологии (Ярошевский,
1976, 1996), специально подчеркивается, что даже предварительное
ознакомление с источниками, освещающими историческую пробле-
матику, обнаруживает ее связь с актуальными вопросами психологи-
ческой теории. История вопроса — ключ к ее теории.
Действительно, эволюция любой научной проблемы позволяет
увидеть не только историю ее становления, но и логику раскрытия
сущности вопроса, содержательные этапы его качественного анализа
и обоснования.
Принцип историзма и его применение в конкретном исследовании
определяет связь логики разработки проблемы с логикой развития
науки и общества, является основой последовательного анализа ее от-
дельных аспектов в контексте различных школ и направлений. На не-
обходимость применения принципа историзма указывают при изуче-
нии отдельных проблем психологии развития (Кудрявцев, 1996), при
осуществлении историко-психологического исследования научной
тематики ряда школ (Ждан, Марцинковская, 2000) и научных подраз-
делений (Марцинковская, 2004; Поливанова, 2004).
Принцип историзма тесно связан с парадигмальным подходом, за-
дающим общепринятые образцы актуальной научной практики. Па-
радигма определяет способы постановки и решения задач, включает в
себя законы и теоретические выводы, основывается на общепринятых
нормативах анализа и интерпретации результатов. Правда, согласно
Томасу Куну, для так называемой «нормальной науки» неприемле-
мо положение, когда в одну эпоху можно обнаружить существование
нескольких парадигм. Для психологии, однако, куновские критерии
парадигмальности не совсем подходят — одновременное появление
(и упрочение) нескольких парадигм для нее скорее норма, чем откло-нение от нее. Именно поэтому в ряде случаев психологию относят к
предпарадигмальным наукам.
Принцип историзма и парадигмальный подход осуществляют важ-
нейшую гносеологическую функцию, обеспечивая связь истории и тео-
рии (Будилова, 1969), вернее сказать, истории, методологии и теории.
Анализ отдельных точек зрения в проекции на исторический кон-
текст возможен при соблюдении ряда принципов, таких как:
• определение общей проблемы;
• изучение авторской позиции с точки зрения общеметодологи-
ческих принципов, которые при этом могут быть представлены
имплицитно;
• выделение конкретно-научных методологических принципов.
Общим итогом историко-психологического анализа должен стать
научно-категориальный анализ психологического знания (Ярошевс-
кий, 1976), который позволит сопоставить функционально близкие,
но все же неидентичные понятия и, в свою очередь, определит направ-
ление разработки собственной научной теории.
Проблема самоутверждения личности тоже имеет свою историю.
Известны, например, взгляды А. Адлера на базовые потребности че-
ловека, одной из которых, как он полагал, является потребность в
превосходстве, совершенстве, а в ее более зрелом варианте — в пре-
восходстве над собой, идеи К. Левина об измерении степени трудно-
сти цели, обозначенной им термином уровень притязаний, проблема
ассертивности в работах Р. Альберти, М. Эммонса и др.
Любая из перечисленных концепций, моделей прямо или косвен-
но относится к проблеме самоутверждения личности, но, скорее в ас-
пекте ее постановки, нежели исследования, обоснования. Огюст Конт
утверждал, что «каждая из наших главных идей, каждая из отраслей
нашего знания проходит последовательно три различных теоретичес-
ких состояния: состояние теологическое, или фиктивное; состояние
метафизическое, или абстрактное; состояние научное, или положи-
тельное» (Конт, 1899, с. 3). По-видимому, именно сейчас назрела ак-
туальная необходимость в том, чтобы и проблема самоутверждения
личности обрела подобное «положительное состояние».
История развития взглядов на самоутверждение личности пред-
ставлена всего лишь несколькими крупными работами, которые отно-
сятся к разным парадигмам — психоанализу, гештальтпсихологии, гу-
манистической психологии и бихевиоризму. Отсюда следует, что изу-
чаемая нами проблема имеет не частный, а общий (универсальный)
характер, поскольку, несмотря на разные научные планы, может быть
истолкована с позиции общеметодологических, конкретно-научных
принципов и теоретических положений.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит інвестицій. Мета, завдання та джерела перевірки
Методика розрахунку витрат
Факторинг
Ознайомлення з об’єктом аудиту
Аудит витрат на оплату праці. Мета і завдання аудиту


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 628 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП