ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

Принцип субъекта
Категория субъекта и принцип организации исследования, осно-
ванный на идее субъектности в целом означают, что человек созна-
тельно, целенаправленно и относительно независимо от навязывае-
мых ему требований выстраивает свой жизненный путь, осуществляя
регуляцию системы взаимоотношений и взаимодействий с миром
(и в частности, с самим собой).
В отечественной психологии категория субъекта разрабатыва-
лась Б.Г. Ананьевым, Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейном, а также
А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой
и многими другими исследователями.
По Б.Г. Ананьеву, понятие субъекта тесно связано с понятием де-
ятельности, причем преимущественно профессиональной. Индивид, 27
личность и субъект деятельности представляют собой интегрирован-
ное единство, являясь неповторимой индивидуальностью человека
(Ананьев, 1969; Анцыферова, 1998; Сергиенко, 2002). Однако, как от-
мечает Е.А. Сергиенко, в концепции Б.Г. Ананьева именно личность,
а не субъект выступает ядерной структурой индивидуальности. Уста-
новление связи категории субъекта с понятием деятельности позво-
ляет раскрыть лишь одну грань субъектных отношений человека с
миром — деятельностную. Тогда как, согласно Рубинштейну, другие
модальности — познавательное, этическое, созерцательное отношения
остаются без внимания.
Д.Н. Узнадзе соотносил понятие субъекта со способностью человека
осознавать действительность такой, какова она есть, вне зависимости
от пристрастий и потребностей личности. Человек является субъектом
в силу того, что «при возникновении затруднений и задержке его де-
ятельности у него активируется, прежде всего, способность объектива-
ции» (Узнадзе, 2000, с. 91−92), а значит, он имеет возможность выбора
направления собственной активности в зависимости от своих целей и
намерений (Узнадзе, 1961). По Узнадзе, быть субъектом значит обла-
дать уникальной возможностью быть активным, направленно прелом-
ляя явления действительности в своем сознании; это значить уметь «не
всегда подчиняться непосредственно этой действительности», выде-
лять существенное и несущественное, актуальное и неактуальное.
Категория субъекта для С.Л. Рубинштейна имела глубокий фи-
лософский смысл. Как отмечает К.А. Абульханова, понятие субъекта
позволяет ему раскрыть основные положения учения о бытии, цент-
ром которого (т.е. бытия) субъект и является. Кроме этого, категория
субъекта вносит новое (в ряде случаев идеологически запретное) в
содержание человеческой сущности, которая отличается свойствами
активности, способностью «к развитию и интеграции, самодетерми-
нации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию»
(Абульханова, 2002, с. 34).
Для С.Л. Рубинштейна категория субъекта является центральной,
определяя особые отношения человека с миром, его активное позна-
вательное и деятельное начало. Не психика отражает бытие, а человек
как субъект деятельности, путем детерминации «внешнее через внут-
реннее», включенный в это бытие, способен изменить его, выйти за
его пределы.
Человек как субъект созидается, определяется и проявляется в
ходе изначально практической деятельности. Именно деятельность
является тем синтезирующим, системообразующим фактором, благо-
даря которому субъект представляет собой единство, целостность, яв-
ляясь не только субъектом деятельности, но и субъектом жизненного 28
пути, жизнедеятельности. «Способность личности строить свои отно-
шения с миром, выбирать жизненную позицию, избирательно, сугубо
индивидуально действовать в соответствии с высшими жизненными
ценностями и системой мотивов характеризует ее на высшем уров-
не ее развития» (Абульханова-Славская, 1997, с. 307). В концепции
субъекта жизни личность определяет, планирует, выбирает, реализует
основные тенденции жизни, являясь ее движущей силой. Приоритет-
ность жизненных ценностей, способы их реального воплощения, кон-
троль и реализация жизненных задач во многом определяются жиз-
ненной позицией личности.
Существенно важно, что категория субъекта нашла отражение в
работах Л.И. Божович (1968), В.В. Давыдова (Давыдов, 1996; Кудряв-
цев, Уразалиева, 2001) и ряда других авторов, которые не всегда упо-
минаются в связи с проблемой субъекта.
Выводы, к которым приходит Л.И. Божович, близки пониманию
субъекта Д.Н. Узнадзе и С. Л. Рубинштейном. Развитие личности по-
нимается ею как стремление быть инициатором собственной активнос-
ти. Понятия «внутренняя позиция ребенка» и «социальная ситуация
развития», которые являются ключевыми в ее концепции, определяют
способность ребенка «действовать самостоятельно на основе сознатель-
но поставленных целей и принятых намерений» (цит. по: Анцыферова,
1997, с. 174). Формирование внутреннего побудительного плана явля-
ется основой для регуляции импульсивной активности ребенка, пре-
пятствуя проявлению реактивности. Начала формирования субъектно-
го отношения к миру обнаруживаются у младенца в возрасте первого
месяца жизни в виде появления потребности в новых впечатлениях.
Разработка проблемы субъекта в концепции В.В. Давыдова была
неразрывно связана с проблемой деятельности, в первую очередь учеб-
ной. Говоря «субъект учебной деятельности» В.В. Давыдов, прежде все-
го, имел в виду «развивающее обучение», смысл которого состоит не в
том, чтобы научить, а «учить самостоятельно учиться и переучиваться»
(Кудрявцев, Уразалиева, 2001). Согласно теории развивающего обуче-
ния, его содержанием выступают теоретические знания, методом —
организация совместной учебной деятельности младших школьников,
а продуктом развития — главные психологические новообразования,
присущие младшему школьному возрасту (Давыдов, 1996).
Полемизируя с В.В. Давыдовым относительно механизмов детер-
минации развития психики, А.В. Брушлинский (1998, 2003) неизмен-
но отмечает динамизм теории В.В. Давыдова, ее последовательность и
высокую ценность, особо подчеркивая существенность эволюции его
взглядов на природу развития психики, на «субъекта такого разви-
тия» (Брушлинский, 1998, с. 35).29
Глубокий философский, методологический и конкретно-научный
анализ и обоснование категория и принцип субъекта получили в рабо-
тах К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой, А.В. Брушлин-
ского. Мы отмечали, что согласно А.В. Брушлинскому, субъектом вы-
ступает человек, люди «на высшем (индивидуализированно для каждо-
го из них) уровне активности, целостности (системности), автономнос-
ти и т.д.», для которого окружающая действительность обнаруживается
не в форме раздражителя или сигнала, «но прежде всего как объект
действия и познания, а другие люди выступают для него тоже как субъ-
екты» (Брушлинский, 2002, с. 9). Субъект, по Брушлинскому, включает
в себя все качества человека, синтезируя их. Это более широкое поня-
тие человека по сравнению с категориями индивида и личности.
Субъектные качества человека обнаруживаются по мере его ста-
новления, в тот момент, когда ребенок «начинает выделять себя (не
отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять
себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д.» (Бруш-
линский, 2002, с. 12).
Критериями становления субъекта является, во-первых, способ-
ность 1–2-летнего ребенка на основе сенсорного и практического опы-
та выделять значимых для него людей, предметы, события посредством
простейших значений слов, и, во-вторых, способность выделять детьми
7–10 лет объекты, обобщая их в форме простейших понятий. «На вы-
шеупомянутом этапе развития деятельности и общения окружающая
действительность именно в понятиях начинает выступать для людей в
качестве объекта (а не только как система раздражителей и сигнальных
раздражителей). Объект существует только соотносительно с субъек-
том, а субъект возникает, действует, живет лишь во взаимосвязи с объ-
ектом и с другими людьми как субъектами» (Брушлинский, 2002, с. 13).
Взаимодействие субъекта с объектом — непрерывный процесс, ко-
торый и является основным способом существования психического.
Непрерывность психического как процесса объективно определяется
непрерывностью взаимодействия человека с миром как субъекта де-
ятельности. Именно непрерывность, недизъюнктивность соотносит-
ся с достигаемым в процессе развития качеством, тогда как дискрет-
ность, прерывность, дизъюнктивность — с количественной величиной
(Брушлинский, 1988).
Итак, одной из существенных характеристик субъекта, по Бруш-
линскому, является способность человека выделять себя из окру-
жающего мира, способность относиться к нему, способность к само-
организации и саморазвитию, которые и определяют остальные его
особенности — целостность (или системность), автономность (или
относительную свободу) и др. Автономность при этом не исключает 30
взаимодействия, а наоборот, предполагает его. Расширение представ-
лений о содержании активности, переход от микросемантического
к макроаналитическому методу познания психического, целостный
системный характер исследования динамического, структурного и ре-
гулятивного планов анализа психологии субъекта — это тот принци-
пиально новый вклад, который был сделан А.В. Брушлинским при со-
здании научных основ психологии субъекта (Знаков, 2003).
А.В. Брушлинский утверждает, что человек не рождается, а становит-
ся субъектом, причем согласно выделенным им критериям проявления
субъектности характерны уже для самого маленького ребенка. Положе-
ния о том, что человек непрерывно развивается как субъект и одновре-
менно уже является субъектом, по мнению Е.А. Сергиенко, выглядят до-
статочно противоречиво (Сергиенко, 2002). Настолько же полемичным,
отмечает она, является второй критерий субъекта (Сергиенко, 2003).
Личность как субъект деятельности, поведения и субъект своего
внутреннего мира, своей психической жизни является предметом ис-
следования Л.И. Анцыферовой (Анцыферова, 2000). Автор утверж-
дает: «Основная характеристика субъекта — переживание человеком
себя как суверенного источника активности, способного в определен-
ных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира
и самого себя» (Анцыферова, 2000, с. 211).
На каждой ступени развития общество задает личности определен-
ные ориентиры, общие принципы восприятия и понимания мира, от-
ношения к нему. Можно сказать, что «заданное миром» не может быть
строго усвоено, принято. Общественные нормы имеют «зонную при-
роду», и влияют на человека только через его «внутренние условия»,
его индивидуальные особенности, ценности, цели и предпочтения.
Характеристика субъекта через понятие его собственной активности и
осознанности является базовым положением концепции Л.И. Анцыфе-
ровой, которая придерживается позиции С.Л. Рубинштейна, согласно
которому существенной чертой человека как субъекта деятельности
является осознанность его мотивов, произвольность деятельности. Рас-
сматривая три уровня развития личности, Л.И. Анцыферова полагает,
что на первом уровне «субъект недостаточно адекватно осознает свои
истинные побуждения», еще не может контролировать и учитывать
степень влияния на ситуацию. «На этом уровне качества субъекта про-
являются через акты целеполагания и через действия по преодолению
трудностей на пути достижения целей» (Анцыферова, 2000, с. 212).
На втором уровне личность проявляет себя как «субъект, созна-
тельно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирую-
щий ситуации свого поведения, стремящийся предусмотреть прямые
и косвенные результаты собственных действий…» (там же, с. 212).31
На третьем этапе, который обозначается как высший, личность
становится субъектом жизненного пути, и определяется степенью
своей индивидуальности, свободы — «свободы выявлять, переживать
и собственными действиями разрешать назревшие противоречия раз-
вития общества» (там же, с. 212). И далее: «Нахождение общественно
значимого способа разрешения этих противоречий оказывается в то
же время радикальным путем преобразования собственной жизнен-
ной ситуации» (там же, с. 213).
Итак, активность личности, которая характеризует ее как субъек-
та, обнаруживается в способности осознавать свои мотивы, действо-
вать произвольно и целенаправленно, искать и находить приемлемые
способы разрешения противоречий, ощущать себя источником орга-
низации собственной жизни.
Различия в понимании субъекта жизни и деятельности вызва-
ны оригинальным (авторским) подходом к проблеме личности и ее
развитию. Начиная с философской трактовки субъекта как высшего
уровня развития человека, уровня его совершенства, К.А. Абульха-
нова-Славская подчеркивает, что личность осуществляет свой путь к
совершенству, не достигая его. Субъект обозначает «индивидуальное
движение к совершенству или, что то же, движение к индивидуаль-
ному, а не универсальному совершенству» (Абульханова-Славская,
2002, с. 46). Правильнее говорить, по мнению, К.А. Абульхановой-
Славской, не об уровне как таковом, а о «мере» развития, мере станов-
ления субъектом. «Разные люди в разной мере способны организовы-
вать ход своей жизни соответственно со своими целями и притязани-
ями, в разной мере реализовывать свои возможности, способности,
осуществлять самореализацию своей индивидуальности в категориях
и формах своей жизни» (там же, с. 46), и именно поэтому категория
субъекта имеет скорее относительный, чем абсолютный характер.
Субъекта отличает уровень активности, степень его самоопреде-
ления и интегративности, при этом последнее определяется как ин-
тегрирование личности как системы с миром и образования «интер-
активного пространства» (между личностью и действительностью).
Активность субъекта и заключается в образовании такой системы, в
организации системы взаимодействий и отношений, и «проявляется
в определении задач деятельности, т.е. способе сочетания условий и
требований, тех трудностей и усилий, которые потребуются для их
решения» (Абульханова-Славская, 2002, с. 44).
Субъект обладает активностью в той мере, в какой он способен к
композиции индивидуально-личностных качеств с целью осуществле-
ния взаимодействия личности с миром, готов и умеет преодолевать про-
тиворечия, находя относительно независимый способ осуществления 32
деятельности от ее требований. Подводя итог обсуждению проблемы
субъекта, К.А. Абульханова-Славская утверждает, что «если личность,
согласно общепринятому определению,— интегративная система, если
активность, согласно нашей гипотезе,— это интеграл притязаний, само-
регуляции и удовлетворенности, то субъект деятельности — это синтез
или интеграл качеств личности в способе осуществления деятельнос-
ти и требований деятельности к личности. Этот интеграл оформляется
в виде... задач, в которых субъект может преобразовать не только свои
личностно-психологические ресурсы, но и сами условия и требования
деятельности» (Абульханова-Слав ская, 2002, с. 45).
Развитие личности в качестве субъекта предполагает рассмотрение
различных аспектов возникновения субъектности в жизни ребенка:
1) формирования личности как стержневой характеристики субъекта;
2) понимания и разделения мира физических и социальных объектов;
3) обсуждения вопроса об изначально практической (а затем теорети-
ческой) деятельности как основы саморазвития субъекта; 4) исследо-
вания проблемы индивидуальности (Сергиенко, 2002), а также стадий
развития субъекта в онтогенезе (Селиванов, 2002).
Проблема субъекта в психологии обсуждается очень широко. Дис-
кутируются вопросы, связанные с определением критериев субъекта
(Брушлинский, 2002; Сергиенко, 2003), проводится категориальный
анализ базисной категории «субъект» и метапсихологической катего-
рии «Я» (Петровский, Петровский, 2000), рассматриваются пробле-
мы психологии понимания человеческого бытия (Знаков, 2003), ис-
следуется проблема онтогенетического развития субъекта (Абульха-
нова-Славская, 2002; Анцыферова, 2000; Кудрявцев, 2001; Сергиенко,
2002; Слободчиков, Цукерман, 1996, 1998; Фельдштейн, 1994, 1996;
Селиванов, 2001, 2002 и др.); определяются характеристики саморегу-
ляции произвольной активности как особенности субъекта, функцио-
нальная структура процессов саморегуляции (Конопкин, 1995, 2004),
обосновывается положение об индивидуальном стиле саморегуляции
(Моросанова, 1997, 2002), исследуется проблема опыта субъектной
активности и его компонентов — ценностного, рефлексивного, при-
вычной активации, операционального и опыта сотрудничества (Ос-
ницкий, 1999).
Кроме того, изучается профессиональное и личностное развитие
человека как субъекта деятельности (Деркач, Кузьмина, 1993; Дикая,
1999, 2002; Ломов, 1984), анализируется субъектный аспект развития
способностей как качеств и свойств, обеспечивающих успешное фун-
кционирование психических процессов (Дружинин, 1999), осущест-
вляется исследование восприятия как субъектного и личностного
процесса (Барабанщиков, 2000) и др.33
Постановка и комплексное исследование проблемы субъекта в пси-
хологии является основой для формулировки общеметодологическо-
го принципа, который означает необходимость рассмотрения личнос-
ти как субъекта деятельности, развития, жизни, т.е. как суверенного
источника собственной активности, как человека, способного к созна-
тельной регуляции поведения и к целенаправленной деятельности.
1.4. Система принципов
В соответствии с изложенными выше принципами личность пред-
ставляет собой системный объект. Системность личности обеспечи-
вается историей ее развития. Чем сложнее система, тем многообраз-
нее ее отношения с миром, тем вариативнее, шире ее возможности.
Л.И. Анцыферова справедливо отмечает, что личностное развитие
«связано с повышением уровня ее организации, с возрастанием спо-
собности осуществлять себя в более сложной системе жизненных от-
ношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным,
интегрированным и содержательным» (Анцыферова, 1992, с. 23).
Системное развитие личности означает процесс, в ходе которого
происходит ее целостная перестройка на основе механизмов диффе-
ренциации и интеграции, предполагающая изменение не отдельных
сторон и качеств личности, а ее системную трансформацию. Именно
такой тип динамики как системное развитие позволяет говорить не о
количественном накоплении возможностей, а об их качественной спе-
цифике. И только поэтому можно утверждать, что «развитие личнос-
ти в своем результативном выражении выступает как ее качественное
преобразование…» (Анцыферова, 1992, с. 23).
Раскрытие закономерностей развития человека составляет основу
научной трактовки динамики личности, требующей выявления уни-
версального при учете уникального. Многообразие подходов к пробле-
ме периодизации развития личности (Балтес, 1994; Дружинин, 1997;
Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков, Цукерман,
1996; Фельдштейн, 1989, 1996; Эльконин, 1971) и субъекта деятельнос-
ти (Анцыферова, 2000; Брушлинский, 2002; Селиванов, 2002) позволя-
ет убедиться в реальности существования проблемы номотетического
знания о личности, считая необоснованными утверждения, что уни-
кальность организации и функционирования личности делают невоз-
можным выведение каких-либо общих закономерностей ее развития.
Общие закономерности развития личности обусловлены сущест-
вованием системы детерминант, которая по принципу «внешнее через
внутреннее» (С.Л. Рубинштейн) активизирует внутренние ресурсы
личности, ее готовность к системному изменению в целях обеспече-ния более свободного функционирования. Это означает, что понятие
«системное развитие» невозможно раскрыть без принципа субъекта,
и в этом смысле все три принципа — системности, развития и субъ-
екта образуют своеобразную общеметодологическую систему, взаи-
модополняя друг друга. Принцип системности объясняет характер
организации сложного объекта, раскрывая историю его становления,
принцип развития — закономерную динамику формирования новой
системы как качественно иной целостности, принцип субъекта — со-
знательное принятие себя в новом качестве с целью овладения более
широкими возможностями функционирования.
Три основных методологических принципа необходимо допол-
нить принципом активности. Он объясняет способность личности как
субъекта деятельности к сознательному использованию новых ресур-
сов при достижении человеком определенного уровня развития.
Активность системы связана с целевой детерминацией, с направ-
ленностью человека на будущие результаты, с планированием опре-
деленных достижений. Влияние каких-либо факторов имеет значение
только с точки зрения «разрешения» реализации, с позиции готовности
«систем будущего поведения», формирующихся «в процессе выполне-
ния предыдущего» (Александров, 2003, с. 47). Активность личности как
субъекта деятельности объясняет существование множества вариантов
решения жизненной проблемы, которые рассматриваются именно как
варианты, как «определенный класс актов», как континуум способов
реализации замысла, достижения цели. Благодаря активности личность
не «впадает в полную зависимость от социальных требований и уста-
новок, а приобретает новые способности разрешения социально-психо-
логических противоречий, новые способы соотнесения себя с другими
людьми, утверждается в правильности своей позиции, убеждается в ее
адекватности жизни» (Абульханова-Славская, 1991, с. 79). Активность
проявляется в способности личности моделировать себя и отношения с
другими людьми, становясь субъектом собственной жизни.
Таким образом, общей методологией исследования является единс-
тво принципов системности, развития, субъекта и активности, кото-
рые последовательно соотносятся с конкретно-научной методологией,
т.е. теми научными процедурами — субстратным, атрибутивным, фун-
кциональным, структурным и генетическим видами анализа, которые
выделены в теории познания, и в настоящем исследовании (Глава 3)
применяются для решения задач специальной области исследова-
ния — психологии самоутверждения личности, различные аспекты
которой были частично разработаны в психоанализе, гештальтпсихо-
логии, гуманистической психологии и бихевиоризме.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принцип субъекта» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Затвердження
Аудит нерозподіленого прибутку
Оцінювання ефективності інвестицій
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ
Робота з проблемними кредитами і заходи впливу на них


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1386 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП