Объективными, казалось бы, должны быть экспериментальные ме тоды изучения мотивов. Именно с целью объективизации их изучения в лаборато рии Л. И. Божович (1969) были разработаны методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные световые сигналы (си ний, желтый, белый, малиновый), каждый из которых связывался с определенным мотивом (установкой): завоевать лучшее место для звена, завоевать звание его ко мандира. Сравнение времени реакции при разных установках позволяло судить об индивидуалистских или коллективистских мотивах учащихся. Слабостью этого ме тода является то, во-первых, что он направлен на изучение только одного вида на правленности личности (впрочем, и все другие методики исследуют только какую- то одну сторону мотивации и мотива) и, во-вторых, что он может показывать не столько общую направленность личности, сколько отношение данного учащегося к звену, классу: отрицательное отношение к ним может искажать при эксперименте его общую коллективистскую направленность. Следовательно, для использования этого метода надо отбирать людей с положительным отношением к той группе, в состав которой его включают. М. Н. Валуева (1967) предлагает изучать значимость тех или иных мотивов (точ нее было бы сказать — мотиваторов) с помощью экспериментальной методики, ос нованной на регистрации вегетативных показателей эмоционального напряжения (использование эмоциональных реакций как «индукторов мотивов»). В качестве показателей, отражающих величину потребности и оценку вероятности ее удовлет ворения, у автора этого метода выступают изменения порогов обнаружения звуко вых сигналов и частоты сердечных сокращений.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МОТИВОВ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»