Для изучения мотивировок и мотиваторов используются беседа, опрос, анкетирование. Устный или письменный опрос человека о причинах и целях его реального поступка или действия является наиболее коротким путем выявле ния основания его активности: различных мотиваторов, личностных диспозиций, потребностей, интересов, направленности личности. Связан опрос с аргументиро ванным объяснением человеком причины своего поступка, со словесным обоснова нием своего поведения, т. е. с мотивировкой. Однако беда в том, что часто мотиви ровка и мотив не совпадают или совпадают лишь частично. Во-первых, человек может не до конца разобраться в основном факторе, побу дившем совершить его тот или иной поступок. Например, при добровольном выборе рода занятий (профессии, вида спорта, кружка самодеятельности) основным аргу ментом для большинства людей является то, что выбранное занятие им нравится. И это «нравится» является достаточным основанием для принятия решения. Поче му нравится именно это занятие, а не другое, люди, как правило, не выясняют; по этому остается скрытым главный фактор, определивший направление активности человека. Во-вторых, побудительная причина может быть преднамеренно искажена чело веком, для того чтобы не выглядеть в глазах других или в своих собственных без нравственным, неволевым и т. д. Как пишет В. С. Мерлин (1971), у карьериста и властолюбца подлинной причиной, лежащей в основе его действий, является недо статочно высокое положение, неудовлетворенность этим положением. Но самого себя и других он может убеждать в том, что нуждается не в высокой должности, а в других условиях работы, при которых мог бы принести больше пользы делу. Кстати, такие мотивы В. С. Мерлин почему-то назвал бессознательными, или не вполне со знательными, хотя сам оговаривает, что они бессознательны не потому, что человек не осознает их, а потому, что неправильно понимает свою подлинную объективную потребность. Более надежным представляется метод анкетирования, при котором испытуе мый, представляя себя в соответствии с предложенным заданием в той или иной ситуации, в которой он якобы совершил какое-то действие, объясняет причину сво его поступка.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВИРОВОК И МОТИВАТОРОВ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»