Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, много объяснять не надо. Приведу лишь один пример. Ю. Г. Мутафова (1970) показала, что информированность игроков спортивной ко манды о мотивах занятий баскетболом каждого из членов игрового коллектива су щественно влияет на характер взаимоотношений между ними и одновременно по зволяет более успешно достигать и сохранять единство при решении стоящих перед командой задач. Однако выявление оснований действий и поступков человека — дело непростое, связанное как с объективными, так и с субъективными трудностями. Ведь часто та кое выявление означает «залезание в душу», что по многим причинам бывает для субъекта нежелательным. Правда, в ряде случаев мотивы действий и деятельности человека бывают настолько очевидны, что не требуют кропотливого изучения (на пример, выполнение профессионалом своих обязанностей). Совершенно ясно, за чем он пришел на предприятие, почему он делает именно эту работу, а не другую. Для этого вполне достаточно собрать о нем некоторые сведения, узнать его соци альную роль. Однако такой поверхностный анализ дает слишком мало для понима ния душевного мира человека, его мотивационной сферы (чего хочет достичь, ради чего), а главное — не позволяет прогнозировать его поведение в других ситуациях. Изучение же психического склада человека включает выяснение и таких вопросов: — какие потребности (склонности, привычки) типичны для данного человека (ка кие чаще всего удовлетворяет или пытается удовлетворить, удовлетворение ка ких приносит ему наибольшую радость, а в случае неудовлетворения — наиболь шие огорчения, чего не любит, пытается избежать); — какими способами, с помощью каких средств он предпочитает удовлетворять ту или иную потребность; — какие ситуации и состояния обычно запускают то или иное его поведение; — какие свойства личности, установки, диспозиции оказывают наибольшее влия ние на мотивацию того или иного типа поведения; — способен ли человек на самомотивацию, или нужно вмешательство со стороны; — что сильнее влияет на мотивацию — имеющиеся потребности или чувство дол га, ответственности; — какова направленность личности. 328 17. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ Ответ на большинство этих вопросов можно получить, лишь используя разнооб разные методы изучения мотивов и личности. При этом декларируемые человеком причины поступков нужно сопоставлять с реально наблюдаемым поведением. Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ резуль татов деятельности и пр. Все эти методы можно разделить на три группы: 1) осуще ствляемый в той или иной форме опрос субъекта (изучение его мотивировок и моти ваторов); 2) оценка поведения и его причин со стороны (метод наблюдения), 3) экс периментальные методы.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»