Невроз навязчивых состояний проявляется в раздражительности, повышен ной утомляемости, нарушении сна, вегетативных расстройствах, но характерным является наличие у человека навязчивых идей, часто в виде фобий. Все эти формы невроза являются результатом внутренних конфликтов, возника ющих у людей по разным поводам. Неврастенический конфликт представляет собой противоречие между стремле нием личности, при завышенных к себе требованиях, и ее возможностями. К невра стении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворять. Они отличаются большой ответственностью, различные правила воспринимаются ими догматично, без учета ситуации, пересмат риваются с большим трудом при столкновении с реальной действительностью; му чительно переносят неясность ситуации, неизвестность. Истерический конфликт возникает из-за чрезмерно завышенных претензий лич ности, требования к другим при этом превышают требования к себе. Желание выде ляться, удовлетворять свои прихоти сочетается с недооценкой или полным игнори рованием реальных условий и требований окружающих. Психастенический конфликт обусловлен противоречивыми потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными при вязанностями. При этом резкое усиление нервно-психического напряжения наблю дается при доминировании одной потребности (влечения), но продолжающемся про тиводействии другой. К неврозу иной раз приводит и жизнь без определенных целей. Среди теорий, объясняющих возникновение невроза, следует остановиться на учении 3. Фрейда. С его точки зрения, движущими силами развития личности явля ются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Поскольку удовлетво рение этих влечений (желаний) наталкивается на препятствия со стороны окружа ющих, они вытесняются, образуя область бессознательного. Эти первоначальные представления были затем развиты 3. Фрейдом в учении о структуре личности, которая, согласно ему, состоит из «Оно» («Ид»), «Я» («Эго») и «Сверх-Я» («Супер-эго»). «Оно» является источником энергии побуждений и состав ляет биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, ко торое блокируется «Сверх-Я» — «цензорным» компонентом личности, совестью. «Сверх-Я» складывается из интериоризованных в ходе социализации индивида со циальных нормативов и ценностей. «Цензура» сознания подавляет энергию бессо знательных влечений, которая прорывается обходными путями в виде невротиче ских симптомов,сновидений и т. п. «Эго» выступает у 3. Фрейда в роли посредника между «Оно» и «Сверх-Я». «Эго» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраня ет ее в памяти и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохра нения. Но поскольку требования к «Эго» со стороны «Оно» и «Сверх-Я» несовмести мы, возникает внутренний конфликт, психоэмоциональное напряжение, от которо го индивид спасается с помощью защитных механизмов: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации. При недостаточной выработке мер защиты, пишет 3. Фрейд, возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связан ные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противо положного пола (комплекс Эдипа или Электры).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Невроз навязчивых состояний» з дисципліни «Мотивація і мотиви»