ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников
Особенностью мотивации большинства школьников младших классов является бес­
прекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной де­
ятельности настолько сильна, что они даже не всегда стремятся понять, для чего
нужно делать то, что им велит учитель: раз велел, значит, нужно. Даже скучную и
бесполезную работу они выполняют тщательно, так как полученные задания кажут­
ся им важными. Это, безусловно, имеет положительную сторону, так как учителю
было бы трудно всякий раз объяснять школьникам значение того или иного вида
работы для их образования.
По данным лонгитюдного исследования И. М. Вереникиной (1984), от 6 до 10 лет
возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга
(с 15% до 34%) и уменьшается число детей, которые учатся из-за интереса (с 25%
до 5%).
Мотивационную роль играют получаемые школьниками отметки, однако у
школьников 1-2-х классов эта роль своеобразна. По данным Л. И. Божович, они
воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной рабо­
ты. Одна ученица уверяла, что учится хорошо, а когда ей указали на плохие отмет-256 13. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ки, то возразила: «Мама говорит, что я хорошо стараюсь». Отметка младшим школь­
никам кажется важной, если она поставлена за четверть, так как «она не за один
какой-нибудь урок, а за все прилежание ставится». Это свидетельствует о том, что
первоначально социальный смысл учебной деятельности заключен для детей не
столько в результате, сколько в самом учебном процессе.
Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины
младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный
интерес называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процес­
са обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с
мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.
Однако такое отношение к отметке скоро исчезает. Школьники 3-4-х классов
начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается.
А учащиеся 5-6-х классов начинают даже дразнить младших школьников за ста­
рание, называя их «зубрилками».
Такие сдвиги в мотивационной сфере происходят, как предполагает Л. И. Божо-
вич, потому, что не удовлетворяется познавательная потребность учащихся, а это
связано с методикой их обучения, в частности с излишним количеством упражне­
ний, направленных на выработку умений. В результате чрезмерно загружается па­
мять и недостаточно используется интеллект.
У младших школьников «знаемые» мотивы часто не соответствуют реальным, по­
буждающим их к учебной деятельности (Г. Г. Гусева, 1983; М. В. Матюхина, 1984).
По данным Г. Г. Гусевой, диапазон «знаемых» мотивов у учащихся 2-3-х классов
весьма широк и включает как познавательные, так и социальные мотивы. В первую
тройку вошли: «хочу больше знать», «интересно узнавать новое», «хочу получать
отличные отметки». Последними названы: «все учатся»; «не хочу, чтобы ругали».
У школьников, хорошо успевающих и проявляющих интерес к знаниям, «знаемые»
мотивы совпадают с реальными. У школьников, хорошо успевающих, но без ярко вы­
раженного интереса к знаниям, имеется неполное совпадение тех и других мотивов.
У них доминируют мотивы: «получение отметки», «похвала» и «требование».
У посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «из­
бегание наказания». Этот же мотив входит в первую тройку «знаемых» мотивов.
Следовательно, отрицательный «знаемый» и реальный мотивы у них совпадают, а
положительные «знаемые» («хочу получать хорошие отметки», «хочу больше
знать») не совпадают с реальными.
М. В. Матюхина отмечает, что не все мотивы осознаются младшими школьника­
ми в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответ­
ственности, благополучия, престижные, целый ряд мотивов, связанных с содержа­
нием и процессом учения (интерес к объекту деятельности, к процессу деятельно­
сти, к результату деятельности). Но именно эти мотивы чаще всего выступают в
качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив само­
определения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально
действующим, а просто «знаемым».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мотивация учебной деятельности и поведения младших школьников» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ВИДИ ГРОШОВИХ СИСТЕМ ТА ЇХ ЕВОЛЮЦІЯ
Аудит орендованих необоротних активів
МОНЕТИЗАЦІЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФІЦИТУ ТА ВАЛОВОГО ВНУТРІШНЬОГО ПРОДУКТУ...
ФІНАНСОВА ДІЯЛЬНІСТЬ У СИСТЕМІ ФУНКЦІОНАЛЬНИХ ЗАВДАНЬ ФІНАНСОВОГО...
Еволюція стандартів стільникового зв'язку


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1376 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП