Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным. Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или 206 10. МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разно видности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существу ет, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вто ричной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной (1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой книге. Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969; А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964]; Е. Маккоби и Дж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972) склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоя тельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечат лениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow, М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Ма- рисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных по требностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей: 1) в другом человеке и.взаимоотношениях с ним; 2) в принадлежности к социальной общности; 3) в сопереживании и сочувствии; 4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других; 5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим; 6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве; 7) в постоянном обмене опытом, знаниями; 8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете; 9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективно го мира и всего происходящего в нем. В отношении второго вопроса — о происхождении потребности в общении — имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл [D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения. Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными (С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Ле онтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется при жизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми. В доказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить «добрую» мими ку или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реак ция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться. 1 0 . 1 . ЧТО ТАКОЕ «ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ» 207 Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над. младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лига. В первый раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обыч ную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй ила последующие разы такой эксперимент вызывал плач — младенец протестовал про тив «необщения» с ним. Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех этапов становления потребности в общении и четырех критериев, по которым мож но судить об этой потребности. Первый этап и критерий — внимание и интерес ре бенка к взрослому; второй этап и критерий — эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий — инициативные действия ребенка, на правленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий —чув ствительность ребенка к отношению и оценке взрослого. Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхож дении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают ли все указанные выше этапы становления потребности в общении, что она унасле дована (точнее было бы — врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ре бенка? Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Ки- стяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не прояв ляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2-3 лет жизни. Но стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого вре мени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматри вать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрос лых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности обще ния М. И. Лисиной). Неясно, однако, а как обстояли у этих детей дела с общением друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в два года), с животными. М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремле ние к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребен ка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существо вание взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, что бы его выделить и исследовать (читай — нужду в общении со взрослым).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧТО ТАКОЕ «ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ»» з дисципліни «Мотивація і мотиви»