ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

ЧТО ТАКОЕ «ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ»
Вопрос об истоках общения до сих пор остается дискуссионным.
Во-первых, дискутируется вопрос о том, имеется ли потребность в общении (или 206 10. МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ
коммуникативная потребность) как специфическая потребность, отличная от
других социальных или духовных потребностей, или же за нее принимают разно­
видности последних. Во-вторых, если потребность в общении все-таки существу­
ет, то каково ее происхождение: является ли она врожденной (базовой) или вто­
ричной, т. е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. Оба
этих вопроса явились предметом рассмотрения в монографии М. И. Лисиной
(1986). Ниже я даю краткое изложение вопроса о потребности в общении по этой
книге.
Что касается первого вопроса, то большинство авторов (Н. Ф. Добрынин, 1969;
А. Г. Ковалев, 1963; А. В. Петровский, 1970; М. Айнсворт [М. Ainsworth, 1964];
Е. Маккоби и Дж. Мастере [Е. Maccoby, J. Masters, 1970]; К. Обуховский, 1972)
склонны считать, что потребность в общении является специфической самостоя­
тельной человеческой потребностью, отличной от других потребностей, хотя на
практике ее нередко сводят к более частным потребностям: потребности во впечат­
лениях (М. Ю. Кистяковская, 1970), в безопасности (А. Пейпер, 1962), в комфорте
от соприкосновения с мягким теплым телом (X. Харлоу, М. Харлоу [Н. Harlow,
М. Harlow, 1966]) и др. Поэтому более логичной представляется позиция Л. И. Ма-
рисовой (1978), которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных по­
требностей, служащей мотивационно-потребностной основой общения. В связи с
этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и.взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности
и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективно­
го мира и всего происходящего в нем.
В отношении второго вопроса — о происхождении потребности в общении —
имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1963; Д. Т. Кемпбелл
[D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в
самом процессе общения.
Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными
(С. Л. Рубинштейн, 1946; Ф. Т. Михайлов, 1976; А. В. Запорожец, 1978; А. Н. Ле­
онтьев, 1983). М. И. Лисина тоже считает, что эта потребность формируется при­
жизненно, как результат контакта ребенка со взрослыми.
В доказательство этому приводятся наблюдения, проведенные психологами над
младенцами. В первые недели жизни ребенок не отвечает на обращения старших и
сам к ним не адресуется (если не считать его плача, адресованного всем и никому
конкретно). Но уже в возрасте двух месяцев он способен отличить «добрую» мими­
ку или интонацию взрослого от «злой», причем на первую у него появляется реак­
ция оживления: поворачивает голову из стороны в сторону, открывает и закрывает
рот, перебирает ручками и ножками, пытается улыбаться. 1 0 . 1 . ЧТО ТАКОЕ «ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ» 207
Интересный эксперимент проведен О. В. Баженовой: взрослый наклонялся над.
младенцем со специально отрепетированным «индифферентным» выражением лига.
В первый раз экспериментатор, как правило, встречал со стороны младенца обыч­
ную реакцию оживления, но намеренно сохранял безучастный вид. Во второй ила
последующие разы такой эксперимент вызывал плач — младенец протестовал про­
тив «необщения» с ним.
Эти и подобные им исследования привели М. И. Лисину к выделению четырех
этапов становления потребности в общении и четырех критериев, по которым мож­
но судить об этой потребности. Первый этап и критерий — внимание и интерес ре­
бенка к взрослому; второй этап и критерий — эмоциональные проявления ребенка
в адрес взрослого; третий этап и критерий — инициативные действия ребенка, на­
правленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий —чув­
ствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.
Однако и эти наблюдения не дают окончательного ответа на вопрос о происхож­
дении потребности в общении, так как запаздывание проявления этой потребности
у младенцев может быть связано с этапностью «созревания» мозговых структур и
психики. По этому поводу М. И. Лисина ставит закономерный вопрос: не означают
ли все указанные выше этапы становления потребности в общении, что она унасле­
дована (точнее было бы — врожденная) и лишь «проявляется» после рождения ре­
бенка?
Отвечая на этот вопрос отрицательно, она ссылается на исследование М. Ю. Ки-
стяковской (1970), которая наблюдала, что в условиях госпитализма дети не прояв­
ляют к взрослым ни внимания, ни интереса даже по истечении 2-3 лет жизни. Но
стоило педагогу наладить взаимодействие с ребенком, как в течение короткого вре­
мени удавалось далеко «продвинуть» его по пути развития, сформировать активное
отношение к людям и окружающему миру. Все это можно принять, если рассматри­
вать только потребность детей в общении со взрослыми для познания этих взрос­
лых и самих себя через взрослых (что соответствует пониманию потребности обще­
ния М. И. Лисиной). Неясно, однако, а как обстояли у этих детей дела с общением
друг с другом (по данным М. И. Лисиной, такая потребность возникает в два года), с
животными.
М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремле­
ние к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию
и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на
основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой
коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребен­
ка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существо­
вание взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы
эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, что­
бы его выделить и исследовать (читай — нужду в общении со взрослым).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ЧТО ТАКОЕ «ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ»» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: КРИТЕРІЇ ПРИЙНЯТТЯ ФІНАНСОВИХ РІШЕНЬ
WiMAX vs UMTS: послесловие (продолжение статьи: "3G… 4G… Кто...
ІНВЕСТИЦІЙНІ РИЗИКИ. Концепція і вимірювання ризиків
Аудит загальновиробничих витрат
Аудит орендованих необоротних активів


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 851 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП