Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля — аппарате сличения в виде эта лона, с которым происходит сопоставление достигаемого результата. При достижении запланированного результата и удовлетворении потребности мотив теряет свою актуальность и как побуждение «здесь и сейчас» утрачивает свою энергию, но закрепляется в долговременной памяти как опыт. Мотив становится «знаемым», как и его компоненты — потребности и цели, а также пути их достиже ния. По мере развития личности возникает своеобразный «мотивационныи банк 146 8. ВИДЫ МОТИВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ данных», хранящий в долговременной памяти основные и регулярно возникающие потребности, средства и способы их удовлетворения и получавшийся при этом эмо циональный фон. В зависимости от знака последнего (положительных или отрица тельных эмоций) пережитая потребность с объектом ее удовлетворения может стать ценностью или антиценностью для данного человека; он не прочь при каждом удобном случае актуализировать положительные ситуации либо, наоборот, устра нять ситуации, провоцирующие актуализацию негативных потребностей и спосо бов их удовлетворения. Часто, однако, цель не достигается, и потребность остается не удовлетворен ной. Причинами этого могут быть блокирование путей достижения цели (запре ты), отстутствие предмета удовлетворения потребности, откладывание по каким- то причинам достижения цели (например, потому что в данный момент человеку некогда или складывается неподходящая ситуация), насильственное прерывание деятельности, ведущей к ее достижению (реализации намеченного). Все это мо жет приводить к трем вариантам. При первом варианте мотив «затухает» либо ес тественным путем (феномен забывания намерений по 3. Фрейду), при втором — появляется более сильная потребность, которая подавляет по механизму доминан ты прежнюю. При третьем варианте потребность остается и требует своего удов летворения. Этот вариант изучался в психологической школе К. Левина. Было по казано, что нерешенные задания образуют напряжение, которое привязывает че ловека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена. Так, например, многие дети, которым не дали закончить урок (или игру), возвращались к прерванному занятию без всякого внешнего понуждения, несмотря на сложность задания (причем при таком перерыве происходила лучшая фиксация урока в памя ти, чем без перерыва). Эти эксперименты объясняют и многие случаи, связанные с решением повсе дневных «задач». Возникающее у человека напряжение в связи с неудовлетворени ем потребности способствует закреплению в памяти сформированного намерения. У человека остается понимание необходимости удовлетворения потребности, до стижения цели. Однако при этом мотив видоизменяется, трансформируется в новое психологическое образование — мотивационную установку; чем дольше она не реализуется, тем все более снижается острота переживания потребности, а следо вательно снижается побудительное напряжение (правда, это не относится к виталь ным потребностям — в пище, воде, воздухе, на удовлетворение которых тем больше направлены мысли человека, чем дольше они не удовлетворяются). Мотивационная установка — это задание для себя, запланированное, но отсро ченное, или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуа ции, повода. Ее можно рассматривать как латентное состояние готовности к удов летворению потребности, реализации намерения (наподобие того, как пламя «пе реходит» в тлеющие угли, но, стоит только подбросить дров, как вспыхивает вновь). Мотивационная установка может возникать и без неудачных попыток достичь цели как долговременное намерение (замысел). При этом мотивационная установ ка-намерение может проявляться в различных формах: в виде принятого задания, взятого обязательства, данного обещания, мечты.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИОННАЯ УСТАНОВКА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»