Долгое время соотношение между мотивом и поведением (деятель ностью) рассматривалось с мономотивационной позиции. Исходя из того что мотив является системообразующим фактором деятельности и поведения, психологи тес но привязывают их к конкретной потребности (принимаемой за мотив). Это нахо дит выражение в тезисе: каждому мотиву (потребности) должна соответствовать своя деятельность, и наоборот. Например, Д. Н. Узнадзе пишет: «...нет одного и того же поведения, которое могло бы иметь различные мотивы. Было бы правильнее го ворить, что есть столько же поведений, сколько мотивов, дающих им смысл и значе ние» (1966, с. 403). Из такого понимания соотношений между мотивом и поведением (деятельно стью), отмечает И. В. Имедадзе (1984), вытекают три следствия. Первое состоит в формуле: один мотив — одна деятельность. Второе — мотив именует деятельность и благодаря этому выступает критерием выделения различных видов и форм поведе ния. Третье следствие заключается в том, что мотив определяет содержательную характеристику деятельности. Однако в последние годы среди многих отечественных психологов стала распро страненной точка зрения, что деятельность и поведение человека обусловлены од новременно многими мотивами (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, И. В. Имедадзе, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. Ф. Петренко, М. М. Филиппов). А. Н. Леонтьев, например, выдвигая положение о полимотивированности деятельности, отталкива ется от факта, что сложные формы поведения и деятельности, как правило, побуж даются несколькими потребностями. Первый вариант полимотивации, по А. Н. Ле онтьеву, состоит в обусловленности учебной деятельности как познавательными мо тивами, так и социальными, придающими этой деятельности двоякий смысл. Второй вариант полимотивации — это сочетание смыслообразующего мотива, осуществля ющего функцию побуждения, направления и смыслообразования, с мотивами-сти мулами, которые играют роль лишь дополнительной стимуляции данной деятельно сти. Психологи настолько уверовали в непогрешимость постулата о полимотивиро ванности деятельности и поведения, что считают его аксиоматичным. Например, В. К. Вилюнас пишет: «У человека одновременное проявление и действие мотиваци- онных факторов различного происхождения представляет собой практически посто янный фон жизни. Поэтому актуальной является не сама по себе констатация поли мотивированности человеческой деятельности, а проблема ее форм и механизмов» (1990, с. 187). Но, пожалуй, в наиболее крайнем проявлении этот взгляд выражен А. Маслоу, который полагает, что любое поведение обнаруживает тенденцию к де терминированности скорее несколькими или всеми базовыми потребностями одно временно, чем единственной из них. Попытку разобраться в том, насколько состоятельна та и другая позиция психо логов, предпринял И. В. Имедадзе (1984).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПРОБЛЕМА ПОЛИМОТИВАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»