Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные осо бенности в зависимости от свойств личности. Так, К. Обуховский отмечает, что пси хастеники предъявляют необычайно высокие требования к своему моральному облику, поэтому у них в формировании мотива непременное участие должен прини мать такой мотиватор, как нравственный контроль. У других же лиц такие пробле мы не возникают, так как при обосновании принимаемых решений они руководству ются иными ценностями, например личной преданностью руководителю, началь нику. Вот, например, описание поведения Гиммлера, данное английским историком X. Р. Тревор-Коупером; «В течение многих лет у Гиммлера вообще не было никаких проблем (в осуществлении своих служебных обязанностей, т. е. в выполнении роли палача. — Е. И.), потому что отсутствовала необходимость доходить до чего-либо своим нескладным умом. Принцип верности, который лежал в основе всей его жиз ни, всех успехов, всей системы ценностей, щадил его и оберегал от любых трудно стей, связанных с самоанализом и размышлением. Этому принципу он доверял це ликом и полностью, несмотря на то что в самом принципе было заложено столько двусмысленности, неясности, нестабильности и несуразности. Но благодаря этому принципу жизнь Гиммлера текла просто, без всяких осложнений, в полном согла сии с его наивной верой в метафизическую чепуху нацистской религии. Защищен ный такой волшебной броней, он ни о чем не думал и ни в чем не сомневался, но просто верил и действовал»'. Таким образом, фанатизм любого направления избав ляет человека от необходимости сомневаться в правильности принимаемых реше ний и поступков, избавляет его от мучительных переживаний, и процесс формиро вания мотива совершается у него легко и быстро. Особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех этапах. Так, легкость возникновения потребности, ее интенсивность (сила) зависят от индивидуальной «чувствительности» человека к стимулу второсигнальному воз действию (ситуации); еще Оноре Бальзак писал: «Существуют нежные натуры: чу жие мысли глубоко внедряются в них и производят опустошения; есть также нату ры, мощно вооруженные, черепа с медной броней; воля других сплющивается о них и падает, как пуля, отраженная стеной; есть еще натуры, дряблые и рыхлые; чужие идеи увязают в них, подобно ядрам, попавшим в мягкий грунт редутов» 2 . Возникно вение и переживание состояний (обиды, злости и т. п.), приводящих к желанию при менить ту или иную форму агрессии
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»