ИМПЕРАТИВНЫЕ ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
К ним относятся приказы, требования и принуждение. Приказ, требование. В случае приказа, требования (т. е. понуждения) или просьбы особенностью формирования мотива является то, что человек принима ет их как цель. В связи с этим В. А. Иванников говорит о двух родах целей: цель 6.4. ИМПЕРАТИВНЫЕ ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 1 0 3 Рис. 6.3. Схема формирования мотива при заданной извне цели как конкретное наполнение мотива (это первый вариант формирования мотива, рассмотренный выше) и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом. В этом случае взаимоотношение цели с потребностями имеет особый характер: цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени. Важным психологическим моментом является здесь принятие этой цели как соб ственной, отвечающей его интересам, моральным установкам, ценностям (схема на рис. 6.3). Это происходит в том случае, когда у человека сформирована внутренняя пози ция (социальная установка) долженствования в отношении выполнения им опре деленной роли (солдата, ученика, подчиненного и т.д.). Например, если ребенок, придя в школу, внутренне занимает позицию школьника (т. е. принимает роль с обязанностью (долженствованием) подчиняться учителю), дорожит ею, он без тру да принимает и выполняет предъявляемые ему требования. Принятие человеком требований роли (я должен), преобразование приказа, требования, внешнего сигна ла в мотив (необходимо сделать) можно рассматривать как формирование своеоб разного защитного психологического механизма (стремление к избеганию наказа ния), создающего ощущение независимости и основание для самоуважения (вспом ним: «свобода — осознанная необходимость»). Поскольку цель уже сформулирована другим, оказывается ненужной тщатель ная отработка вариантов, т. е. — вторая и третья стадии формирования мотива в развернутом виде. Исключение составляют случаи, когда в приказе или просьбе 1 0 4 6. ВНЕШНЕОРГАНИЗОВАННАЯ МОТИВАЦИЯ перед человеком не ставится конкретная цель или же когда человек не имеет опыта в решении поставленной задачи. Тогда формирование мотива идет по схеме, пред ставленной на рис. 5.1, с формулированием абстрактной цели. Однако в любом случае формирование мотива начинается с восприятия внешне го стимула (приказа и т. п.), с осознания его значимости в данный момент и в данной ситуации для приказывающего и для самого субъекта и с возникновения стремле ния отреагировать на него (т. е. выполнить приказ). Это значит, что стимул принят субъектом как личностно значимый, и у него возникло чувство долга, обязанности. Как писал С. Л. Рубинштейн, для совершения действия недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята. Возникающее при этом намерение выполнить приказ или просьбу К. Левин относил к «квазипо требностям». Таким образом, общественно значимые цели должны стать личностно значимы ми или, как может быть выражено термином, предложенным Н. В. Кузьминой, дол жен возникнуть мотивационно-целевой резонанс. В противном случае достаточно было бы человеку поставить цель, как он оказал ся бы замотивированным. В одной из работ А. Н. Леонтьев так и писал: обществен ные условия несут в себе мотивы и цели. Отсюда и даваемые человеку инструкции, приказы и прочее многими авторами принимаются за мотивы. Не вследствие ли это го появилась бытовавшая в недавнее время в нашей стране лозунговая система вос питания («Партия сказала— надо, комсомол ответил— есть!»; «Выполним пяти летку досрочно!» и т. д.)? Здесь в умах некоторых психологов, педагогов, политиков происходит явная под мена одного явления другим. Одно дело, например, когда призыв партии касался ее членов: партийная дисциплина заставляла всех действовать в соответствии с этим приказом, так как у них уже была сформирована социальная установка на подчине ние распоряжениям сверху. Это распоряжение (призыв) действительно оказывало мотивирующее действие на членов партии. Другое дело — воздействие на непар тийных людей. Мотивирующее действие этих призывов и лозунгов зависело от того, в какой степени они являлись привлекательными для данного человека (насколько он сочувствовал этим призывам, имел ли коммунистические убеждения), т. е. на сколько они, как говорили вожди, соответствовали его чаяниям, а проще — его по требностям. Поэтому и общественные условия, и призывы, лозунги и т. п. являют ся лишь стимулами, которые могут быть приняты человеком, а могут быть и отвер гнуты, если не отвечают его потребностям, установкам, т. е. если они для него не значимы. О необходимости принятия личностью общественных требований и при зывов упоминают С. Л. Рубинштейн и В. И. Ковалев. Когда общественно значимая цель не становится личностно значимой, не акту ализирует какую-либо потребность человека, она выступает в роли нежелаемой необходимости, а деятельность осуществляется благодаря принуждению извне и самопринуждению. Однако это не означает, что действия человека при этом не мотивированы, не связаны с потребностями, как считают некоторые психологи. В действительности, что отмечает В. Г. Асеев, учащиеся посещают нелюбимый урок ради того, чтобы избежать неприятностей, чтобы не портить себе табель, а за этим скрывается их потребность в самоуважении, в самосохранении;
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ИМПЕРАТИВНЫЕ ПРЯМЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»