Под внешнеорганизованной мотивацией мною понимается воздей ствие (в основном оперативное, срочное) на процесс мотивации субъекта А со сто роны субъекта Б (или группы других лиц, или средств массовой информации) с це лью либо инициации мотивационного процесса, либо вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы по буждения, мотива. Речь, таким образом, идет об условном названии, отражающем психологическое влияние извне на мотивационный процесс, а не о действительном формировании мотива посторонним человеком (многочисленные примеры и приемы такого влияния описаны в книге Роберта Чалдини, 1999). В связи с этим замечу, что нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, на что уповают многие педагоги. Можно только способствовать этому про цессу. Мотив — сложное психологическое образование, которое должен постро ить сам. субъект. В процессе же воспитания и социализации личности формирует ся тот строительный материал, который будет в дальнейшем использоваться для мотивации того или иного действия или поступка. Этим материалом являются та кие личностные образования, как интересы и склонности, нравственные принципы, установки и самооценка, формирование которых является задачей педагогики. Сле довательно, извне формируются не мотивы, а мотиваторы (и вместе с ними — мотивационная сфера личности). Эти воздействия, влияния могут иметь вид просьбы, требования, совета, внуше ния, намека и т. д. и принимать характер информирования, инструктирования, сти мулирования и запрета (интердикции). Информирование влияет главным образом на представления индивида о том, каково наиболее вероятное направление разви тия ожидаемых событий и каковы последствия избранной им альтернативы поведе ния. Инструктирование предписывает индивиду наиболее эффективные способы достижения поставленных перед ним целей. Стимулирование направлено на уси ление мотива (см. раздел 11.2). Интердикция связана с препятствием осуществле нию субъектом его намерений путем запрета, ограничений правилами и т. п.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ ВНЕШНИМИ ВТОРОСИГНАЛЬНЫМИ СТИМУЛАМИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»