ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

Потребностные теории-мотивации
Научному изучению причин
активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие
мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Со­
крат, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рас­
сматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только
привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощрен­
ным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей чело­
век не смог бы выйти из дикого состояния.
Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности.
По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи раду­
ются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д.
Говоря о связи побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание
покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее
ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способ­
ствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека.
Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания,
стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека,
а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою
природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управ­
лять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укро­
щать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действитель­
ности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удов­
летворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это
приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разу­
ма он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни.
У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или
«низшую», душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разум­10 1. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведе­
ния человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в фор­
ме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или
вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и
связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых
состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного
объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоцио­
нальное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основа­
ния.
Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мне­
нию, являются желания, вытекающие из потребностей.
Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведе­
ния аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с
телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активно­
сти человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал
потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удо­
вольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телес­
ные привычки.
П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни чело­
века, но делал это глубже и последовательнее. Потребности, писал он, выступают
движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через моти­
вы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми свя­
зано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и
волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддер­
жания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обсто­
ятельство служит источником его постоянной активности. П. Гольбах в учении о
потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно од­
них внешних причин, и полностью отвергал традиционное представление идеализ­
ма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и волевой
деятельности.
К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или
природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потреб­
ностей. Последние он отождествлял с ощущениями.
Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чер­
нышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к
объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и
нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и разви­
тие познавательных способностей. Первичными являются органические потребно­
сти, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических по­
требностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и
определяют их поведение и психическую жизнь.
Также значительную роль в психической активности человека отводил потреб­
ностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним
стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет ха-1.1. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ 1 1
рактер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь
смыкаются взгляды Р. Вудвортса и А. А. Ухтомского на доминанту и, по существу,
рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения).
В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются
теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [К. Levin, 1926];
Г. Олпорт[С Allport, 1937] и др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторич­
ные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания
(Г. Мюррей [Н. Murrey, 1938]). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в
аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уваже­
нии и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании
неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека
дал и А. Маслоу (A. Maslow, 1954) (см. раздел. 9.7).
Как видим, в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с поняти­
ем «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставля­
лись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развер­
тывается по схеме «стимул — реакция».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Потребностные теории-мотивации» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Програмне забезпечення та основні стандарти АРІ для комп’ютерної ...
Діалектна лексика
ВАЛЮТНИЙ КУРС
Поняття та види цінних паперів
Сервіс WWW


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 1533 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП