Научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации, положили начало еще великие мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Со крат, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рас сматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощрен ным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей чело век не смог бы выйти из дикого состояния. Гераклит подробно рассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению, потребности определяются условиями жизни, поэтому свиньи раду ются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе и т. д. Говоря о связи побудительных сил и разума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению. В то же время умеренность в удовлетворении потребностей способ ствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управ лять своими потребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укро щать свои побуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действитель ности. Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удов летворять их только тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизило бы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разу ма он смог бы направлять на поиск истины и смысла жизни. У Платона потребности, влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу которая подобна стаду и требует руководства со стороны «разум10 1. ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведе ния человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в фор ме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. Таким образом, любое волевое движение и эмоцио нальное состояние, определяющие активность человека, имеют природные основа ния. Близки к этим воззрениям и взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мне нию, являются желания, вытекающие из потребностей. Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведе ния аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание. Особое значение придавали потребностям как основным источникам активно сти человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удо вольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все душевные и телес ные привычки. П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни чело века, но делал это глубже и последовательнее. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через моти вы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми свя зано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определенные меры для поддер жания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обсто ятельство служит источником его постоянной активности. П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно од них внешних причин, и полностью отвергал традиционное представление идеализ ма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности. К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потреб ностей. Последние он отождествлял с ощущениями. Большую роль потребностям в понимании поведения человека отводил Н. Г. Чер нышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности. С развитием потребностей он связывал и разви тие познавательных способностей. Первичными являются органические потребно сти, удовлетворение которых ведет и к появлению нравственно-эстетических по требностей. Животные наделяются лишь физическими потребностями, которые и определяют их поведение и психическую жизнь. Также значительную роль в психической активности человека отводил потреб ностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет ха-1.1. КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ 1 1 рактер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р. Вудвортса и А. А. Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения). В 20-е и последующие годы нашего столетия в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [К. Levin, 1926]; Г. Олпорт[С Allport, 1937] и др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторич ные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей [Н. Murrey, 1938]). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уваже нии и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей человека дал и А. Маслоу (A. Maslow, 1954) (см. раздел. 9.7). Как видим, в XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с поняти ем «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставля лись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развер тывается по схеме «стимул — реакция».
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Потребностные теории-мотивации» з дисципліни «Мотивація і мотиви»